Правовой основой места Правительства Беларуси в государственном аппарате выступают нормы статьи 106 Конституции, согласно которым исполнительную власть в нашем государстве осуществляет Правительство. Больше всего Правительство взаимодействует с другими органами исполнительной власти и с Президентом. По статье 106 Конституции Правительство подотчетно Президенту. Это конституционная норма конкретизирована Законом «О Совете Министров Республики Беларусь»: закон обязывает Правительство отчитываться перед Президентом по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
Президент наделен сильными полномочиями в отношениях с Правительством:
1. Дает поручения и указания Правительству;
2. Определяет структуру данного органа;
3. Назначает и освобождает от должности членов Правительства;
4. Может председательствовать на заседаниях Правительства;
5. Вправе отменять акты Правительства по любому основанию.
Правительство почти не обладает юридическими возможностями оказывать влияние на Президента. Оно вправе обращаться к главе государства с предложениями. Например, временные декреты Президента могут издаваться по инициативе Правительства, и в этом случае подписываются не только Президентом, но и Премьер-министром.
Самое тесное взаимодействие у Правительства с подчиненными ему РОГУ.
Правительство:
1. Дает поручения и указания, обязательные для выполнения РОГУ;
2. Утверждает положения, закрепляющие статус большинства РОГУ;
3. Вправе отменять акты подчиненных РОГУ;
4. Обладает кадровыми полномочиями в отношении подчиненных РОГУ.
Правительство
Главы РОГУ (П-м, замы)
Министерства |
Что касается местных исполнительных и распорядительных органов, то областные и Минский городской исполкомы подотчетны и подконтрольны Правительству, но лишь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства (например, по вопросу подготовки и реализации республиканского бюджета).
|
Важны правоотношения Правительства с законодательным органом – Парламентом. По статье 106 Конституции Правительство ответственно перед Парламентом. Прежде всего здесь идет речь об ответственности Правительства перед нижней палатой – Палатой представителей. Возможности Палаты представителей по привлечению Правительства к ответственности выражаются в следующих полномочиях:
1. Выражение вотума недоверия Правительству:
2. Отказ в доверии Правительству.
Вотум недоверия – это признание Палатой представителей работы Правительства неудовлетворительной.
Основаниями вотума недоверия могут быть как нарушения Правительством законов, других правовых актов, так и неэффективная работа Правительства (вследствие которой, например, снижается уровень жизни населения). Таким образом, ответственность Правительства носит не только юридический, но и политический характер. Если Палата представителей принимает постановление о выражении вотума недоверия Правительству, то судьба Правительства решается Президентом.
У Президента возникает 3 варианта действий в таком случае:
1. Президент может согласиться с палатой и отправить Правительство в отставку, то есть освободить от должности всех его членов;
2. Президент может не согласиться с палатой, оставить Правительство работать и распустить саму палату, назначив новые выборы;
|
3. Президент вправе не отправлять Правительство в отставку и не распускать палату.
Отказ в доверии Правительству. Данный институт схож по своим юридическим последствиям с выражением вотума недоверия. Отличие заключается в том, что если вотум недоверия инициируется палатой, то вопрос о доверии Правительству ставится перед палатой Премьер-министром. Например, Правительство подготовило и внесло в Палату представителей законопроект принятие которого крайне важно для выполнения программы деятельности Правительства либо поручений, указаний, Президента. Столкнувшись с возражениями депутатов по законопроекту, Премьер-министр ставит перед палатой вопрос о доверии Правительству. Из опасения быть распущенной палата может проголосовать за доверие Правительству. Конституция Беларуси не оговаривает, считается ли в этом случае принятым законопроект по поводу которого ставился вопрос о доверии. Но есть основания для положительного ответа на данный вопрос; например такой подход закреплен в большинстве зарубежных конституций. Если же палата все-таки отказала в доверии Правительству, то у Президента возникают те же варианты действий, что и при выражении вотума недоверия.
1. Президент может согласиться с палатой и отправить Правительство в отставку, то есть освободить от должности всех его членов;
2. Президент может не согласиться с палатой, оставить Правительство работать и распустить саму палату, назначив новые выборы;
3. Президент вправе не отправлять Правительство в отставку и не распускать палату.
|
Палата представителей рассматривает программу деятельности Правительства и одобряет либо отклоняет программу. В течение 2 месяцев после назначения на должность Премьер-министр обязан направить в палату программу деятельности Правительства. Если палата отклонила программу, то Правительство обязано подготовить новую программу и снова представить ее палате. Повторное отклонение программы означает выражение вотума недоверия Правительству.
Статья 103 Конституции содержит и ряд других полномочий парламентариев по контролю за работой Правительства.
Правительство может в свою очередь активно влиять на деятельность Парламента. Достаточно сказать, что именно Правительство основной разработчик законопроектов в Беларуси и самый активный субъект законодательной инициативы. Полномочия Правительства по воздействию на законодательный процесс в Парламенте отражены также статьями 99, 100 Конституции.