Я проходила практику в отделе продаж. Численность данного отдела - 4 человека - начальник отдела, маркетолог по г. Бийску и маркетолог по региону, специалист по рекламе (он же дизайнер).
Основные функции маркетолога - анализ рынка, работа с клиентами, проведение опросов, изучение потребностей, анализ конкурентов, поиск новых клиентов, расширение рынка сбыта, разработка рекламных акций, предложений по стимулированию продаж, анализ отчетов о продажах и на их основе разработка стратегии сбыта
На рассматриваемом предприятии управлением производственными цехами руководит непосредственно директор. Цехов на предприятии - 3:
1) по производству колбас,
2) полуфабрикатов из мяса;
) полуфабрикатов из рыбы.
Внутри цехов руководство осуществляется начальником цеха, ему подчиняется мастер смены, которому в свою очередь подчиняется весь персонал цеха.
Так же есть ремонтно-механический участок, который так же подчиняется директору.
Такая форма организации управления позволяет эффективно управлять производством, обеспечить своевременное выполнение производственной программы.
На предприятии линейная-функциональная структура управления - все подразделения подчиняются непосредственно директору. Для небольшого предприятия это наилучший вариант, так как отсутствуют какие-либо промежуточные звенья.
Таблица 1 - Преимущества и недостатки линейно-функциональной структуры управления
Преимущества | Недостатки |
1. Более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников 2. Освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем 3. Возможность привлечения консультантов и экспертов | 1. Отсутствие тесных взаимосвязей между производственными отделениями 2. Недостаточно четка ответственность, т. к. готовящий решение, как правило, не участвует в его реализации 3. Чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно: подчинение по иерархии управления, т. е. тенденция к чрезмерной централизации |
|
Рисунок 1 - Организационная структура ООО "Пятачок"
Ежедневно на планерке перед началом рабочего дня руководители всех всех структурных подразделений решают вопросы по взаимодействию, так же при решении производственных вопросов они решают их между собой без привлечения директора.
Таблица 2 - технико-экономических показателей деятельности ООО "Пятачок"
Показатели | 2011 г. | 2012 г. |
1.колбасные изделия: | ||
- объем производства, т | ||
- средняя цена | ||
- выручка, тыс. руб. | ||
2.мясные деликатесы: | ||
- объем производства, т | ||
- средняя цена | ||
- выручка, тыс. руб. | ||
3.п/фабрикаты, субпродукты: | ||
- объем производства, т | ||
- средняя цена | ||
- выручка, тыс. руб. | ||
4. рыба: | ||
- объем производства, т | ||
- средняя цена | ||
- выручка, тыс. руб. | ||
Итого: | ||
- объем производства, т | ||
- выручка, тыс. руб. |
Наибольший удельный вес, как в выручке, так и в объеме производства у колбасных изделий. Производством рыбных деликатесов и полуфабрикатов ООО "Пятачок" занимается не так давно, поэтому ассортимент данной продукции еще достаточно узкий, рынок сбыта так же не широк, пока рыбные изделия продаются только в магазинах города Бийска.
|
Таблица 3 - Характеристика структурных подразделений
Наименование подразделения | Цель | Решаемые задачи | Функции | Количество сотрудников |
Отдел сбыта | Организация сбыта продукции | Организация, стимулирование продаж, поиск новых рынков сбыта | Анализ рынка, конкурентов, потребностей покупателей, проведение рекламных акций | |
Бухгалтерия и плановый отдел | Ведение финансовой отчетности | Расчеты с поставщиками, работниками, налоговой и др. организациями, составление планов продаж. | Ведение финансовой статистической отчетности, расчет смет, себестоимости | |
Ремонтно-механический участок | Обеспечение непрерывной работы производства | Текущий, капитальный ремонт оборудования | Осуществление ремонта, наладки оборудования и др систем коммуникаций | |
Производство (цеха по производству колбас, и полуфабрикатов) | Производство продукции | Изготовление товара готового к реализации | Полный цикл производства продукции, ее упаковка |
На предприятии нет должности менеджера, всем процессом производства руководит директор, в его отсутствия этим занимается начальник отдела сбыта.
Проанализируем виды и содержание деятельности, функции, выполняемые менеджером в организации на примере директора.
Таблица 4 - Деятельность менеджера организации
Наименование должности и принадлежность к подразделению организации | Содержание деятельности и функций |
Перечень видов деятельности, выполняемых менеджером | Организация процесса производства, связи между подразделениями. Осуществляет взаимодействие с поставщиками, покупателями. |
Перечень функций менеджера | |
Планирование | Планирование долгосрочного развития предприятия, координация действий сотрудников предприятия для осуществления данных планов, оценка выполнения плана, стимулирования сотрудников. |
Организация | Управление предприятием в целом, распределение функций между подразделениями, оперативное управление, сравнение результатов с плановыми |
Мотивация | Организация деятельности сотрудников согласно их должностных обязанностей с наибольшей отдачей для предприятия |
Контроль | Сбор информации о результатах деятельности (производства), их оценка, на основе нее выработка необходимых решений. |
|
ФРВ деятельности менеджера
(наблюдательный лист)
Подразделение отдел сбыта
Должность начальник отдела
Дата "___" __________________20___ г.
№ п/п | Содержание наблюдения | Текущее время | Продолжительность работы, мин. |
1 2 3 3 5 3 7 8 9 10 11 12 13 14 | Подготовка рабочего места Планерка Выполнение текущей работы Перерыв на чай Работа с клиентами Составление отчета по продажам Согласование рекламной компании Обеденный перерыв Корректировка отчета по продажам Расчет эффективности рекламной компании Обработка отчетов маркетолога Перерыв на чай Разработка рекламным материалов с совместно дизайнером Утверждение проекта рекламной компании | 8.00-8.15 8.15-8.45 8.45-9.50 9.50-10.00 10.00-10.40 10.40-11.30 11.30-12.20 12.20-13.00 13.00-13.20 13.20-15.00 15.00-16.10 16.10-16.20 16.20-17.10 17.10-17.30 | 15 минут 30 минут 1 час 05 минут 10 минут 40 минут 50 минут 50 минут 40 минут 20 минут 1 час 40 минут 1 час 10 минут 10 минут 50 минут 20 минут |
Общее время наблюдения, мин. | 9 часов 30 минут |
Из полученных данных видно, что в среднем на нетворческие операции приходится 90% рабочего времени, на творческие операции около 10%. В целом рабочее время используется рационально, однако имеют место факторы нерационального его использования: продолжительные перерывы на обед и чай, ожидание при согласовании многих вопросов, а так же то что менеджера постоянно отвлекают от дел, нет возможности сосредоточиться на выполнении конкретного задания. Из ФРВ видно, что у менеджера ООО "Пятачок" наблюдается переработка, это связано с тем, что у него достаточно много обязанностей, часть из которых целесообразно было бы переложить на другого специалиста, но численность отдела и так небольшая, и все сотрудники так, же загружены. С точки зрения гибкости у начальника отдела продаж переменный рабочий день. Для него обязательно присутствовать на утренней планерке, далее согласно расписанию дел на день он может задержаться на работе до поздна, а может отработать и половину дня, если это не скажется на производственном процессе.