Психолого-педагогические особенности школьников с нарушением интеллекта, обусловливающие специфику их читательских интересов




Формирование читательских интересов у учащихся с нарушением интеллекта в условиях коррекционной школы

Часть 1.

Особенности читательских интересов у учащихся с нарушением интеллекта

Чтение играет огромную роль в развитии и образовании учащихся с нарушением умственного развития. Во-первых, чтение – это средство повышения уровня общего развития учащегося. Сочетая непосредственное восприятие изучаемых объектов реальной действительности с чтением относящихся к ним текстов, учитель добивается перевода мышления учащихся со ступени чувственного опыта на более высокую ступень обобщенного познания. Это особенно важно для детей с нарушением интеллекта, т.к. они с большим трудом овладевают словесной системой мышления. Во-вторых, чтение влияет на развитие речи учащихся: они обогащают свой лексический запас новыми словами и оборотами речи, познают многообразие значений слова, его оттенков, чтение способствует развитию навыка монологической речи, обогащению ее элементами литературного языка. Кроме того, чтение оказывает и воспитательное воздействие: при чтении специально подобранной литературы у детей развиваются положительные нравственные качества, психика обогащается сильными и глубокими переживаниями.

Для развития личности и психики школьника необходимо, чтобы книга стала источником знаний, средством развития и воспитания. В связи с этим необходимо выработать умение у школьников правильно и вдумчиво читать. В младших классах актуально ставить задачи овладения техникой чтения, в средних классах большее внимание следует уделять правильности, осознанности и беглости чтения, в старших классах работа над совершенствованием техники чтения продолжается, но главным становится анализ и усвоение читаемых произведений, выработка умения самостоятельной работы с книгой.

На протяжении многих лет в дефектологической науке уделялось много внимания организации работы по развитию навыков чтения у умственно отсталых учащихся различного возраста. В последние годы процессы модернизации массового и специального образования, происходящие в стране на фоне снижения интереса к чтению, падения уровня грамотности и читательской компетентности у современных детей, все больше стимулируют интерес исследователей и практиков к затрудненным вариантам приобщения к чтению детей и подростков, и, соответственно, к вопросам диагностики, коррекции и предупреждения нарушений в чтении и читательском развитии у детей. Поэтому становится все более актуальной задача интеграции знаний и опыта, накопленных как в разных областях дефектологии, так и в разных разделах психологии и педагогике чтения в целом. При этом наиболее важной является работа на начальном этапе приобщения к чтению - на этапе формирования читательских интересов учащихся, на основе которых в дальнейшем можно выстраивать работу над развитием других навыков чтения более результативно.

В исследованиях многих видных ученых дидактов специального образования А.К. Аксеновой, М.Ф. Гнездилова, Г.М. Дульнева и других авторов подчеркивается важная роль работы с книгой в условиях коррекционной школы. В специальной литературе также существуют отдельные методические рекомендации по организации работы с книгой, проведению внеклассного чтения во вспомогательной школе с учетом возраста школьников (А.К. Аксенова, Т.Б. Баширова, В.В. Воронкова). Однако вопрос о создании системы работы по формированию читательских интересов у детей с нарушением интеллекта в условиях коррекционной школы остается нерешенным. Этой теме и посвящен данный вебинар, в котором обобщены теоретические сведения и педагогический опыт в решении поставленной задачи формирования читательских интересов школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Перед учителем встает задача поиска различных методов, форм работы, приемов и средств, которые смогли бы активизировать читательскую активность умственно отсталых учащихся, стимулировать их интересы в занятии чтением. Необходимо отметить, что в коррекционной педагогике не нашел глубокого освещения этот вопрос, поэтому данная проблема приобретает особую теоретическую и практическую актуальность.

Психолого-педагогические особенности школьников с нарушением интеллекта, обусловливающие специфику их читательских интересов

Умственно отсталые дети характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие личностных проявлений и познания. Структура психики умственно отсталого ребенка чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений. Снижение познавательной деятельности зависит от тяжести поражения центральной нервной системы, локализации, времени появления дефекта.

Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций – отражения и регуляции поведения и деятельности. Это выражается в нарушении познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания), страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом. У умственно отсталых детей всегда наблюдаются грубые нарушения всех сторон психической деятельности: когнитивной и личностной.

Нарушения познавательной деятельности и личности умственно отсталого ребенка отчетливо обнаруживаются в самых различных его проявлениях. Кратко охарактеризуем состояние его основных психических процессов.

На зрительном восприятии основывается ориентировка в пространстве, которая у олигофренов настолько несовершенна, что ее недостаточность издавна считалась одним из основных признаков умственной отсталости. Внимание у таких детей всегда в той или иной степени нарушено: оно недостаточно устойчиво. Дети легко отвлекаются, им свойственна крайняя слабость произвольного внимания, необходимого для выполнения различных игровых и бытовых заданий. Также грубо нарушена и память умственно отсталых детей. Они не в состоянии запомнить изображенные на картинках предметы, короткие стихотворения.

Особенно резко дефектность проявляется в познавательной деятельности учащихся, в их мышлении. У умственно отсталых младших школьников обнаруживается недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Это затрудняет решение простейших практически-действенных задач. Наибольшую сложность представляют собой задания, требующие от учащихся словесно-логического мышления. Выполняемый ими мыслительный анализ зрительно воспринимаемого или его изображения отличается бедностью и фрагментарностью.Легко обнаружить неупорядоченность, бессистемность анализа, непоследовательное называние того, что бросается в глаза, без выделения главного, наиболее существенного. Ученики 1–2 классов обращают внимание на особенности, отличающие один объект от другого и, как правило, не говорят о том, чем эти объекты похожи. Продвижение учеников в овладении процессом сравнения обнаруживается примерно к 4 классу. Оно проявляется в меньшем количестве случаев отклонения от выполняемого задания, в вовлечении в сравнение большего числа свойств объектов, в попытках выявления черт сходства между ними. Еще более сложной задачей для умственно отсталых учащихся является обобщение предметов или явлений, т.е. объединение их на основе выявленной общей черты, для всех них существенной. Осуществляя этот процесс, дети-олигофрены всех возрастов нередко основываются на случайных признаках, т.е. действуют необоснованно, вопреки логике вещей. Их обобщения часто оказываются слишком обширными, недостаточно дифференцированными. Характеризуя мышление умственно отсталых учащихся, следует специально подчеркнуть стереотипность, тугоподвижность этого процесса. Именно поэтому применение знаний в новых условиях вызывает у школьников затруднения и часто приводит к неправильному выполнению задания.

Существенные отклонения имеют место не только в познавательной деятельности, но и в личностных проявлениях умственно отсталых учащихся. У умственно отсталых детей, для которых свойственны резкие нарушения мышления, волевые процессы существенно страдают. Следует заметить, что слабое развитие волевых процессов характерно для учеников младших классов вспомогательной школы. Эти дети крайне безынициативны, не умеют самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинить ее отдельной цели, не всегда могут сосредоточить усилия для преодоления даже незначительных препятствий, возникающих по ходу той или иной работы. Ученикам свойственны непосредственные импульсивные реакции на внешние впечатления, необдуманные действия, неумение противостоять воле другого человека.

Развитие эмоциональной сферы умственно отсталых учеников в значительной мере определяется внешними условиями, важнейшими из которых являются специальное обучение и правильная организация всей жизни. Свойственные умственно отсталым детям импульсивные проявления злобы, обиды, радости и т.п. могут быть постепенно сглажены путем целенаправленного воспитания ребенка. Значительные трудности вызывает у умственно отсталых учащихся, особенно младшего школьного возраста, понимание мимики и выразительных движений изображенных на картинках персонажей. Нередко дети дают искаженные толкования, сложные и тонкие переживания сводят к более простым и элементарным. Это явление в известной мере связано с бедностью словарного запаса олигофренов, но не сводится к нему.

Для умственно отсталых детей, особенно учеников младших классов, характерны незрелость мотивационно-потребностной сферы, слабая выраженность и кратковременность побуждений к деятельности, недостаточность социальных потребностей.

Самооценка и уровень притязаний учащихся младших и частично средних классов коррекционной школы часто бывает не вполне адекватными. Многие переоценивают свои возможности. Они уверены, что хорошо владеют знаниями, умениями и навыками, что им посильны различные, подчас довольно сложные задания.

Система межличностных отношений учащихся коррекционной школы включает в себя отношения учащихся друг к другу, которые специально организуются педагогами в условиях класса, группы. Первоклассники обычно не различают этих отношений, а также не понимают того положения, которое они занимают в коллективе класса.

Таким образом, для детей с умственной отсталостью характерны нарушения как познавательной деятельности (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи), так и личности (эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сфер, самооценки и пр.), которые затрагивают все стороны психики и приводят к значительному снижению уровня общего развития. Психолого-педагогические особенности детей с интеллектуальной недостаточностью обусловливают слабое усвоение этими детьми всех необходимых умений и навыков.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: