Н. Анисимцев
Кандидат исторических наук
14 мая 2007 г. станет заметной вехой в истории японского конституционализма: в этот день многолетние усилия консервативного лагеря Японии, нацеленные на подготовку ревизии действующей Конституции страны, увенчались конкретным результатом.
За год до этого, в мае 2006 г. правящая Либерально-демократическая партия (ЛДП) при поддержке партии Новая Комэйто и оппозиционной Демократической партии (ДП) внесли в палату представителей (нижнюю) парламента "Законопроект о народном референдуме и процедурах волеизъявления по вопросу изменения конституции Японии и важным вопросам национальной политики"1. После ряда обсуждений, согласований и т.д. в апреле 2007 г. окончательный проект поступил в палату на голосование и был одобрен. А 14 мая он получил одобрение и в палате советников (верхней): 122 голоса - "за", 99 - "против". Законопроект поддержали ЛДП и Комэйто, независимые депутаты, против высказались четыре оппозиционных партии - ДП, Компартия, Социал-демократическая партия, Народная новая партия. Он зарегистрирован как "Закон о процедуре изменения Конституции Японии"2(N 51, 2007 г.).
ПРЕДЫСТОРИЯ ВОПРОСА
Ныне действующая конституция Японии была принята 24 августа 1946 г. и вступила в силу с 3 мая 1947 г. (почему и называется обычно "Конституция 1947 года"). Она вобрала в себя многие передовые нормы и институты современного гражданского демократического общества - либеральные права и свободы человека и гражданина, свободу предпринимательства и уважение частной собственности, выборность и ответственность государственной власти, разделение и взаимный контроль ветвей власти, верховенство закона, национальный суверенитет и пацифизм.
|
Конституция была разработана и принята после разгрома японского военно-феодального империализма во Второй мировой войне, когда в обстановке общедемократического подъема под давлением держав-союзников и при поддержке левых и либеральных сил самой Японии был открыт путь для устранения феодальных пережитков, перевода социально-экономической и политической системы страны на рельсы демилитаризации, демонополизации, демократизации. Принятие "Конституции 1947 года" фактически ознаменовало буржуазно-демократическую революцию в Японии, переход от военно-феодального капитализма к модели высокоразвитого капитализма, для которого характерны рыночная экономика и либеральная политика.
Практически одновременно, в начале 1950-х гг., складывается политическая тенденция, получившая в исторической науке название "обратный курс". Суть его заключалась в том, что американские оккупационные власти и японская администрация начали осуществлять меры, перечеркивавшие сделанное в процессе послевоенной демократизации Японии. Постепенно начали воссоздаваться вооруженные силы Японии, японское государство вовлекается в военный блок с США, на противников японского милитаризма и представителей левых сил страны обрушиваются репрессии, их изгоняют из госаппарата, и, наоборот, амнистируются
стр. 3
лица, ранее осужденные как военные преступники, и т.д. Подобный курс оказался в явном противоречии с только что принятой Конституцией, ее декларациями миролюбивой политики и либеральных свобод.
|
В этих условиях "Конституция 1947 года" становится главным политическим "водоразделом" в стране, фокусом противостояния левых и демократических сил, с одной стороны, и консерваторов - с другой. Одни добивались пересмотра Конституции, другие выступали за сохранение Основного закона в неизменном виде.
В послевоенный период сторонники ревизии японской Конституции неоднократно пытались инициировать процесс, ведущий к ее пересмотру. Но их усилия разбивались о статью 96, трактующую порядок изменения Конституции, которая гласит, что поправки к действующей Конституции вносятся по инициативе парламента с согласия не менее 2/3 общего числа членов обеих палат и представляются затем на одобрение народа.
Поправка считается одобренной, если за нее высказалось большинство голосовавших в порядке особого референдума. Утвержденные указанным образом поправки немедленно промульгируются императором от имени народа в качестве неотъемлемой части действующей Конституции3.
Как видно, для изменения Конституции, помимо одобрения предложений по ее ревизии двумя третями голосов депутатов обеих палат парламента, предусмотрено и проведение "особого референдума". Но в Японии не было процессуального закона, определявшего порядок проведения референдума по конституции. Поэтому консерваторы уже в 1953 г. предприняли первые попытки провести данный закон в парламенте, но тогда им это не удалось, поскольку они были в меньшинстве.
На протяжении всего послевоенного периода "ревизионисты" терпели неудачу. И вот в 1997 г. их активность получила новый серьезный импульс: впервые за истекшие полвека количество сторонников ревизии в обществе превысило число сторонников сохранения действующего Основного закона. Их настойчивость в итоге увенчалось принятием в мае 2007 г. вышеупомянутого Закона о конституционном референдуме.
|
Логично возникает вопрос, в какой степени предопределена ревизия Конституции Японии 1947 г.: можно ли считать, что "процесс пошел" и пошел с фатальной неотвратимостью? И, наконец, каковы цели лагеря "ревизионистов"?
На сегодня в Японии существует множество различных проектов по пересмотру конституционных норм: свои проекты выдвинули политические партии, крупные массмедийные агентства, парламентские советы и т.п. Поэтому достаточных оснований сосредотачиваться на анализе какого-либо одного из них нет: и позади, и впереди - длительная эволюция требований и подходов, замысловатые альянсы, долгие дискуссии, запутанные компромиссы. Важнее представлять себе, по каким основным проблемам будут сталкиваться мнения политических субъектов Японии, какой может быть повестка конституционного референдума.
Самым важным является вопрос о сохранении или отмене статьи 9-й Конституции. Статья образует отдельную главу "Отказ от войны", где провозглашается: "Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается"4.
Основной закон страны, его статья 9, стоит препятствием на пути тех сил, которые хотели бы вернуть вооруженное насилие в арсенал средств внешней политики Японии.
Главным радетелем пересмотра конституции и устранения из нее ст. 9 является Либерально-демократическая партия Японии. Ее поддерживают и различные праворадикальные группировки страны. В последнее десятилетие они в своей аргументации в пользу ремилитаризации Японии чаще всего ссылаются на опасные эксперименты КНДР в сфере ядерных и ракетных технологий, на опыт международных конфликтов последних лет, популярен также и аргумент о необходимости участия Японии в миротворческих акциях ООН за рубежом.
Однако японское общество, депутатский корпус в целом занимают достаточно благоразумную и сдержанную позицию в отношении призывов вооружаться. Весьма характерны данные опросов, которые показывают, что в пользу наращивания мощи вооруженных сил Японии обычно высказываются примерно 46% депутатов японского парламента, в пользу обретения Японией ядерного оружия - около 17%, за укрепление японо-американского военно-политического союза - 37% парламентариев. Очевидно, что непосредственной реальной перспективы принятия парламентом решения о необходимости устранения 9-й статьи из Конституции пока нет.
НОВЫЙ СТАТУС ИМПЕРАТОРА?
Другой важный вопрос, который постоянно поднимается правыми силами Японии - вопрос о статусе императора. Его статус определяется Конституцией как "символ государства и единства народа" (ст. 1). Император "не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти" (ст. 4), все его действия в государственной сфере "могут быть предприняты не иначе, как с совета и одобрения Кабинета, и Кабинет несет за них ответственность" (ст. 3). Исследователи часто сравнивают современную японскую монархию с английской.
Консерваторы стремятся законодательно и идеологически поднять роль императора в обществе,
стр. 4
объявить его главой государства. В своей деятельности они апеллируют к традициям довоенной Японии, к самобытной национальной религии синто. В частности, 3 мая 2007 г. группа политиков консервативного лагеря во главе с бывшим премьер-министром и признанным лидером японских консерваторов Я. Накасонэ провела митинг, на котором звучали призывы пересмотреть преамбулу японской конституции (где как раз и провозглашается, что "народ облечен суверенной властью") и ввести в нее следующие положения: "Император является символом объединенного общества", Япония "защищает свою независимость через солидарность общественности, любящей нацию"5.
Однозначная оценка призывов к укреплению института монархии в Японии вряд ли возможна. Японская монархия является одной из древнейших в мире, императорской династии этой страны больше тысячи лет. Ее авторитет в глазах японцев велик, особа императора, без сомнения, играет важную социализирующую роль и в современном японском обществе. Кстати, исторический опыт и Европы, и Азии вообще учит, что на смену разрушенной монархии нередко приходит не демократия, но анархия, варварство, узурпация власти кликами, иностранная интервенция. С другой стороны, стремление радикальных политиков вновь поставить естественный авторитет тысячелетней династии на службу своим политическим амбициям, желание использовать ее как трамплин для диктаторских, милитаристских, экспансионистских устремлений неизбежно вызывают в самой Японии и окружающих ее странах тягостные воспоминания о трагическом и преступном историческом прошлом, о периоде так называемого "монархо-фашизма".
Правда, по данным опросов, проводимых газетой "Иомиури симбун" в парламенте, за предоставление императору властных полномочий, права вмешиваться в государственное управление высказывается обычно примерно 1% депутатов. Призывы к политическим и военным авантюрам под монархическим флагом явно не соблазняют японское общество.