Как выбрать тему исследования?
Выбрать тему исследования несложно, когда точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует. Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать, попробуй ответить на следующие вопросы:
• Что мне интересно больше всего?
• Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой, поэзией, биологией, химией, астрономией, историей…)?
• Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
• Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Если эти вопросы не помогли – обратись к воспитателям, спроси родителей, поговори с другими ребятами в детском саду. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею.
Выбранную тему исследования надо записать (тебе помогут воспитатель или родители). То, что будешь исследовать, можно также нарисовать в рамочке на следующей странице.
Для взрослых
Правила выбора темы исследования
Тема должна интересовать, увлекать ребенка.
Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, должного эффекта не даст.
Выбирайте тему выполнимую, важно, чтобы решение проблемы приносило реальную пользу.
Главная задача взрослого – подвести ребенка к идее, в которой он максимально реализуется как исследователь, получит новые полезные знания, умения и навыки. Это сложно, но иначе работа теряет смысл.
Важна оригинальность темы.
Познание начинается с удивления, а потому в теме исследования необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность, в данном случае, следует понимать не только как умение найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления.
|
Тема должна позволять выполнить работу относительно быстро.
Провести долговременное исследование на одном дыхании ребенку очень сложно. С учетом этой особенности детской природы первые исследовательские опыты не должны требовать длительного времени.
Лучше обращаться к той сфере, в которой вы сами разбираетесь или которая близка вам.
Исследовательская работа делается ребенком совместно со взрослым, поэтому тема должна вызывать интерес у обоих участников. Работая над проблемой с ребенком, можно приобретать знания вместе с ним. Это один из самых результативных путей обучения творчеству.
При выборе темы учитывайте возможный уровень ее решения.
Исследуемая проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Эта позиция касается не столько выбора проблемы, сколько уровня ее подачи. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста по-разному, с различной степенью глубины.
Сопоставляйте желания и возможности.
Не забудьте взвесить, есть ли необходимые для решения выбранной проблемы средства и материалы. Отсутствие литературы, необходимой исследовательской базы, невозможность собрать нужные данные обычно приводят к поверхностному решению, порождающему пустословие, что существенно мешает развитию творческого мышления, основанного на доказательном исследовании и знаниях.
Гипотеза исследования
Гипотеза – предположение, догадка, еще не доказанная и не подтвержденная опытом. Обычно гипотезы начинаются со слов:
• предположим…
• что, если…
• допустим…
• возможно…
|
Нам для исследования нужно придумать гипотезу или несколько гипотез – предположений о том, как проблема может быть решена.
А теперь запиши (с помощью взрослых) или нарисуй свою гипотезу или гипотезы, если их несколько.
Для взрослых
Главное умение исследователя
Одно из главных умений исследователя – умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Здесь важно проявлять оригинальность, гибкость мышления, даже решительность и смелость.
Гипотеза – это ваш предположительный, вероятный ответ на предложенный проблемный вопрос. Этот ответ нуждается в последующем доказательстве и подтверждении.
Существует мнение, что не всякое предположение можно называть гипотезой. Она, в отличие от простого предположения, должна быть обоснованной, указывающей путь исследовательского поиска.
Однако для нас важно научиться вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше», и потому нам годятся любые, самые фантастические гипотезы и даже «провокационные идеи». Известный физик Нильс Бор однажды сказал: «…Эта идея недостаточно безумна для того, чтобы быть верной!»
Гипотезы дают нам возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. Ценность предположений, даже самых нелепых, в том, что они заставляют нас выйти за рамки обыденных представлений, погрузиться в стихию мысленной игры, риска, сделать то, без чего движение в неизведанное невозможно.