Статистическое наблюдение - это предварительная стадия статистического исследования, которая представляет собой планомерный, научно организованный учет (сбор) первичных статистических данных о массовых социально-экономических явлениях и процессах.
В статистической практике используют две организационные формы наблюдения – отчетность и специально организованные наблюдения.
Отчетность является основным источником статистической информации и предусматривает систему регламентированных показателей, характеризующих деятельность предприятий. Она имеет свои преимущества, так как формируется на основе первичного учета, обеспечивающего сопоставление и контроль данных.
Различают несколько видов отчетности. Прежде всего, выделяют типовую и специализированную отчетность. Типовая имеет единую форму и содержание для всех предприятий и отраслей народного хозяйства. Специализированная присуща тем предприятиям или производствам, которые имеют специфические особенности.
По периодичности представления различают еженедельную, двухнедельную, месячную, квартальную, годовую.
По способу представления – срочная (телеграфная) и почтовая.
По порядку прохождения отчетность разделяют на централизованную и децентрализованную. Централизованная проходит через систему государственной статистики. Децентрализованная обрабатывается в соответствующих министерствах и ведомствах и сводки представляют статистическим органам.
К специально организованным наблюдениям относят: переписи, единовременное наблюдение, опросы, выборочные, монографические и другие обследования.
Переписи дают полную характеристику массового явления положением на какую-то дату или определенный момент времени. Например, перепись населения, которая проводится интервалом в 10 лет.
|
Единовременное наблюдение проводят на местах, согласно инструкциям статистического органа. Например, перепись производственного оборудования, остатков сырья и материалов.
Специальные обследования, как правило, выборочные. Например, обследования бюджетов семей, уровня цен на рынках. Их роль в перспективе будет возрастать.
Виды статистического наблюдения
Статистические наблюдения подразделяются на виды по следующим признакам:
§ по времени регистрации данных;
§ по полноте охвата единиц совокупности;
Виды статистического наблюдения по времени регистрации:
Текущее (непрерывное) наблюдение - проводится для изучения текущих явлений и процессов. Регистрация фактов осуществляется по мере их свершения. (регистрация семейных браков и разводов)
Прерывное наблюдение — проводится по мере необходимости, при этом допускаются временные разрывы в регистрации данных:
Периодическое наблюдение — проводится через сравнительно равные интервалы времени (перепись населения).
Единовременное наблюдение — осуществляется без соблюдения строгой периодичности его проведения.
По полноте охвата единиц совокупности различают следующие виды статистического наблюдения:
Сплошное наблюдение — представляет собой сбор и получение информации обо всех единицах изучаемой совокупности. Характеризуется высокими материальными и трудовыми затратами, недостаточной оперативностью информации. Применяется при переписи населения, при сборе данных в форме отчетности, охватывающей крупные и средние предприятия разных форм собственности.
|
Несплошное наблюдение — основано на принципе случайного отбора единиц изучаемой совокупности, при этом в выборочной совокупности должны быть представлены все типы единиц, имеющихся в совокупности. Имеет ряд преимущств перед сплошным наблюдением: сокращение временных и денежных затрат.
Способы статистического наблюдения
Способы получения статистической информации:
Непосредственное статистическое наблюдение — наблюдение, при котором сами регистраторы путем непосредственного замера, взвешивания, подсчета устанавливают факт подлежащий регистрации.
Документальное наблюдение — основано на использовании различного рода документов учетного характера. Включает в себя отчетный способ наблюдения — при котором предприятия представляют статистические отчеты о своей деятельности в строго обязательном порядке.
Опрос - заключается в получении необходимой информации непосредственно от респондента.