Обобщим представленные факты при помощи SWOT – анализа. Он позволит выявить во внешней среде факторы, представляющие, с одной стороны, возможности, а с другой - угрозы для ее развития. Одновременно оцениваются слабые и сильные стороны внутреннего потенциала.
Анализ качества реализации воспитательного и образовательного процесса представлен в таблице 12.
Таблица 12- Матрица SWOT-анализа качества реализации воспитательного и образовательного процесса:
Сильные стороны | Слабые стороны |
Преобладает высокий и средний уровни развития по физической культуре выпускников. | Доля дошкольных образовательных учреждений, находящихся в аварийном состоянии 5% |
Разработаны модели двигательной активности воспитанников в режиме дня, в соответствии с различными параметрами (возрастными, временными, индивидуальными) | Фактическая наполняемость школ, превышает проектную на 13,6% за счет увеличения детей школьного возраста. |
Реализуются технологии физического развития основанные на принципах оптимизации, дифференциации и индивидуализации, в комплексном решении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. | Доля выпускников школ, не освоивших образовательную программу– 1,9% |
Уровень освоения основных и дополнительных образовательных программ стабилен | Высокий уровень заболеваемости воспитанников. Отсутствие системы мониторинга здоровья и физической подготовленности детей. |
Продолжение таблицы 12
Достаточно высокий уровень развития психических познавательных процессов и уровня готовности к дальнейшему обучению и труду. | Недостаточная степень взаимодействия учителей с узкими специалистами по проблемам психического здоровья детей. |
Разработанные модифицированные программы дополнительного образования, имеют рецензии адаптированы к условиям факультативной, кружковой, внеклассной работы и реализовываются на высоком уровне | Отсутствует поддержка одаренных детей. |
Возможности | Угрозы |
Использование профилактических и физиотерапевтических мер для профилактики простудных заболеваний в условиях школы | Проблема эффективности образовательного процесса: несоответствие между необходимостью обеспечения высокого качества образования и содержанием образовательного процесса, построением предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС. |
Создание системы мониторинга и диагностического инструментария достижений детей и планируемых результатов освоения программы. | Низкий уровень активности участия семей в реализации задач воспитания и образования |
Замена ценностей обучения на ценности развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья. | Недостаточно объективное показатели качества педагогов образовательного процесса. |
Знания, умения, навыки следует рассматривать как средства в процессе развития ребенка. При этом общее, стержневое содержание должно варьироваться в зависимости от потребностей личности и общества, наполняться конкретикой. | |
Построение образовательного процесса по принципу возрастной сообразности и психологической адекватности. Основной формой организации образовательного пространства будет личностно-ориентированное взаимодействие педагога с учеником, педагогика сотрудничества и развития |
|
|
Таблица 13- Анализ качества реализации воспитательного и образовательного процесса:
Достигнутые результаты | Имеющиеся недостатки | Необходимые преобразования |
Уровень здоровья: - Широко используются современные образовательные технологии, профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия, разные виды коррекционно-развивающей работы. - Разработаны модели двигательной активности воспитанников ДОО и школьников в режиме дня. - Реализуются технологии физического развития, основанные на принципах оптимизации, индивидуализации и дифференциации в комплексном решении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. - Преобладает высокий и средний уровни развития по физической культуре воспитанников ДОО и школьников | -Высокий уровень заболеваемости воспитанников ДОО и школьников. - Отсутствие системы проведения мониторинга здоровья и физической подготовленности детей во взаимодействии педагогов и медицинских работников. - Высокий % школьников 2 группы здоровья, наличие детей с 3 и 4 группой здоровья. | -Разработка системы мониторинга здоровья и физической подготовки детей ДОО и школьников. -Создание системы совместной работы образовательных, медицинских и спортивных учреждений -Введение в воспитательный процесс оздоровительных поддерживающих и нетрадиционных технологий и развивающих технологий по физической культуре. -Организация уголков психологической разгрузки для детей. Оптимизация физкультурно-оздоровительной работы и работы по профилактике простудных заболеваний. -Усиление контроля за физкультурно-оздоровительной работой со стороны администрации. -Активизация просветительской работы по охране и укреплению здоровья детей с педагогами и родителями. - Поддержание направления ЛФК. |
|
Продолжение таблицы 13
Уровень освоения программы: Образовательный процесс базируется на грамотном комплексировании основных образовательных программ. Образовательный процесс направлен на всестороннее гармоничное развитие личности. Уровень реализации образовательных программ стабилен, составляет более 82%- и дополнительных программ: до 92% В течение ряда лет коллективами школ ведется поиск наиболее эффективных форм организации образовательного пространства. | Отсутствие удобного и простого для педагогов диагностического инструментария, что ведет к недостаточно объективным показателям. - Недостаточно высокие результаты в освоении программы по основным и дополнительным предметам. - Остается значительное количество учащихся с проблемами в освоении программ - Недостаточное взаимообогащения коммуникативным опытом детей, навыками совместной деятельности и общения, различных внеклассных мероприятий; Усредненный подход к развитию школьников, не учитывающий разнородность состава детей в классе по уровню развития, индивидуальным особенностям. | Создание системы мониторинга достижений планируемых результатов освоения программ обучения. - Оптимизация пути взаимодействия педагогов с родителями. - Оптимизация воспитательной работы на основе учёта интересов школьников. Оптимизировать работу в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными требованиями к результатам и условиям реализации общеобразовательных программ. |
Уровень психолого-педагогического сопровождения воспитанников ДОО и школьников: Достаточно высокий уровень развития психических познавательных процессов и уровня готовности к дальнейшему обучению; Обеспечение эмоционального благополучия. | Недостаточно используются активные формы работы с родителями в повышении компетентности в вопросах индивидуального развития ребенка, его психолого-педагогической поддержки. - Недостаточно используются Здоровье сберегающие технологии при организации режимных моментов, у многих детей неустойчивая психика (невнимательность, утомляемость, резкость) | Организация работы по взаимодействию с семьями воспитанников и школьников в вопросах психолого-педагогического сопровождения. - Поиск и внедрение новых воспитательных технологий личностно ориентированной, развивающей и гуманистической направленности. |
Окончание таблицы 12
Итоговыми результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса явилась качественная подготовка детей к дальнейшему обучению и труду. По результатам исследований выпускники школ хорошо осваивали программы вузов; уровень их подготовки соответствовал требованиям, предъявляемым к выпускникам школ, что позволяет оценивать работу учителей как хорошую. | Хотя положение дел с состоянием познавательной сферы школьников можно считать довольно благополучным, однако отмечается низкий уровень сформированности нравственных норм и правил поведения, у ряда школьников не формируется потребность в саморазвитии и умение по собственной инициативе получать знания из различных источников. Это, несомненно, осложняет обучаемость и адаптацию ребёнка в социуме. | Направить работу педагогических коллективов на формирование нравственных норм и правил поведения, через программы дополнительного образования. - Формировать потребность в саморазвитии и умение по собственной инициативе получать знания из различных источников. |
Из представленного анализа видно, что перспективным направлением развития сферы образования в г. Красноярске является повышение доступности, качества, открытости сферы образования для всех заинтересованных сторон; внедрение принципов государственно-общественного управления. Понятно, что остальные возможности зависят от государственного финансирования и выделения бюджетных средств. Но общественность города и инициатива на местах позволяет усовершенствовать многие процессы, происходящие в образовании. Это касается и финансирования, и выявления проблем и узких мест, и повышения качества образовательного процесса, и повышения уровня преподавания.
3.2 Основные мероприятия по развитию сферы образования
Безусловным приоритетом в области социальной политики г. Красноярска является создание условий для реализации гражданами своих прав на качественное образование, соответствующее потребностям современного общества, выбор образовательного учреждения и образовательных программ. Именно поэтому образование играет важную роль в сохранении социальной стабильности и социально-экономическом развитии города.
Делая вывод из SWOT-анализ состояния сферы образования можно выделить, следующие мероприятия по развитию сферы образования (табл.14):
Таблица 14- Мероприятия по развитию сферы образования
Мероприятия | Выделяемые средства из бюджета | Бюджет |
1. Реконструкция зданий в аварийном состоянии и расширение уже построенных учебных заведений. Для этого необходимо: - снести 2 здания школ, построить и реконструировать 12 зданий образовательных учреждений | в 2016–2018 годах предусмотрено по 180 млн. рублей ежегодно. | 9 млн. рублей |
2. Увеличить количество мест в образовательных учреждениях, за счет: - строительство образовательных учреждений по современным проектам на 1000 мест. | составляет 867,40 тыс. рублей. | |
3. Организовать повышение качества непрерывного образовательного процесса для выпускников: - поднять качество предоставляемого образования, в том числе перейти на федеральные государственные образовательные стандарты; -ввести систему оценки качества общего образования. | ||
4. Организовать поддержку одаренных детей по следующим направлениям: - проведение тренингов, семинаров и организация интенсивных школ для школьников; | Ежегодно из бюджета выделяется на реализацию краевых мероприятий, 54 079,7 тыс. рублей. 54 079,7 тыс. рублей. |
Продолжение таблицы 14
- организация через системы дистанционного и очно-заочного обучения школьников преподавателями ВУЗов города Красноярска; - расширение спектра творческих и интеллектуальных форм работы для учеников. | ||
5. Оздоровление детей и организация здорового образа жизни: - совершенствовать систему питания в общеобразовательных учреждениях. | Обеспечение питанием обучающихся составляет -91652,19 тыс. рублей. Стоимость питания в день составляет 40,78 рубля. | 7340,4 тыс. рублей на 1 ребенка |
6. Организация взаимодействия педагогов с узкими специалистами по проблемам психического здоровья детей. - активно ведется работа по оказанию психолого-педагогической, методической помощи родителям и детям дошкольного возраста (в том числе детям раннего возраста) консультационными центрами. | Общая сумма средств, выделенных на реализацию указанного мероприятия, составляет 201758,85 тыс. рублей | 67252,95 тыс. рублей в 2017 году |
Итого | 9 736 826,35 рублей |
В Красноярске и Красноярском крае разработана и внедрена в практическую деятельность школ Программа «Образовательная политика в Красноярском крае - территория опережающего развития». Цели и задачи программы направлены на разработку мероприятий в интересах детей, на формирование успешного поколения.
Для устранения угроз можно предложить следующие меры:
- создать условий, способствующих повышению профессиональной компетентности педагогов в сфере взаимодействия с родителями учеников, привлечение родительской общественности к участию в жизни образовательного учреждения;
- организовать работы по взаимодействию с семьями воспитанников и школьников в вопросах психолого-педагогического сопровождения
- создать систему обеспечения учебниками образовательных учреждений в соответствии с их образовательными программами и потребностями ФГОС;
- обеспечить материальными условиями, оборудованием и средствами информационных технологий.
В дополнительного образования, более гибко ориентированной на интересы и потребности детей, разрабатываются самые различные инновационные программы с целью включения детей в научно-техническое творчество, исследовательскую деятельность, в процессы разработки и реализации социальных проектов [32]. Реализуемые учреждениями дополнительного образования программы, являются ресурсом для организации профильного обучения и для работы по новым образовательным стандартам.
За 2015 год в большинстве школ г. Красноярска разработаны локальные нормативно-правовые акты по вопросам образования обучающихся с ОВЗ [6]. Решены вопросы кадрового обеспечения внедрения инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ. Частично решены вопросы материально-технического и финансового обеспечения инклюзивного образования за счет участия в Федеральной государственной целевой программе «Доступная среда». Решен вопрос методического сопровождения педагогических работников.
Во всех учреждениях разработаны паспорта доступности и планы развития доступной среды, однако необходимо более детально проанализировать данные планы на предмет реального развития и организации мероприятий по созданию доступной среды, проанализировать финансовые возможности учреждения и т. п.
По закону «Об образовании в Российской Федерации» [2] родители имеют право выбирать образовательное учреждение и поэтому руководителям образовательных учреждений необходимо быть готовыми к тому, что в любой момент в учреждение может прийти ребенок любой категории и задача педагогического коллектива создать ему условия и для обучения и развития.