Основы толерантности
Учебный модуль
Выполнила:
Магистрант 2 года обучения
Мамедова В.С.
Калининград 2015
Содержание
1. Цели и задачи учебного модуля. 3
2. Содержательно-информационный блок. 3
3.Контрольный блок. 4
5.Диагностический блок. 7
6.Библиографический список. 7
Нельзя ненавидеть целый народ, коль скоро он включает в себя все мыслимые противоположности - женщин и мужчин, стариков и детей, богатых и бедных, ленивых и трудолюбивых, злодеев и людей достойных... Раса! Но ведь раса состоит из весьма различных и несхожих между собой индивидуумов. Ненавидеть расу - значит ненавидеть без разбора всех людей, как бы они ни были непохожи друг на друга.
Анатоль Франс
Цели учебного модуля
Обучающие:
ü сформировать представления о сущности понятия «толерантность»;
ü сформировать представление видах, моделях, области проявления толерантности и ее параметрах.
Развивающие:
ü совершенствовать навыки работы с информацией (обобщение, систематизация, классификация);
ü активизация познавательной деятельности студентов.
Воспитывающие:
ü способствовать формированию педагогической культуры студентов;
ü воспитание чувства толерантности и уважения к «чужим».
Содержательно-информационный блок
1. Сущность понятия «толерантность».
2. Критерии к определению толерантности, модели толерантности, области проявления толерантности, параметры толерантности, уровни толерантности.
3. Виды толерантности. Межэтническая (этническая) толерантность.
Сущность понятия «толерантность»
Чаще всего понятие «толерантность» отождествляется с понятием «терпимость». Толерантность в переводе с латинского tolerantia означает терпение, производное от французского tolerant – терпимый, от немецкого Duldsamrtit – терпимость.
|
В декларации принципов толерантности утвержденной резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года дается несколько определений толерантности. Согласно этой декларации, толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения способов проявлений человеческой индивидуальности. Далее утверждается, что толерантность
- это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность;
- это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира;
- это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.
- это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.
В декларации записано, что развитию толерантности у человека способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.
В своей простой форме толерантность есть признание за другими права на уважение их личности и самоидентичности.
В социальной психологии толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — это, прежде всего некое особое, идущее от самого человека, отношение, аттитюд (уважение, принятие, понимание-признание — это три компонента аттитюда), потребность, ценность, норма, взгляд или убеждение; вместе с тем, это некая морально-нравственная категория, которая формируется обществом (долг, обязанность). Пусковой механизм появления и проявления толерантности — это обнаружение различий между людьми, группами, государствами, культурами и способ реагирования на них (война или мир). Психологические качества, обеспечивающие толерантность, — это все возможные формы самовыражения людей, допускающие или ограничивающие паритетность проявления социальных различий (свободно это делается или нет).
|
По мнению, В.А. Тишкова, толерантность представляется в виде внутренней установки, добровольного выбора по отношению к человеку вообще, к другим людям и коллективам, которые не навязываются, а приобретаются каждым через систему воспитания и жизненный опыт.
Б.З. Вульфов определяет толерантность как способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иные менталитет, образ жизни.
Таким образом, анализ имеющихся определений понятия толерантность показывает, что наиболее часто встречающимися словами в формулировках большинства из них являются слова «чужой», «другой», особенно, когда толерантность определяется как терпимость «к чужим мнениям, верованиям, поведению».
Буддийский монах Праюде Пэйоту, получивший в 1994 году награду ЮНЕСКО за воспитание в духе мира дал следующее определение толерантности. «Толерантность – понятие негативной этики, поскольку она предполагает определенные элементы ограничения, принуждения, компромисса.