Оценка современного состояния и тенденции развития сферы образования г. Красноярска




Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Красноярский государственный аграрный университет»

Институт экономики и управления АПК

Кафедра управления и маркетинга в АПК

Зав. кафедрой: к.т.н., профессор

Антамошкина Ольга Игоревна

(ученая степень, звание, ФИО)

___________________________

(подпись)

«____»_____________ 2017 г.

 

БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

Перспективы развития сферы образования

(на материалах г. Красноярска)

01.Э 69.22.ПЗ

Выполнил   Трофимова Ольга Витальевна
     
Руководитель д.э.н., профессор   Колесняк Антонина Александровна
Консультант по охране труда   Чепелев Николай Иванович
д.т.н., профессор    
       
Нормоконтроль д.э.н., профессор   Колесняк Антонина Александровна
     

Красноярск 2017


Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Красноярский государственный аграрный университет»

Институт экономики и управления АПК

 

Направление 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» (код, наименование) (специальность)

 

Кафедра «Государственное и

муниципальное управление»

Зав. кафедрой:

к.т.н., профессор. Антамошкина О.И.

(ученая степень, звание, ФИО)

___________________________

(подпись)

«____»_____________ 2017 г.

 

 

ЗАДАНИЕ

НА БАКАЛАВРСКУЮ РАБОТУ

Трофимова Ольга Витальевна

(Ф.И.О. студента)

1. Тема работы: Перспективы развития сферы образования (на материалах г.Красноярска).

Утверждена приказом по университету № С-1651 от 18.05. 2017 г.

2.Срок сдачи студентом законченной работы 01 июня 2017г.

Исходные данные к работе: ФЗ от 29.12.12 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; ФЗ Российской Федерации от 28.12.13 № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»; Закон Красноярского края от 26.04.14 № 6-2519 «Об образовании в Красноярском крае».

Содержание расчетно-пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов)

__1Теоретические аспекты исследования сферы образования

__2Оценка современного состояния и тенденции развития сферы образования г.Красноярска

3.Основные мероприятия развития сферы образования г.Красноярска

Перечень графического материала (с точным указанием обязательных чертежей)

Рисунок 1 - Образовательное пространство; Рисунок 2 - Доля дополнительных образовательных учреждений, требующих капитального ремонта; Рисунок 3 - Численность детей школьного возраста; Рисунок 4 - Статистические данные призеров и победителей олимпиад в динамике; Рисунок 5 - Соотношение призёров олимпиад Красноярска и Красноярского края;Рисунок 6-Размещение основных и периферийных составляющих ПК.

 

Таблица 1- Состав и структура образовательной системы в Красноярском крае; Таблица 2 – Состав и структура сферы образования г. Красноярска; Таблица 3 – Состав и структура образовательных учреждений по состоянию на 2015 год; Таблица 4 – Количество детей (студентов) обучающихся в образовательных учреждениях; Таблица 5 - "Паспорт учительства" общеобразовательных организаций; Таблица 6 - Уровень образования и итоги аттестации педагогических работников (в 2015-2016 г.г); Таблица 7 - Квалификационная структура педагогических кадров по предметам; Таблица 8 - Участие образовательных учреждений и педагогов в проектно-программной деятельности и различных конкурсах; Таблица 9- Статистические данные призеров и победителей олимпиад; Таблица 10 - Перечень целевых показателей и показателей результативности государственной программы края; Таблица 11 - Финансирование государственной программы края; Таблица 12 - Матрица SWOT-анализа качества реализации воспитательного и образовательного процесса; Таблица 13 - Анализ качества реализации воспитательного и образовательного процесса; Таблица 14- Мероприятия по развитию в сфере образования; Таблица 15 - Мероприятия и выделение средств из бюджета Красноярского края на мероприятия в период 2017-2019г.г.; Таблица 16 - Допустимые и оптимальные параметры микроклимата

Консультанты по работе (с указанием относящихся к ним разделов работы)

Раздел Консультант Подпись, дата
Задание выдал Задание принял
по охране труда Чепелев Н.И д.т.н., профессор    

7. Дата выдачи задания «27» февраля 2017 г.

 

Руководитель д.э.н., профессор   Колесняк А.А
     
Задание принял к исполнению   Трофимова О.В.
     

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

Наименование этапов работы Срок выполнения этапов работы Примечание
Выбор и уточнение темы выпускной квалификационной работы 27.02.17-06.03.17  
Подбор научной литературы к разработке обоснования актуальности темы 27.02.17-06.03.17  
Разработка плана работы, написание введения. Корректировка с руководителем и заведующим кафедрой 27.02.17-06.03.17  
Подготовка 1-й главы работы, сдача научному руководителю на проверку 7.0317-15.03.17  
Подготовка 2-й главы работы. Сдача научному руководителю на проверку 16.03.17-14.04.17  
Подготовка 3-й главы работы, формулирование выводов и предложений 15.04.17-15.05.17  
Сдача работы научному руководителю 01.06.17  
Предзащита работы. Презентация на кафедре 19.06.17  
Допуск заведующего кафедрой к защите работы 23.06.17  
Защита на ГЭКе 27.06.17  

 

 

Руководитель   Колесняк А.А
д.э.н., профессор    
Задание принял к исполнению   Трофимова О.В.
     

Реферат

 

Бакалаврская работа 88 с., 6 рис., 15 табл., 50 источников.

Объектом исследования является сфера образования.

Предмет исследования – основные направления развития сферы образования (на материаллах г.Красноярска).

Цель исследования – разработка основных направлений развитиясферы образования.

Методы исследования – общенаучные (анализ и синтез; методы сравнения и обобщения; классификации), специальные (методы статистической обработки информации, расчетный, экстраполяции), математический методы (визуализация данных (графики и диаграммы)).

В процессе исследования рассмотренны ключевые развития сферы образования в городе, проводился анализ сферы образования.

В результате исследования были предложены мероприятия по повышению качества предостовляемого образования, сформулированы основные направления в областиразвития сферы образования, разработаны мероприятия по развитию сферы образования в г.Красноярске.

Практическая значимость – выводы, рекомендации и проект могут быть использованы при создании нормативно-правовых актов, планов и других организационных и методических документов в сфере содействия занятости населения, а такжедля написания исследовательских работ в области государственного и муниципального управления.

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..7

1 Теоретические аспекты исследования сферы образования…………….9

1.1 Сущность и содержание сферы образования …………………………9

1.2 Роль государства в управлении развитием сферы образования…..14 1.3 Развитие сферы образования в России и за рубежом………………..20

2 Оценка современного состояния и тенденции развития сферы образования г. Красноярска………………………………………………………..31

2.1 Анализ состава и структуры сферы образования…………………...31

2.2 Оценка развития сферы образования………………………………..38 2.3 Анализ программ по развитию сферы образования………………..51 3 Основные направления развития сферы образования г. Красноярска..56

3.1 SWOT-анализ состояния сферы образования………………………...56

3.2Основные мероприятия по развитию сферы образования……..........61

3.3 Перспективы развития сферы образования…………………………..64

4 Охрана труда……………………..………………………………………68

4.1 Общие требования охраны труда……………………………………...68

4.2 Основные факторы охраны труда …………………...……………….69

4.3 Рекомендации и предложения…………………………………………78

Заключение……………………………………………………………........81

Библиографический список ……………………………..………………..82

 

Введение

 

Актуальность развитие сфера образования является приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации.

Важнейшей тенденций развития образовательной системы на современном этапе является регионализация сферы образования. Причём, регионализация в сфере образования выступает как чрезвычайно важный этап социальной институционализации в системе общего, среднего и профессионального образования. Данное обстоятельство требует исследования и разработки определенных процедур и системы контроля за выполнением основных функций образования.

Анализ состава и структуры сферы образования показал, что в Красноярске к концу 2016 года функционировало 211 дошкольных образовательных учреждений и 119 общеобразовательных учреждений, где обучается более 83 тысяч учащихся, в 26 учреждениях дополнительного образования - 32,5тысяч детей.

В контексте регионализации сферы образования чрезвычайно актуальна проблема оптимальной и эффективной ориентации деятельности учебных заведений на нужды региона. Что, в свою очередь, требует формирования скоординированной, единой, многофункциональной системы образования как органичной составной части регионального социально-экономического комплекса.

Исходя из важности сферы образования в социальной и экономической политики страны и, в частности, регионов, основными принципами образовательной политики в России являются общедоступность, приспособленность системы образования к потребностям учащихся, право человека на свободное развитие, свобода и плюрализм обучения.

Модернизация образования происходит в контексте общего современного процесса реформирования различных сторон жизни российского общества, в тесном взаимодействии с другими государственными реформами.

Изучение системы государственного управления образованием приобретает в настоящее время особую актуальность.

Цель исследования разработать основные направления развития сферы образования города.

Для достижения поставленной цели решены задачи:

- исследованы теоретические аспекты исследования сферы образования;

- дана оценка современного состояния и тенденций развития сферы образования г. Красноярска;

- разработаны основные направления развития сферы образования.

Базой исследования является Министерство образования и науки Красноярского края.

Предметом исследования являются тенденции условия и факторы определяющие сферу образования.

Методологическую основу исследования составили: труды отечественных и зарубежных специалистов, развития сферы образования и вопросы участия государства в регулировании развития образования, материалы периодической печати, законодательные и нормативные акты Российской Федерации в сфере образования, федеральные и региональные программы социально-экономического развития, а так же материалы о деятельности Министерства образования и науки Красноярского края.

 

 

1 Теоретические аспекты исследования сферы образования

 

 

1.1 Сущность и содержание сферы образования

Понятие образования - весьма сложное и многоаспектное. В самом общем определении образование группой авторов [28, с.82] процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов.

Образованным человеком, эти авторы считают можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений. А также образованный человек, по их мнению, должен располагать высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление.

Следовательно, в понятие образования включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг как процесс, бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с ему же подобными [13, с.13]. Достигается это путем включения человека в важнейшие виды деятельности. Тем самым под образованием человека (в процессуальном плане) понимается следующее.

Образование [25, с.68] - это общественное организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии в генетической программой и социализацией личности.

В своем структурном срезе, образование, как, впрочем, и обучение представляет собой триединый процесс, характеризующийся такими его сторонами, как усвоение опыта, воспитание качеств поведения, физическое и умственное развитие [25, с.69]. Тем самым образование детерминировано определенными представлениями о социальных функциях человека.

В современной отечественной педагогической науке, о чем подробно говорится в работе [28, с.337], существуют разные концепции содержания образования, корни которых уходят в прошлое - в теорию формального и теорию материального образования.

Каждая из них связана с определенной трактовкой места и функций человека в мире и обществе. Истоки противостояния диктатуры, авторитаризма, с одной стороны, и демократии и гуманизма, с другой, в конечном счете, восходят к разному пониманию этих функций: человек - цель или средство, общество для него или он для общества.

Даже временная уступка, теоретическая или практическая, в пользу концепции человека как средства (авторитаризм), а не цели общественного развития, не абсолютной ценности, с неизбежностью уводит в сторону от гуманизма.

Обличья, которые принимают авторитаризм в определении содержания образования в том, чему надо учить школьников, многообразны. Существуют три наиболее распространенные концепции содержания образования с точки зрения соответствия их задаче формирования творческого, самостоятельно мыслящего человека демократического общества.

Одна из концепций содержания образования трактует его как педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе, оставляя в стороне остальные качества личности, такие как способность к творчеству, умение реализовать свободу выбора, справедливое отношение к людям и т.п. Данный подход направлен на приобщение школьников к науке и производству, но не к полноценной самостоятельной жизни в демократическом обществе. Фактически человек выступает здесь как фактор производства.

Другая концепция рассматривает содержание образования как совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учениками «Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения» [30, с.128]. Это определение вполне согласуется с конформистскими установками, поскольку не раскрывает характер этих знаний и умений, и не основано на анализе всего состава человеческой культуры.

Предполагается, что овладение знаниями и умениями (относящимися, главным образом, к тем же основам наук) позволит человеку адекватно функционировать внутри существующей общественной структуры. Достаточно потребовать от человека, чтобы он знал и умел - не более. В этом случае и требования к образованию соответствующие: необходимо и достаточно передать подрастающему поколению знания и навыки по родному языку, математике, физике и другим учебным предметам.

В современных условиях развития Российской общеобразовательной школы всего этого недостаточно. Решение задач, связанных с функционированием отдельных сфер жизни общества, требует от учащихся не только овладения определенным учебным содержанием, но и развития у них таких качеств, как сила воли, ответственность за свои поступки, за судьбы общества и страны, за охрану окружающей среды, нетерпимость к проявлению своекорыстия, бездушия и несправедливости, недостаточного внимания к техническому и общественному прогрессу и т.п.

Развитие у воспитанников именно таких качеств, как отмечает Ч. Куписевич [23, с.93], формирование у них ценностно значимых запросов и намерений, наконец, приобщение их к самообразованию - вот факторы, которые, представляя собой важную сферу общественной жизни, одновременно являются условиями функционирования остальных ее сфер.

В наибольшей степени соответствует этим установкам гуманистического мышления концепция содержания образования как педагогически адаптированного социального опыта во всей его структурной полноте. Помимо «готовых» знаний и опыта осуществления способов деятельности, данная концепция включает также опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений.

Каждый из отмеченных видов социального опыта представляет собой специфический вид содержания образования:

- знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности. Усвоение этих знаний обеспечивает формирование в сознании школьника верной картины мира, вооружает его правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности;

- опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающихся вместе со знанием в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт. Система общих интеллектуальных и практических навыков и умений, составляющая содержание этого опыта, является основой множества конкретных деятельностей и обеспечивает способность подрастающих поколений к сохранению социальной культуры народа;

- опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед обществом. Он требует самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных. Этот вид социального опыта обеспечивает развитие способностей у молодого поколения к дальнейшему развитию культуры. Разумеется, самостоятельность и инициативность, как показатели сформированности у человека умений творчески работать, складываются у каждого ребенка сугубо индивидуально, но программировать их надо уже в содержании образования;

- опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, его проявление в отношении к окружающему миру, к другим людям в совокупности потребностей, обуславливающих эмоциональное восприятие личностно-определенных объектов, включенных в ее систему ценностей. Этот элемент содержания образования состоит не в знаниях, не в умениях, хотя и предполагает их [17, с.68]. Нормы отношения к миру, к самому себе и подобным себе предполагают не только знание мировоззренческих идей, но и убежденность в их истинности, положительное отношение к ним.

Это отношение проявляется в поведении человека, в деятельности практического и интеллектуального характера, это сплав знаний, убеждений и практических действий. Усвоение школьником перечисленных элементов социального опыта направлено на трансформацию его в личный опыт, «перенос» социального в индивидуальное на основе особым образом организованной деятельности учащихся [17, с.69].

Все перечисленные элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Умения без знаний невозможны. Творческая деятельность осуществляется на определенном содержательном материале знаний и умений. Воспитанность предполагает знание о той деятельности, к которой устанавливается то или иное отношение. Предусматривает овладение поведенческими навыками и умениями. Усвоение новых элементов социального опыта позволит человеку не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, не просто «вписываться» в систему, но и быть в состоянии изменять ее.

Поэтому школьное образование, во-первых, готовит к жизни, какой она есть, к существующему порядку вещей, но готовит таким образом, что, во-вторых, человек оказывается способным вносить собственный вклад в этот порядок, вплоть до его реформирования [7, с.12]. Концепция, рассмотренная выше, ориентирует учителя на специальную работу по формированию в сознании ученика системы общечеловеческих ценностей, гуманного отношения к людям.

Таким образом, сущность и содержание общего образования, с одной стороны, являются важнейшим условием учебно-познавательной деятельности учащихся, так как оно отражает текущие и перспективные потребности общества, с другой - оно выступает инструментарием конструирования и осуществления учащимися этой деятельности и тем самым является содержанием личностных потребностей индивида в обучении.

 

 

1.2 Роль государства в управлении развитием сферы образования

В научной литературе существуют различные подходы к пониманию управления.

Некоторые авторы к определению «управление» [11, с.10] подходят через деятельность. Так, например, по мнению Т.П. Галкиной, "управление может быть определено как деятельность групп людей, соединяющих свои усилия для достижения общих целей"

Таким образом, управление - это совместные действия людей для достижения общих целей.

Другим подходом в определении понятия «управление» является то, что оно ассоциируется с властными полномочиями. Например, А.И. Кравченко и И.О. Тюрина [22, с.168] полагают, что управление есть властная форма закрепления социальных отношений людей, различающихся позицией (должностным положением) в системе организации труда и местом в системе распределения труда, определяющим размер основного вознаграждения (оклада, заработной платы) и дополнительных выплат (премий, доли от прибыли).

Третий подход к пониманию данного понятия заключается в том, что оно рассматривается через взаимодействие субъекта и объекта управления. Например, Г.Е. Зборовский и Н.Б. Костина [16, с.85] указывают, что управление - это способность систем к реализации программ в процессе информационного взаимодействия управляющей и управляемой подсистем. Свою позицию они объясняют тем, что во всех процессах управления имеет место обратная связь, своего рода «ответная реакция» управляемой системы на воздействие системы управляющей. Благодаря этой связи природные, технические, социальные явления и феномены обретают свойство устойчивости.

Таким образом, на взгляд указанных авторов, социальное управление (управление в обществе) представляет собой такую форму информационного взаимодействия людей, когда одна из сторон вырабатывает решения, доводит их до исполнителя, контролирует их исполнение, а другая сторона эти решения исполняет. Во взаимодействии происходит и воздействие одних субъектов на другие. Если одни субъекты вырабатывают программу деятельности (информационный образец) и контролируют ее реализацию другими субъектами, происходит разделение труда на управленческий и исполнительский.

В то же время Г.Е. Зборовский и Н.Б. Костина [16, с.87] указывают на то, что субъект, вырабатывающий программу и реализующий ее, могут совпадать. В таком случае мы имеем дело с самоуправлением. Следовательно, по мнению указанных авторов, социальное управление всегда представляет собой единство управления и самоуправления, в этом состоит одна из его важнейших специфических черт. Социальные группы и общности, на которые направлена деятельность субъектов управления, не пассивно воспринимают внешние воздействия, а активно реагируют на них. Абсолютизация управленческого воздействия, непризнание самоуправления в конечном счете ведет к тоталитаризму, абсолютизация самоуправления - к анархии.

Четвертым, подходом к пониманию управления [9, с.9] является определение его через воздействие управляющей системы на управляемую.

По мнению Г.В. Атаманчука [8, с.46], наиболее близким, адекватным, отвечающим сущности управления является определение посредством термина "воздействие", который, по его мнению, указывает на главное в управлении - момент влияния на сознание, поведение и деятельность людей. Он полагает, что управление существует тогда, когда некий его субъект на что-то влияет, что-то изменяет, преобразует, переводит из одного состояния в другое, чему-то придает новое направление движения или развития.

Кроме того, Г.В. Атаманчук [8, с.48] считает, что любое управляющее воздействие должно всегда содержать в себе точную цель и точное направление движения к ней, к тому же оно должно быть практичным, т.е. вызывать действительное движение к цели и приближение к ней. Под управлением он понимает целеполагающее (сознательное, преднамеренное, продуманное), организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, общественные объединения, партии, фирмы, кооперативы, предприятия, ассоциации, союзы и т.д.

Таким образом, в одном случае управление [15, с.13] - это совместные действия людей, в другом - власть одних над другими, в третьем - взаимодействие управляющей и управляемой подсистем, в четвертом - воздействие субъекта на объект. При этом каждый из перечисленных подходов имеет право на существование. Они подчеркивают разные аспекты управления к целенаправленной деятельности.

Наиболее современным, по нашему мнению, следует считать определение, даваемое Е.А. Ефремовой [15, с.14] - под управлением можно понимать воздействие на организационные структуры с целью их упорядочения, совершенствования, развития.

Государственное управление – представляет собой урегулированное административно-правовыми нормами непрерывное властное воздействие организационного, правоустановительного, исполнительно-распорядительного и правоприменительного характера, осуществляемое уполномоченным субъектом в рамках структуры государственного органа (или между соподчиненными органами) на лиц, находящихся с таким субъектом в отношениях организационной (структурной, служебной) подчиненности, в целях обеспечения надлежащего функционирования структуры государственного органа [29, с.19]. С этих позиций государственное управление как вид подзаконной организационной, исполнительно-распорядительной и правоприменительной деятельности обязательно присутствует в каждом государственном органе.

Целью государственного управления сферой образования является изменение базы системы образования, построение эффективной системы управления образованием с четкими разделениями полномочий между уровнями власти.

Основной задачей государства в настоящий момент является достижение современного качества предоставляемого образования и его общей доступности.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2] (далее Федеральный закон «Об образовании») к полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее также - переданные полномочия), относятся следующие полномочия:

- государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории [3];

- лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации;

- государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации;

- подтверждение подлинности (законности)документов об образовании и (или) о квалификации.

Таким образом, государство занимает главенствующую роль в сфере образования, оно управляет и контролирует сферу образования.

Государственный характер системы российского образования проявляется в том, что в России проводится единая государственная политика в области образования, регламентируемая Федеральным законом «Об образовании в РФ»[2].

Государственный характер управления образованием проявляется в обязательности соблюдения - государственных гарантий прав граждан России на образование независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений.

Органы управления образованием на местах проводят государственную политику путем соблюдения государственных образовательных стандартов, включающих федеральный и национально-региональный компоненты с установлением обязательного минимума содержания образовательных программ и максимального объема учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования в России создаются соответствующие государственные органы управления образованием: федеральные (центральные); ведомственные; республиканские (республик в составе Российской Федерации); краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, автономных округов.

Государственные органы управления - министерства образования, управления образованием в краях, областях, автономных округах в границах своей компетенции решают такие вопросы:

-как разработка и реализация целевых федеральных и международных программ; разработка государственных стандартов и установление эквивалентности (нострификация) документов об образовании;

-государственная аккредитация образовательных учреждений, расширение границ общественной аккредитации;

- аттестация педагогических кадров;

-формирование системы образования в стране и конкретном регионе, определение перечня профессий и специальностей, по которым ведется профессиональная подготовка;

-финансирование образовательных учреждений, создание государственных фондов стабилизации и развития системы образования;

-разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений, материально-технической обеспеченности образовательного процесса;

-прогнозирование сети образовательных учреждений, контроль исполнения законодательства Российской Федерации бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования.

Таким образом, государство управляет сферой образования. Под управлением можно понимать воздействие на организационные структуры с целью их упорядочения, совершенствования, развития.

Государственное управление в сфере образования это воздействие государства на организационные структуры сферы образования с целью их упорядочения, совершенствования, развития.

 

 

1.3 Развитие сферы образования в России и за рубежом

Развитие образования - это процесс, управляемый государством, научно-педагогическими учреждениями, педагогами, родителями, учащимися [36]. Сфера образования разрабатывает новые концепции и модели на уровне государства, учебного заведения, новые образовательные стандарты.

С начала XXI в. в России и за рубежом наметились политические и социальные тенденции, которые привели к возрастанию насущных проблем качества образования, поиску новых подходов повышения эффективности управления образовательными системами.

На современном этапе можно выделить следующие направления развития образования [20, с.43.] Эти направления развития присущи как отечественному, так и мировому образовательному процессу.

Одним из направлений образовательного процесса является демократизация образования. Она выражается в предоставлении больших прав и академических свобод образовательным учреждениям и обучающимся в них с целью реализации права каждого человека на образование и предоставление образовательным учреждениям самостоятельности и автономности [24, с.159].

Демократизация образования определяет равное и обязательное право на получение образования; децентрализация системы образования, самоуправление учебных заведений, традиционное и нетрадиционное образование; непрерывность образования; государственные и негосударственные учебные заведения.

Особое внимание уделяется непрерывному образованию. Впервые концепция «непрерывного образования» была представлена на форум ЮНЕСКО (1965г.) крупнейшим теоретиком П. Ленграндом [27, с.62] и вызвала огромный теоретический и практический резонанс.

В предложенной Ленграндом трактовке непрерывного образования воплощена гуманистическая идея: она ставит в центр всех образовательных начал человека, которому следует создать условия для полного развития его способностей на протяжении всей жизни.

Из этого следует, что под непрерывностью образования имеется в виду не образование, полученное один раз на всю жизнь, а процесс постоянного образования-самообразования человека в течение всей жизни в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.

Следующим направлением является диверсификация образовательного процесса, она выражается в необходимости значительного расширения объема содержания образования в условиях научно-технической революции начала ХХI в. Под диверсификацией понимают введение новых методов обучения, большое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления на всех уровнях образования.

Примером практического исполнения диверсификации может послужить: группировка учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии и т.д.

Еще одним направлением на развитие образования на учет индивидуальных способностей учащихся в процессе воспитания и обучения является индивидуализация.

Можно выделить направление интернационализации. Она вызвана политическим и экономическим сближением стран мира, она предусматривает обеспечение общего образовательного пространства с сохранением позитивных национальных традиций учебных заведений России. По данным зарубежных экспертов в XXI веке для каждого работающего высшее образование станет м



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: