| Слово | Понимает | Понимает и говорит | Слово | Понимает | Понимает и говорит |
| 1. ветер | 15. мороз | ||||
| 2. грязь | 16. небо | ||||
| 3. двор | 17. горка | ||||
| 4. дерево | 18. палка | ||||
| 5. дождь | 19. парк | ||||
| 6. дом | 20. песок | ||||
| 7. елка | 21. работа | ||||
| 8. звезда | 22. снег | ||||
| 9. зоопарк | 23. солнце | ||||
| 10. камень | 24. трава | ||||
| 11. качели | 25. улица | ||||
| 12. лужа | 26. цветы | ||||
| 13. луна | 27. церковь | ||||
| 14. магазин | 28. |
Люди
| Слово | Понимает | Понимает и говорит | Слово | Понимает | Понимает и говорит |
| 1. мама | 12. дядя | ||||
| 2. папа | 13. тетя | ||||
| 3. бабушка | 14. доктор/ врач | ||||
| 4. дедушка | 15. имя ребенка | ||||
| 5. брат/ имя брата | 16. имя папы | ||||
| 6. сестра/ имя сестры | 17. имя мамы | ||||
| 7. няня | 18. имена зна- комых детей | ||||
| 8. девочка | 19. клички домашних животных | ||||
| 9. мальчик | 20. люди | ||||
| 10. малыш | 21. человек | ||||
| 11. дети | 22. |
Этикетные и игровые слова
| Слово | Понимает | Понимает и говорит | Слово | Понимает | Понимает и говорит |
| 1. ай-я-яй | 10. нет | ||||
| 2. брысь/ кыш | 11. нельзя | ||||
| 3. пока | 12. можно | ||||
| 4. привет | 13. спасибо | ||||
| 5. на (возьми) | 14. ку-ку | ||||
| 6. надо, нужно | 15. тю-тю | ||||
| 7. не буду | 16. вот так! | ||||
| 8. не хочу | 17. кто там? | ||||
| 9. да | 18. |
Ниже приводится список глаголов. Форма, в которой используется глагол, не имеет значения (если, например, ребенок говорит не включить, а включи или включу, глагол все равно отмечается).
Действия
| Слово | Понимает | Понимает и говорит | Слово | Понимает | Понимает и говорит |
| 1. бегать, бежать | 13. ездить, ехать | ||||
| 2. бояться | 14. закрыть | ||||
| 3. брать/взять | 15. залезть | ||||
| 4. бросать | 16. играть | ||||
| 5. включать | 17. идти | ||||
| 6. вставать | 18. искать | ||||
| 7. вытирать | 19. какать | ||||
| 8. гулять | 20. катать, кататься | ||||
| 9. дать | 21. качать, качаться | ||||
| 10. делать | 22. класть | ||||
| 11. дуть | 23. копать | ||||
| 12. есть | 24. кормить |
| 25. купать, купаться | 42. положить | ||||
| 26. кусать, кусаться | 43. прыгать | ||||
| 27. кушать | 44. прятать, прятаться | ||||
| 28. лежать | 45. сидеть | ||||
| 29. любить | 46. слушать, слышать | ||||
| 30. мыть, мыться | 47. смотреть | ||||
| 31. принести | 48. снимать | ||||
| 32. обнять | 49. собирать | ||||
| 33. одеть | 50. спать | ||||
| 34. открыть | 51. стоять | ||||
| 35. пúсать | 52. танцевать | ||||
| 36. падать | 53. хлопать | ||||
| 37. петь | 54. хотеть | ||||
| 38. пить | 55. ходить | ||||
| 39. плакать | 56. целовать | ||||
| 40. подметать | 57. читать | ||||
| 41. показать | 58. |
Признаки
| Слово | Понимает | Понимает и говорит | Слово | Понимает | Понимает и говорит |
| Какой? | 24. оранжевый | ||||
| 1. большой | 25. синий | ||||
| 2. вкусный | 26. черный | ||||
| 3. голодный | |||||
| 4. голый | Как? | ||||
| 5. горячий | 27. больно | ||||
| 6. громкий | 28. быстро | ||||
| 7. грязный | 29. вкусно | ||||
| 8. игрушечный | 30. горячо | ||||
| 9. красивый | 31. громко | ||||
| 10. маленький | 32. грязно | ||||
| 11. мокрый | 33. красиво | ||||
| 12. плохой | 34. мокро | ||||
| 13. сладкий | 35. осторожно | ||||
| 14. страшный | 36. плохо | ||||
| 15. теплый | 37. сладко | ||||
| 16. тяжелый | 38. темно | ||||
| 17. холодный | 39. тепло | ||||
| 18. хороший | 40. тихо/тише | ||||
| 19. чистый | 41. тяжело | ||||
| 20. белый | 42. холодно | ||||
| 21. желтый | 43. хорошо | ||||
| 22. зеленый | 44. чисто | ||||
| 23. красный | 45. |
Время
| Слово | Понимает | Понимает и говорит | Слово | Понимает | Понимает и говорит |
| 1. днем | 6. поздно/ позже | ||||
| 2. ночью | 7. рано | ||||
| 3. утром | 8. потом | ||||
| 4. завтра | 9. сейчас | ||||
| 5. вчера | 10. |
Местоимения
| Слово | Понимает | Понимает и говорит | Слово | Понимает | Понимает и говорит |
| 1. мне, меня | 7. сам/ сама | ||||
| 2. мой, моя | 8. твой | ||||
| 3. мы | 9. тебе/ты | ||||
| 4. наш | 10. это, этот, эти | ||||
| 5. он | 11. я | ||||
| 6. она | 12. |
Вопросы
| Слово | Понимает | Понимает и говорит | Слово | Понимает | Понимает и говорит |
| 1. где? | 5. чей? | ||||
| 2. какой? | 6. что? | ||||
| 3. кто? | 7. | ||||
| 4. куда? | 8. |
Местонахождение
| Слово | Понимает | Понимает и говорит | Слово | Понимает | Понимает и говорит |
| 1. в (напр., в ведро) | 8. на (напр., на столе) | ||||
| 2. вверх/вверху/ наверх/наверху | 9. под (напр., под стулом) | ||||
| 3. вниз/ внизу | 10. там | ||||
| 4. вот | 11. туда | ||||
| 5. домой | 12. тут | ||||
| 6. здесь | 13. | ||||
| 7. к (напр., к маме) | 14. |
Количество
| Слово | Понимает | Понимает и говорит | Слово | Понимает | Понимает и говорит |
| 1. все | 5. нет | ||||
| 2. всё (=нет, кончилось) | 6. хватит | ||||
| 3. еще | 7. | ||||
| 4. другой | 9. |
Ii. действия и жесты ребенка
А. Первые коммуникативные жесты
Ваш ребенок использует эти жесты:
| 1. Жест “ПОСМОТРИ, ЧТО У МЕНЯ ЕСТЬ”. Вытягивает руку вперед и показывает, что он держит. | 7. Жест “ДАЙ-ДАЙ”. Ребенок просит что-нибудь, протягивая руки вперед и делая хватательный жест (сжимая и разжимая ладони). | ||
| 2. Жест “НА, ВОЗЬМИ”. Протягивает руку и дает Вам предмет, который он держит в руке. | 8. Посылает воздушный поцелуй. | ||
| 3. УКАЗательный жест. Указывает (рукой или пальцем) на интересующий объект. | 9. Причмокивает губами в значении “ВКУСНО”. | ||
| 4. Жест “ДО СВИДАНИЯ”. Когда кто-нибудь уходит, самостоятельно машет рукой. | 10. Жест “ВСЁ КОНЧИЛОСЬ, НИЧЕГО НЕТ, ТЮ-ТЮ”. Разводит руки в стороны. | ||
| 5. Качает головой в смысле “НЕТ”. | 11. Жест “НЕЛЬЗЯ, АЙ-Я-ЯЙ”. Грозит пальчиком. | ||
| 6. Кивает головой в смысле “ДА”. | 12. Кивает головой в смысле “СПАСИБО”. |
Б. Игры и потешки
Ваш ребенок играет.
| 1. Играет с Вами в прятки (“ку-ку”) - закрывает лицо руками или тряпочкой, а потом выглядывает. | 5. Танцует. | ||
| 2. Исчезновение предмета (Нету кисы, тю-тю). | 6. Играет в “Ладушки”. | ||
| 3. Играет с Вами в “догоню-догоню”. | 7. Играет в “Сороку-ворону”. | ||
| 4. Поет. | 8. |
В. Действия с предметами.
Ваш ребенок делает или пытается делать это.
| 1. Ест при помощи ложки или вилки. | 9. Кладет голову на руку, закрывает глаза и изображает спящего. | ||
| 2. Пьет из чашки. | 10. Дует на что-либо горячее. | ||
| 3. Причесывается. | 11. Держит игрушечный самолет и заставляет его ’летать’. | ||
| 4. Чистит зубы. | 12. Прикладывает телефонную трубку к уху. | ||
| 5. Вытирает лицо или руки полотенцем или салфеткой. | 13. Нюхает цветы. | ||
| 6. Надевает шапочку. | 14. Возит игрушечную коляску или машину. | ||
| 7. Надевает ботинок или носок. | 15. Бросает мячик. | ||
| 8. Надевает бусы, браслет или наручные часы. |
Г. Подражание родителям
Ваш ребенок делает это с игрушками.
| 1. Укладывает игрушки “спать” на кровать. | 7. Пытается одевать/ раздевать кукол. | ||
| 2. Укрывает одеялом. | 8. Обнимает и целует. | ||
| 3. Кормит из бутылочки. | 9. Разговаривает с ними. | ||
| 4. Кормит ложкой. | 10. Пеленает. | ||
| 5. Расчесывает куклам волосы. | 11. Катает в коляске. | ||
| 6. Укачивает их. | 12. Шлепает. |
Д. Имитация действий взрослых (с настоящими или игрушечными предметами)
Ваш ребенок делает или пытается делать это.
| 1. Подметает пол метлой или шваброй. | 8. Играет на музыкальных инструментах. | ||
| 2. Вставляет ключ в замок. | 9. Водит машину. | ||
| 3. Заколачивает гвозди молотком. | 10. Моет посуду. | ||
| 4. Печатает на машинке, компьютере. | 11. Вытирает пыль. | ||
| 5. “Читает”. Открывает книгу и листает страницы. | 12. Пишет (рисует) ручкой, карандашом или фломастером. | ||
| 6. Пылесосит. | 13. Копает лопаткой, совком. | ||
| 7. Поливает цветы. | 14. Надевает очки. |
Е. Использование предметов понарошку
| 1. Переливает воображаемую жидкость из одной емкости в другую. | |
| 2. Понарошку мешает что-то в кастрюле или чашке. | |
| 3. Во время игры Ваш ребенок иногда использует один предмет вместо другого. Например, он может “кормить” игрушечного мишку кубиком вместо яблока или использовать карандаш вместо градусника. 4. Кратко опишите несколько таких ситуаций: |
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ЗАПОЛНЕНИЕ ОПРОСНИКА!