Предметом дискуссий оказались также структура и функции японского парламента. Требования реформ парламента касаются прежде всего палаты советников. Эта верхняя палата парламента, по замыслу творцов конституции, была призвана играть роль стабилизирующего начала, умеряя и нивелируя колебания политического курса в нижней палате. Существо предлагаемых сторонниками реформы парламента преобразований заключается в том, чтобы ограничить прерогативы палаты советников, перераспределив частично ее правомочия в пользу нижней палаты.
Так, предлагается, чтобы законопроекты, отклоненные и возвращенные палатой советников на доработку в нижнюю палату, при переголосовании в этой палате принимались бы одобрением не в 2/3 голосов, как предусмотрено ныне, а простым большинством. Второе важное изменение может коснуться порядка назначения премьер-министра с тем, чтобы оно осуществлялось не обеими палатами, как ныне, а исключительно нижней палатой парламента.
Предлагаемые новшества могут ослабить роль парламента как стабилизирующего фактора государственной и общественной жизни, снизить его значение как верховного гаранта сохранения ответственной публичной власти, способствовать превращению парламента в более податливое "эффективное орудие" манипуляций со стороны финансово-промышленной олигархии.
Впрочем, сегодня в Японии звучат и более радикальные предложения относительно премьер-министра, а именно - предлагается избирать главу исполнительной власти на всеобщих выборах, расширив заодно и его полномочия. Предлагаемое нововведение может привести к ослаблению контроля за правительством со стороны политических партий, профсоюзов, массовых организаций. В целом, в результате подобной неоконсервативной реформы общество может получить исполнительную власть более далекую от интересов граждан и менее подконтрольную обществу, чем сегодня.
|
Намечаются нововведения и в области образования. В Японии сфера образования, школа всегда играли роль основного канала продвижения в общество государственных идеологических программ. Какого рода тенденции намечаются в этой сфере?
Так, с 1989 г. вновь введено обязательное исполнение на школьных церемониях императорского гимна "Кими-га е!", который в 1948 г. был отменен как символ милитаристского прошлого. Вполне реально предположение, что консерваторы могут попытаться вернуть в текст Основного закона страны догмы религии синтоизма, утверждающей божественность особы императора, и постулаты абсолютистской монархической идеологии.
стр. 5
Кроме того, предлагают пересмотреть ст. 89 действующей Конституции, согласно которой запрещается ассигнование государственных средств на образование, "не находящееся под государственным контролем". Очевидно, что отмена данного положения открывает возможности более активной, разнообразной и гибкой государственной идеологической пропаганды, для внедрения ее в частные информационные каналы, а значит, и возможного ограничения свободы слова и совести.
17 мая нижняя палата парламента одобрила пакет из трех законов об образовании, которые активно продвигал бывший премьер Синдзо Абэ. Первый закон объявляет воспитание "любви к нации" одной из важнейших задач школьного образования; второй - реформирует органы местного самоуправления, расширяя права администрации управлять сферой образования; третий закон лишает учителей гарантий занятости по специальности, обязывая их каждые 10 лет обновлять лицензию на занятие преподавательской деятельностью. Таким образом, ревизионисты могут попытаться внедрить в текст Конституции положения, превращающие сферу образования в инструмент "зомбирования" населения в духе консервативной идеологии.
|
Наряду с этим выдвигаются предложения включить в Конституцию ранее отсутствовавшие положения социального характера, а именно - ввести конституционные гарантии новых гуманитарных прав - "право на среду" (экологическая защищенность), "право знать" (транспарентность управления), "право на приватность", гарантии помощи людям, ставшим жертвами преступлений, и т.д.
Поднимаются и многие другие вопросы: учреждение конституционного суда; отмена смертной казни; правила выбора фамилии в семейных парах; упрощение получения японского гражданства для иностранцев; допуск длительно проживающих в Япониииностранцев к выборам в органы местного самоуправления.
Как видно, повестка возможного референдума по Конституции может оказаться весьма обширной и отчасти противоречивой. Отдельные вопросы нацелены на ревизию Конституции в духе праворадикальной, неоконсервативной идеологии - отмена 9-й статьи, наделение императора полномочиями бесконтрольно вмешиваться в государственное управление, превращение школы в фабрику по дрессировке бездумных исполнителей приказов власти, ослабление ответственности парламента и премьера перед народом. Другие вопросы обусловлены необходимостью модернизации общества и управления - таковы реформа территориального деления, "новые права" в сфере социальной защищенности и т.п. Но основной замысел ревизии Конституции все-таки имеет, на наш взгляд, консервативный, реакционный характер.
|
Японское общество всегда сознавало и сознает, что предложения "ревизионистов" несут опасность правого, милитаристского реванша. Поэтому на протяжении всего послевоенного периода консерваторы встречали твердый отпор демократических сил, и в итоге они так и не могли ни собрать 2/3 голосов депутатов парламента, ни даже принять закон о конституционном референдуме. Но вот теперь такой Закон принят.
С формальной точки зрения, взятый вне контекста конкретного политического противостояния и борьбы в Японии, закон ничего реакционного не содержит, с его принятием восполняется отсутствие одного из важнейших правовых инструментов для процесса совершенствования Конституции.