Конституционно-правовойстатус местных Советов депутатов




 

Местный Совет депутатов – это избираемый населением коллегиальный государственныйорган, действующий в рамках административно-территориальной единицы.

Местные Советы депутатов не относятся ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной ветвям власти, занимая самостоятельное место в государственном аппарате. Выделяются 3 территориальных уровня местных Советов депутатов, которые соответствуют уровням административно-территориальных единиц:

Подчеркнем, что нижестоящие Советы депутатов не подчинены и не подотчетны вышестоящимСоветам депутатов. Как и другие государственные органы,вышестоящиеСоветы депутатов лишь координируют работу нижестоящих Советов депутатов, тоесть ориентируют их на решение общих задач, способствуют их взаимодействию.

Местные Советы депутатов являются представительными органами, поскольку избираются населением соответствующих территорий сроком на 4 года. Весной 2010 года состоялись последние на сегодня выборы в местные Советы депутатов.

Задание!!! Узнать главу администрации своего района!

 

Система местного Совета депутатов включает:

1. Председатель. Он избирается самим Советом депутатов;

2. Заместитель (заместители) Председателя. Он (они) также избирается Советом депутатов;

3. Постоянные комиссии.

Статья 121 Конституциизакрепляет компетенцию местных Советов депутатов,называя ее исключительной. Это значит, что закрепленные в статье полномочияместные Советы депутатов не могут передавать (делегировать) местным исполнительным и распорядительным органам, другим органам государства.

Выделим 2 вида полномочийместных Советов депутатов:

1. Нормотворческие. Если Парламент устанавливает наиболееважные нормы права для государства в целом, то местные Советы депутатов – для определенной территории. Нормотворчествоместных Советов депутатов отличается от нормотворчества органов исполнительной власти. Дело в том, что принимая нормативные правовые актыместные Советы депутатов не только организуют исполнение законодательных актов, но и самостоятельно регулируют общественные отношения. К нормотворческим полномочиям местных Советов депутатов относятся:

a. Установление местных налогов и сборов. Эти местные платежи должны вводиться в соответствии с законом. Таким законом на сегодня является Налоговый кодекс. Он исчерпывающе определяет виды местных платежей, которые вправе вводить местные Советы депутатов:

ü курортный сбор;

ü сбор с заготовителей;

ü налог за владение собаками.

Все средства от уплаты местных налогов и сборов полностью зачисляются в местные бюджеты.

b. Определяют порядок распоряжения коммунальнойсобственностью. Это нормативноеполномочие в рамках которого местные Советы депутатов определяют какие органы вправе распоряжаться (продавать, передавать в аренду и др.) имуществом, находящимся в коммунальной собственности.

Контрольные.

a. Местные Советы депутатов утверждают программы экономического и социального развития административно-территориальных единиц и отчеты об их исполнении. Такие программы могут утверждаться на 5 лет либо на иной срок;

b. Местные Советы депутатов утверждают местные бюджеты и отчеты об их исполнении. Проекты местных бюджетов разрабатываются местнымиисполнительными и распорядительными органами, которые должны представить их на рассмотрение местным Советам депутатов. Кроме того местные исполнительные и распорядительные органы должны подготовить отчеты об исполнении местного бюджета и также представить их Советам депутатов.

В статье 121 Конституции содержится также полномочие местных Советов депутатов по назначению местных референдумов.

Для реализации своих полномочий местные Советы депутатов принимают правовые акты под названием «решение».

 

Конституционно-правовой статус органов местного управления

 

Исполнительные комитеты

Исполнительные комитеты – это коллегиальные государственныеорганы, которые осуществляют исполнительную власть в рамках административно-территориальных единиц.

Исполнительные комитеты, таким образом, в отличие от местных Советов депутатов входят в исполнительную ветвь власти. Существуют такие же территориальные уровни исполкомов, как и уровни местных Советов депутатов.

Нижестоящие исполкомы подотчетны и подконтрольны вышестоящим исполкомам и Президенту. Областные и Минский городской исполкомыподотчетны и подконтрольны также Правительству, но лишь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства. Из Конституции Беларуси следует, что исполкомы подотчетны и местным Советам депутатов по ряду вопросов (например, по вопросам исполнения бюджета).

Исполкомы не относятся к представительным органам, так как они формируются путем назначения.

Система исполкома включает:

1. Председатель;

2. ЗаместителиПредседателя (до 5);

3. Структурные подразделения;

a. Комитеты;

b. Управления;

c. Отделы.

Из статьи 119 Конституции и указов Президента следует такой порядок назначения председателей исполкомов:

1. Председатели областных и Минского городскогоисполкомов назначаются Президентом и утверждаются в должности областными, Минским городским Советом депутатов. Президент если МД отклонили ….????

2. Председатели районных, городских (городов областного подчинения)исполкомов назначаютсяПредседателем облисполкома и утверждаются в должности соответственно районными, городскими Советами депутатов.

3. Своеобразен порядок замещения в должности Председателя исполкома первичного уровня:

a. Граждане избирают местный Совет депутатовпервичного уровня. Депутаты в свою очередь избирают Председателяместного Совета. Данное лицо автоматически становиться после этого и Председателем исполкома.

Компетенция исполкомов

Поскольку исполкомы входят в исполнительнуюветвь власти, то они обладают одним главным полномочием – управленческим. В рамках своей управленческой компетенции исполкомы:

· Разрабатывают программы экономического и социального развития соответствующих административно-территориальных единиц, представляя их на утверждениеместным Советам депутатов;

· Организуют исполнение названных программ и представляют местным Советам депутатов отчеты о реализации данных программ;

· Разрабатываютпроекты местных бюджетов и направляют их на утверждение местным Советам депутатов;

· Организуют исполнение местных бюджетов и представляют соответствующие отчеты местным Советам депутатов;

· Распоряжаются коммунальной собственностью.

 

Исполком – коллегиальный орган, поэтому все его решения должны приниматься путем голосованиячленовисполкома. Правовые актыисполкомов так и называются – решения. Как и решения местных Советов депутатов, акты исполкомов могут носитьнормативный либо индивидуально-правовой характер.

Несмотря на коллегиальный характер исполкома, его Председатель обладает и некоторыми важными единоличными полномочиями:

1. Назначает всех остальных сотрудников исполкома, руководителей организаций коммунальной формы собственности.

 

 

Местные администрации

Местные администрации – это коллегиальные государственныеорганы, которые осуществляют исполнительную власть в рамках территориальных единиц, а не административно-территориальных единиц: например, в районахгородов.

Руководитель местной администрации называется Главой. Глава местной администрации назначается Председателем городского исполкома.

Администрации обладают несколько меньшими полномочиями, например, они не составляют и не организуют исполнение местного бюджета.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: