Основной целью деятельности системы образования города является создание условий для обеспечения высокого качества и доступности образования, соответствующего потребностям граждан и перспективным задачам развития экономики края.
На функционирование и развитие системы образования Красноярского края в рамках государственной программы Красноярского края «Развитие образования» направляется более 20 % краевого бюджета. Расходы ежегодно растут, и в 2016 году они составляют 51 140,6 млн рублей (в 2015 году – израсходовано 43 995,8 млн рублей) [4].
В общем объеме расходов на образование более 78 % расходов направляется на дошкольное, общее и дополнительное образование, 11 % на профессиональное образование и около 10 % на государственную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Довольно высокий уровень затрат объясняется тем фактом, что инфраструктуру системы образования в настоящее время отличает высокая степень изношенности зданий образовательных учреждений. Поскольку это представляет опасность для жизни и здоровья участников образовательного процесса, с 2009 года проводится инструментальное обследование зданий и комплексный капитальный ремонт [34].
Доля образовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем числе муниципальных дошкольных образовательных организаций представлена на рис.2
Рисунок 2 - Доля дополнительных образовательных учреждений, требующих капитального ремонта
Для создания безопасных условий обучения и устранения аварийных ситуаций. Так, проведен комплексный капитальный ремонт 8 зданий; в 74% образовательных учреждениях установлены противопожарные двери.
|
Особое внимание обращено на Октябрьский, Советский и Железнодорожный районы, где активно осуществляется жилищное строительство. Поэтому наполняемость групп дошкольных учреждений и классов выше нормы. Перекомплект по сравнению с проектной мощностью образовательных учреждений этих районов составляет до 30%.
Стратегия развития образования на уровне федеральных органов государственной власти определена в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2]. В муниципальной системе образования в последние годы сделан важный шаг в обновлении содержания общего образования: внедряются федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, основного и среднего общего образования.
Тем не менее, остается актуальной задача повышения уровня обучения в таких областях, как естественно-научные, физико-математические дисциплины, социальные науки, иностранные языки, технологии. Это связано с тем, что существующий механизм обновления содержания образования нуждается в дополнительной настройке, в повышении гибкости и оперативности.
Для реализации федеральных государственных образовательных стандартов необходимо создать соответствующие материально-технические условия.
Для реализации возрастного и индивидуального подхода к обучению школы оснащаются современным учебным оборудованием (компьютерная техника с возможностью пользования образовательными ресурсами сети Интернет, учебные лаборатории, специализированные кабинеты по естественным наукам, модели, наглядные и демонстрационные пособия и др.).
|
Все образовательные учреждения обеспечены противопожарной сигнализацией и системами оповещения при пожарах.
Что касается антитеррористической безопасности, все здания образовательных учреждений оснащены мобильными телефонами с опцией вызова оперативной группы быстрого реагирования отдела вневедомственной охраны, а также системами голосового оповещения.
Специалистов главного управления образованием администрации, руководителей школ и педагогов тревожит тот факт, что фактическая наполняемость школ на 13,6% превышает проектную вместимость. Что объясняется довольно высоким уровнем роста числа детей школьного возраста [46]. Более наглядно количество учащихся 2016 в динамике годы представлено на диаграмме (рис. 3).
Рисунок 3 - Численность детей школьного возраста
Представленные (рис.3) данные показывают существенное увеличение детей школьного возраста, что создаёт трудности в освоении учебных программ.
Кроме того, в городе ведётся энергичная и достаточно эффективная работа по улучшению материально-технической базы общеобразовательных учреждений [43]. Так, за счет реализации приоритетного национального проекта «Образование» [33] все школы имеют доступ к глобальным информационным ресурсам, собственные сайты, оборудованы автоматизированные рабочие места для педагогов.
Проект «Электронная библиотека», стартовавший в 2010 году, по инициативе Сибирского Федерального университета, дал возможность всем учебным учреждениям пользоваться электронной базой Государственной универсальной научной библиотеки.
|
Граждане имеют право на качественное образование, соответствующее потребностям современного общества. Специалистами управления образованием администрации г. Красноярска особое внимание обращено на возможность выбора образовательного учреждения и образовательных программ.
Деятельность системы образования города планируется и осуществляется в соответствии с Концепцией модернизации российского образования [45], приоритетным национальным проектом «Образование» [33], инициативным проектом «Наша новая школа» [44], что позволяет констатировать соответствие образовательной политики региона и города основным направлениям образовательной политики Российской Федерации.
Как уже было показано выше, структура образовательных учреждений Красноярска представлена образовательными учреждениями практически всех видов и типов. Она находится в состоянии развития, что способствует удовлетворению современных образовательных потребностей горожан.
В Красноярске разработан паспорт учительства (табл.5) [31]:
Таблица 5- «Паспорт учительства» общеобразовательных организаций
Наименование | Общее кол-во учителей | В том числе | |||
Городских ОО | Сельских ОО | ||||
Человек | Процент | Человек | Процент | ||
Всего учителей | 61,1 | 38,9 | |||
Возраст учителей: От 25 лет От 25до 35 35 лет и старше из них: пенсионный возраст | 5,9 | 5,3 | |||
18,2 | 18,0 | ||||
75,9 21,1 | 76,7 21,3 | ||||
Стаж работы: До 2 лет | 4,8 | 4,0 | |||
От 2 лет до 5 лет | 7,1 | 6,3 | |||
20 и более лет | 59,9 | 64,7 |
И так из таблицы видно, что общее количество учителей городского ОО составляет 13975 чел, в основном возраст учителей составляет от 35 и старше, имеющие стаж работы 20 и более лет.
По итогам 2016 [4] года средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций достигла уровня среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Красноярском крае и составляет 36,7 тыс. рублей. Средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций составляет 30,6 тыс. рублей. Начиная с 2012 года уровень средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений увеличился на 57 %, а педагогических работников дошкольных образовательных учреждений – на 99 %.
Кадровое обеспечение системы образования города отличается стабильными высокими показателями образовательного уровня и квалификации педагогических и руководящих кадров (табл.6)
Таблица 6 - Уровень образования и итоги аттестации педагогических работников (на 2015-2016 гг.) [31]
Наименование | Общее кол-во учителей | В том числе | |||
Городских ОО | Сельских ОО | ||||
Человек | Процент | Человек | Процент | ||
Всего учителей | 61,1 | 38,9 | |||
Образование: Высшее профессиональное из них Высшее педагогическое | 86,3 | 74,0 | |||
75,1 | 66,6 | ||||
Среднее профессиональное из них Среднее профессиональное педагогическое Начальное профессиональное | 13,0 | 23,6 | |||
9,6 | 18,1 | ||||
0,1 | 0,3 | ||||
Прошли аттестацию на I и высшую квалификационную категорию | 20,3 | 24,7 | |||
Прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности | 6,8 | 9,8 |
Как мы видим из представленных в таблице данных 86,3% специалистов имеют высшее профессиональное образование из них высшее педагогическое 75,1%, прошедших аттестацию и имеющих первую и высшую квалификационные категории 20,3%. К данной группе относятся учителя, начинающие свою педагогическую деятельность, поскольку для аттестации нужен некоторый педагогический опыт.
В соответствии с региональными требованиями [45] в течение 2016 –2017 учебного года заявления на первую и высшую квалификационные категории подали 1338 учителей. В том числе, в соответствии с новыми требованиями, 430 учителей начальной школы и воспитателей ДОО. Не аттестовано 58 педагогов, что составляет 2%.
Рассмотрим квалификационную структуру педагогических коллективов (табл.7) [ 35].
Таблица 7 - Квалификационная структура педагогических кадров по предметам
Предмет | Процент,% | Высшая квалификационная категория, чел. | Процент,% | Первая квалификационная категория, чел. |
Математика | 3,1 | 24,7 | ||
Физика | 10,5 | 6,9 | ||
Русский язык и литература | 37,9 | 23,1 | ||
История, обществознание, экономика | 16,0 | 13,8 | ||
Информатика | 6,6 | 11,4 | ||
Химия | 7,3 | 3,5 | ||
Биология | 11,0 | 8,0 | ||
География | 7,2 | 8,2 |
Продолжение таблицы 7
Всего |
Наибольшее количество учителей с высшей и первой категорией среди преподавателей русского языка и математики. Но следует учитывать, что учителей данной специализации гораздо больше, чем других специализаций.
Кроме того, повышению квалификации учителей способствует участие в различных педагогических мероприятиях.
Эффективным средством мотивации на повышение качества образования является участие образовательных учреждений и педагогов города в проектно-программной деятельности и различных конкурсах (табл. 8.)
Таблица 8 - Участие образовательных учреждений и педагогов в проектно-программной деятельности и различных конкурсах
Наименование | Общее кол-во учителей | В том числе | |||
Городских ОО | Сельских ОО | ||||
Человек | Процент | Человек | Процент | ||
Всего учителей | 61,1 | 38,9 | |||
Участники конкурсного отбора на получение денежного поощрения лучшими учителями | 1,4 | 1,3 | |||
Участники профессионального конкурса "Учитель года Красноярского края | 0,3 | 0,6 | |||
Лауреаты и победители профессионального конкурса "Учитель года Красноярского края | 0,08 | 0,1 |
Одним из важных условий повышения профессиональной квалификации является вовлечение педагогов в инновационную деятельность, которая в Красноярске отличается многообразием форм и содержания, творческих идей, проектов, наличием разных профессиональных позиций.
Основными показателями качества образования традиционно являются результаты итоговой государственной аттестации и участие школьников в олимпиадном движении [37].
Статистические данные показывают [42], что в 2016 году к государственной итоговой аттестации за курс основной школы было допущено 7515 (99,6%) выпускников, получили аттестаты за курс основной школы – 7402 (98,1%) выпускников, из них 455 (6,1%) выпускников получили аттестаты особого образца. Из 63 выпускников края, сдавших ЕГЭ на 100 баллов, 35 человек - выпускники красноярских школ.
Не получили аттестаты 140 выпускников, что составляет 1,9%.
Важнейшим приоритетом развития образования в Красноярске является создание муниципальной системы выявления и поддержки талантливых детей [32]. В городе действует система очных, заочных, дистанционных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, научно-практических конференций.
Активное участие красноярские школьники принимают в Международной программе «Шаг в будущее», в национальной образовательной программе «Интеллектуально-творческий потенциал России» [44], в общегородской ассамблее «Красноярск. Технологии будущего».
Одна из основных функций муниципальной системы образования – это системная подготовка учащихся, чьи образовательные результаты становятся ресурсом развития города Красноярска.
В 2016 году в интеллектуальных состязаниях различного уровня приняли участие 81% детей от общего количества обучающихся. Статистические данные призеров и победителей различных олимпиад и конкурсов представлены (таб. 9)
Таблица 9- Статистические данные призеров и победителей олимпиад
Год | Весь край | Красноярск | |||||||
Участники | Процент | ||||||||
Призеров и победителей | Призеров | Победителей | Призеров и победителей | Призеров | Победителей | Призеров и победителей | Призеров | Победителей | |
52,51% | 53,04% | 50,00% | |||||||
61,94% | 61,11% | 65,45% | |||||||
54,69% | 46,84% | 77,27% | |||||||
57,69% | 53,77% | 70,49% |
Губернаторские стипендии получают 11 старшеклассников. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» [33] ежегодно учащиеся школ города получают премии Президента.
На предметных региональных и муниципальных олимпиадах и конкурсах в течение последних 3-х лет отмечаются стабильно высокие результаты по таким предметам технической направленности и естественно - научного цикла, как математика, физика, астрономия, информатика, химия.
Нестабильные показатели наблюдаются по таким предметам, как экология, география, технология, экономика.
Низкое качество выполнения заданий отмечено по биологии, ОБЖ, МХК, технологии.
Динамика призеров и победителей различных олимпиад и конкурсов по годам представлена на диаграмме рис. 4
Рисунок 4 - Статистические данные призеров и победителей олимпиад в динамике
Представленные данные показывают, что работа по выявлению, поддержке и сопровождению талантливых и одаренных детей муниципальной системы образования города Красноярска весьма эффективна. Что доказывает соотношение призёров и победителей Красноярска и Красноярского края (рис. 5).
Рисунок 5 - Соотношение призёров олимпиад Красноярска и Красноярского края
Как мы видим из представленных на диаграмме рисунка 7 данных количество призёров красноярских школ весьма высокое. Так, в 2016 году призёров олимпиад весьма большого Красноярского края составило 199 человек, а города Красноярска 107. Аналогичная картина наблюдается и в предыдущие годы [50].
В муниципальной системе образования Красноярска выстраивается система поддержки и сопровождения одаренных детей.
Существенное внимание в Красноярске уделяется дополнительному образованию. В 2016 году велась активная работа по 16-ти таким программам, для педагогов дополнительного образования организована работа 7 стажерских площадок, в рамках реализации городской целевой программы «Развитие системы воспитания и дополнительного образования в городе Красноярске»[4].
Экспериментальная модель взаимодействия учреждений дополнительного образования и школ внедряющая индивидуальные учебные планы старшеклассников отрабатывается 19 школами.
В системе дополнительного образования, более гибко ориентированной на интересы и потребности детей, разрабатываются самые различные инновационные программы с целью включения детей в научно-техническое творчество, исследовательскую деятельность, в процессы разработки и реализации социальных проектов [34]. Реализуемые учреждениями дополнительного образования программы, являются ресурсом для организации профильного обучения и для работы по новым образовательным стандартам.
Существенное внимание администрацией города, руководителями школ и педагогами уделяется формированию и развитию ценностей здорового образа жизни. В частности, совершенствуется система питания в общеобразовательных учреждениях, поскольку это напрямую связано с сохранением здоровья и улучшением демографической ситуации в стране.
Обозначена положительная динамика в области физической культуры и детско-юношеского спорта в организации спортивно-оздоровительных клубов при образовательных учреждениях, их в системе образования.
Охват детей организованными формами отдыха, оздоровления и занятости в летний период составляет ежегодно не менее 15 тысяч учащихся [35]. Сеть разнообразных учреждений отдыха и оздоровления детей системы образования включает 8 стационарных загородных лагерей и лагеря дневного пребывания на базе образовательных учреждений.
Поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Одним из полномочий министерства является государственная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
В течение последних лет наблюдается стабильный рост количества детей-сирот, переданных на воспитание в замещающие семьи. Если в 2015 году в семьях воспитывалось 79,7 % от общего числа детей-сирот, то на 01.11.2016 году – уже 80,6 %.
За 10 месяцев текущего года на воспитание в семьи передано 1 973 ребенка-сироты. При этом количество детей, устроенных в семьи, включая возврат в кровные семьи, на 13 % превысило количество выявленных детей, оставшихся без родительского попечения.
По состоянию на 2016 на учете в региональном банке данных
о детях, оставшихся без попечения родителей, состоит 2 729 детей-сирот (уменьшение на 415 детей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). С 2012 года (с момента утверждения Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы) региональный банк данных сокращен на 76,5 %.
Одним из важных направлений социализации и защиты прав детей-сирот является обеспечение их жилыми помещениями.
На 2016 на учете в министерстве состоит 6 883 ребенка-сироты, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.
Объем денежных средств для приобретения жилья детям-сиротам
за последние десять лет увеличился с 17,76 млн рублей в 2005 году
до 653,9 млн рублей в 2016 году. Всего в 2016 году планировалось обеспечить жильем 543 ребенка-сироты.
Таким образом, на функционирование и развитие системы образования Красноярского края в рамках государственной программы Красноярского края «Развитие образования» направляется более 20 % краевого бюджета. Расходы ежегодно растут, и в 2016 году они составляют 51 140,6 млн рублей (в 2015 году – израсходовано 43 995,8 млн рублей).
Специалистами управления образованием администрации г.Красноярска серьезное внимание уделяется устройству современной образовательной инфраструктуры
Так же, по данным статистической отчетности в Красноярске работает 13975 педагогов. 86,3% специалистов имеют высшее профессиональное образование из них высшее педагогическое75,1%. За последние 5 лет 1532 учителей участвовали в профессиональном конкурсе «Лучший учитель». Так же статистические данные показывают, что в 2016 году к государственной итоговой аттестации за курс основной школы было допущено 7515 (99,6%) выпускников, получили аттестаты за курс основной школы – 7402 (98,1%) выпускников.