Значение художественной литературы для детей с нарушениями интеллекта




 

Ознакомление детей с нарушением интеллекта с произведениями художественной литературы является важным направлением коррекционно-воспитательной работы и имеет огромное значение в воспитании и обучении таких детей.

Работа над восприятием художественных текстов проводится с детьми на протяжении всех лет пребывания в специализированном образовательном учреждении. Особенности восприятия художественной литературы детьми с нарушением интеллекта связаны со своеобразием их общего психического развития и в частности с особенностями речи.

Известно, что дети с умственной недостаточностью отличаются недоразвитием речи, которое характеризуется нарушением всех её сторон: смысловой, грамматической, звуковой, а также ограниченностью и бедностью словаря. Развитие смысловой стороны речи страдает и зависит от своеобразия развития чувственного познания, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Бедность словарного запаса у умственно отсталых детей так же обусловлена низким уровнем их умственного развития.

Следует отметить, что у умственно отсталых детей восприятие не соединено со словом, поэтому не сформировано представление, которое может быть актуализировано по слову. Слово, прочитанное, сказанное педагогом, не всегда вызывает в памяти ребёнка соответствующий предмет, действие, свойство или отношение. Такая скудность словаря создаёт существенные трудности в понимании художественных произведений умственно отсталыми детьми. Всё это отражается и на понимании предложений разных грамматических конструкций. Кроме того, несформированность фонематических процессов так же оказывает резко отрицательное влияние на восприятие текста умственно отсталыми детьми. Без должной чёткости, воспринимая слова в целом, особенно их сходства на звучащие фонемы, умственно отсталый ребёнок не может различать оттенки слов и правильно понять текст. При знакомстве с художественным произведением дети с нарушением интеллекта не умеют получать удовольствие от интересной сказки или истории, не могут эмоционально реагировать на действия литературных персонажей и сопереживать им. Главное, к чему должен стремиться педагог в момент первого знакомства с художественным произведением – пробудить у ребёнка желание узнать, о чём в нем рассказывается. Если это удаётся – гораздо эффективнее будет протекать процесс усвоения рассказанного. Огромное значение имеет интонация голоса, мимика, вся обстановка, в которой происходит знакомство с художественным произведением. Низкий уровень восприятия художественной литературы у детей выражается в том, что дети не способны самостоятельно ориентироваться в тексте, они нуждаются в детальном разъяснении содержания текста. Слушая его, дети часто не могут установить не только системы сложных смысловых связей, которые существуют между героями, но и простейших конкретных связей, следовательно, содержание остаётся непонятным. Понимание текста художественного произведения умственно отсталым ребёнком в значительной мере зависит от сложности и понятности текста, его эмоциональной насыщенности, используемого словаря, построение предложений. Если содержание художественного произведения длинное, то дети быстро утомляются, перестают слушать. Это особенно резко обнаруживается в тех случаях, когда отсутствуют конкретные опоры, привлекающие внимание детей и помогающие им понять, о чём говорится в художественном произведении. Художественное произведение не воспринимается детьми без разнообразных практических действий, как по тексту, так и действий главных героев.

Детям с нарушением интеллекта бывает легче понять ситуацию изображённую на рисунке, чем её словесное описание. Поэтому, при рассказывании лучше использовать серии иллюстраций, которые последовательно изображают происходящие события. Широко используются при рассказывании сказок различные виды театрализованной деятельности: пальчиковый, настольный театры, би-ба-бо, кукольный театр, фланелеграф. Всё это способствует более ускоренному и чёткому пониманию текста сказки или рассказа. И как закрепление знакомого текста проводится драматизация сказки (в любом виде) во вторую половину дня детьми, предлагаются театрализованные игры в свободное время. В плане помощи осмысления текста целесообразно так же использовать игрушки, которые могут выполнять роль персонажей. Можно использовать инсценировку, в которой роли исполняют взрослые. Игра помогает установить связь между отдельными фактами, временную последовательность. Затруднения в восприятии текста связаны ещё с тем, что в процессе знакомства с произведением ребёнок должен переходить с позиции слушающего на позицию отвечающего. Свойственная умственно отсталым детям инертность нервных процессов и замедленные реакции на воздействие осложняют такой переход. Тем не менее, при разборе с детьми текстов повествовательного характера необходимо широко использовать ответы на вопросы. В начале вопросы надо задавать в той последовательности, в которой развёртываются описываемые события. Иногда достаточно задавать вопросы, которые служат уяснению трудных частей текста или касаются только основного смысла прочитанного. Если такая работа недостаточна, можно использовать игрушки, иллюстрации. Часто умственно отсталые дети формально отвечают на вопросы по тексту. Заданные вопросы вызывают у них не только краткие и дополнительные, но и стереотипные и даже нелепые высказывания. Некоторые дети имеют склонность к эхолалии. Они полностью или частично повторяют вопросы, вместо того, чтобы отвечать на них. У других детей отмечаются тенденции к многократным повторениям слов или словосочетаний. Наблюдается так же неадекватное употребление слов или даже целых словосочетаний при ответах на вопросы по содержанию. Организуя беседу по тексту, нужно стремиться к тому, чтобы дети отвечали полными предложениями. Если ребёнок отвечает односложно и неточно, то в ряде случаев полезно с помощью дополнительных вопросов добиться сначала кратких, но более точных ответов, потом побудить ребёнка к развёрнутому высказыванию. Элементы описания, встречающиеся в художественных произведениях, умственно отсталыми детьми, как правило, воспринимаются с трудом.

Для того чтобы дети поняли содержание художественного произведения, важно поговорить с ними о героях, оценить их поступки. В речи умственно отсталых детей прилагательные, говорящие о внутренних качествах, почти не встречаются. Надо привлечь внимание детей к моральной стороне рассказа. Указать какие ситуации можно оценить как смелые, добрые, смешные и т.д. Вызвать сочувствие к тому из героев, кто этого заслуживает. Если детям трудно оценить поступки действующих лиц, педагог ещё раз может прочитать отрывок, в котором автор достаточно точно рисует героя. Работа над пониманием художественного произведения умственно отсталыми детьми имеет большое значение. Она способствует развитию речи детей, активизирует мыслительную деятельность и воображение ребёнка, позволяет ему осознать взаимосвязь в действиях героев художественного произведения, а в конечном итоге формирует основы для осуществления знаково-символической деятельности, необходимой для дальнейшего развития. Все вышеперечисленные приёмы должны способствовать ускоренному процессу понимания литературных произведений детьми, а педагог должен стремиться к тому, чтобы слушание и чтение художественного произведения стало для ребёнка радостью, удовольствием, игрой, научить любит художественное произведение.

Часть 2.

Работа учителя специальной (коррекционной) школы 8 вида по формированию читательских интересов у воспитанников с интеллектуальной недостаточностью, обучающихся в 5-6 классах коррекционной школы 8 вида

2.1. Основные направления, содержание и формы работы учителя по формированию читательских интересов у учащихся школьников с нарушением интеллекта

Вопрос о создании системы работы по формированию читательских интересов у детей с нарушением интеллекта в условиях коррекционной школы остается нерешенным. Такая система должна определять круг чтения (рекомендованные литературные произведения), типы уроков внеклассного чтения, их структуру, а также преемственность в работе над данной темой между школьной и городской библиотеками, воспитателем и учителем класса (группы), родителями школьников.

Актуальными целями работы в выбранном направлении можно назвать возможность сделать чтение интересной и желанной для детей деятельностью; обеспечить школьнику эффективное восприятие и сознание прочитанного.

В работе по формированию интереса к книге, привитию читательской активности, развитию читательской компетентности у учащихся коррекционной школы задействованы учителя, воспитатели и работники библиотеки (школьной и городской). Также к этой работе привлекаются родители учащихся.

Направления работы по формированию читательских интересов у школьников с нарушением интеллекта могут выглядеть следующим образом:

1. Развитие читательской компетентности на уроках внеклассного чтения.

2. Формирование интереса к книге на специальных библиотечных часах.

3. Привитие читательской активности в процессе уроков и внеурочной деятельности.

4. Обеспечение условий для чтения в семье ребенка.

5. Организация и оформление предметно-развивающей среды для повышения читательского интереса в школе-интернате.

Рассмотрим содержание деятельности по каждому направлению.

Развитие читательской компетентности на уроках внеклассного чтения. В задачи уроков внеклассного чтения входит:

· познакомить учащихся с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы;

· формировать у них интерес к чтению, к книге как к источнику знания;

· способствовать развитию умения самостоятельно выбирать книги по интересу;

· совершенствовать навык самостоятельного чтения;

· воспитывать личностные особенности, содействовать становлению мировоззрения детей;

· развивать познавательную активность, расширять и обогащать общий кругозор.

Работа в младших классах коррекционной школы не предполагает специальных уроков чтения, а только с 5 класса они проводятся отдельными часами. Для проведения уроков внеклассного чтения заранее составляется список дополнительной литературы по теме, который вывешивается в классе. Дети имеют возможность ознакомиться со списком и читать литературу не на уроке, а во внеурочное время (вместе с воспитателями, родителями).

Уроки внеклассного чтения целесообразно проводить 1 раз в месяц. Программа предлагает для чтения литературу на выбор, можно остановиться на произведениях, которые наиболее интересны детям, исходя из их интересов и возможностей: это сказки, произведения о животных, школьной жизни, природе и труде. Темой внеклассного чтения являются темы, которые не нашли своего отражения в классном чтении.

На уроках внеклассного чтения дети знакомятся со структурой книги. Сначала книгу можно показать, разобрать все ее структурные элементы. Затем дети знакомятся с обложкой и стараются по ней определить, о чем эта книга и кто её автор, учатся искать название, автора и год издания книги. Затем рассматривают первую страницу (она напоминает обложку, но без иллюстраций), выясняют назначение этой страницы. После этого дети знакомятся с книгой (осуществляют беглый осмотр страниц), выясняют содержание (из каких частей состоит). Далее переходят к работе над оглавлением (перечень глав с обязательным указанием страниц), учитель объясняет, зачем нужно оглавление (для быстрого ориентирования в книге). Следующим этапом работы по ориентировке в книге является отработка навыка ориентировки в книге по оглавлению: дети получают задание, например, на какой странице находится стихотворение, на какой – 3 глава и т.д. Дети выполняют практические упражнения, а учитель помогает им сориентироваться в книге при поиске страниц.

Перед началом урока внеклассного чтения сначала проводится большая подготовительная работа: объявляется тема, назначается день, когда будет проводиться урок. Руководит подготовкой к уроку и осуществляет контроль за этой деятельностью, как правило, воспитатель во внеурочное время.

Начинается урок с повторительно-обобщающего этапа: необходимо выделить «узловые» вопросы темы; разобрать, как эти вопросы будут раскрыты; учесть, чем дети будут заниматься на этом уроке (читать стихи, пересказывать). Все вместе дети раскрывают «узловые» вопросы темы. В дальнейшем учащиеся должны не только рассказывать, но и зачитывать интересные отрывки, давать пояснения или описания к иллюстрациям или рассказу, что дополнительно узнали. Далее обязательно заполняется читательский дневник прямо на самом уроке, т.е., составляя отзыв, учащиеся развивают связную письменную и устную речь. В процессе урока после прочтения произведения учитель просит нарисовать словесные картинки и выяснить, кто является главным действующим лицом и дать ему характеристику. Затем составляется план произведения, выделяя наиболее интересные места. Некоторым детям можно дать задания более сложные, например, передать диалог наизусть; драматизировать фрагмент.

Следующее направление – это формирование интереса к книге на специальных библиотечных часах. Данная работа начинается с ознакомления с правилами поведения в библиотеке. Начиная с начальной школы, учитель должен посвящать много времени организационным вопросам, которые являются важными для учащихся с нарушением интеллекта, страдающими низким уровнем социальной адаптации. Необходимо помочь им выяснить, где находится городская и школьная библиотеки, как зовут библиотекарей, как правильно обращаться с вопросами к библиотекарю, познакомить с правилами поведения в библиотеке, с правилами выбора книг и правилами пользования библиотечными книгам, с устройством и режимом работы библиотеки, также помочь выучить, как нужно обращаться к библиотекарю и правильно формулировать вопрос о наличии нужной книги. Вместе со школьным библиотекарем и работниками городской библиотеки нужно учить детей выбирать книгу двумя путями: через библиотекаря и самостоятельно, а также учить пользоваться выставочными витринами.

По аналогии с работой по ознакомлению со структурой книги проходит работа по ознакомлению с журналами и газетами. В журнале обращается внимание детей на номер, год и месяц издания. В газете учащиеся знакомятся с такими понятиями, как передовица и последняя (развлекательная) страница. Основной задачей является научить умственно отсталых учащихся ориентироваться в изданиях периодической печати также, как и в изданиях книг.

Библиотекарь в образовательном учреждении является полноправным участником учебно-воспитательного процесса. Работа по развитию читательского интереса проводится по планам, составленным школьной и городской библиотеками.

Еще одно направление - привитие читательской активности в процессе уроков и внеурочной деятельности. Это направление работы осуществляется воспитателями на занятиях по самоподготовке, в процессе воспитательских часов, в ходе режимных моментов. Содержание данной работы входит в профессиональную деятельность воспитателя. На уроке чтения учитель может планировать минутку внеклассного чтения. Дети рассказывают о книге (кто автор, название, о чем книга, рассказ отдельных мест из книги) – это задание выполняется детьми вместе с воспитателем. Можно дать задание составить устный отзыв по прочитанной книге (на дом или с воспитателем). Составление устного отзыва о книге дает возможность решать коррекционные задачи, т.к. идет контроль за чтением, дети учатся составлять устный рассказ, развиваются саморегуляция и контроль за собой. Воспитатель в школе-интернате приобщает детей к чтению дополнительной литературы, о которой учитель языка и литературы дает возможность рассказать на уроке. То же можно сказать об уроках других учителей, на которых осуществляется прямая или косвенная работа по формированию интереса к чтению.

При формировании читательских интересов на уроках чтения, занятиях по внеклассному чтению и уроках по развитию речи следует придерживаться следующих общих методических правил:

1. каждый шаг в усложнении предлагаемого для чтения материала, требующий изменения содержания и структуры читательской деятельности ребенка, должен быть сначала подготовлен на уроках чтения на простом и уже отработанном лексико-грамматическом материале;

2. как только ребенком будут освоены необходимые для понимания текстов нового типа приемы умственной деятельности, необходимо обеспечить условия для их закрепления и реализации в чтении по свободному выбору, в чтении «с удовольствием»;

3. по мере того, как ребенок осваивает новый круг доступного ему чтения и проявит в нем определенный уровень читательской самостоятельности, можно переходить к работе по «эксплуатации» чтения текстов данного типа для решения образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

Обеспечение условий для чтения в семье ребенка является еще одним направлением работы по формированию читательских интересов. Для родителей можно разработать памятку по работе с книгой дома, провести индивидуальные беседы о том, как лучше организовать чтение литературы дома каждому ребенку, исходя из его индивидуальных возможностей. Учитель подбирает список книг для чтения дома во время каникул, дает рекомендации по организации и подбору книг в семейные и домашние библиотеки. Одной из интересных форм работы с родителями в данном направлении можно считать проведение рейда проверки книг и учебников «Книжки и порядке» и акции «Книжкина больница», в которой дети совместно с родителями дома выполняют ремонт школьных, классных, групповых и домашних книг.

Следующее направление работы - организация и оформление предметно-развивающей среды для повышения читательского интереса в школе-интернате. Важным способом реализации этого направления является создание и функционирование читательского уголка и оформление школьной библиотеки. В уголке внеклассного чтения в помещении класса отражены:

· тематика уроков внеклассного чтения на год;

· подборка литературы по конкретной теме (в начале месяца – темы и материал);

· задания к уроку внеклассного чтения;

· цветные картинки, связанные с темой;

· цитаты о книгах, о знании литературы, о писателях.

Это поможет привлечь внимание к книгам с помощью читательского уголка, активизирует на чтение дополнительной литературы. Такой уголок может содержать 2 кармашка: на чтение обязательной литературы и на чтение дополнительной. На каждого ребенка рекомендуется завести формуляр, в котором дети сами (или с воспитателем, учителем) пишут, что и когда они читают. Результаты конкурса «Лучший чтец» или «Лучший читатель месяца» можно отображать в уголке и поощрять победителей призами. Читательский дневник целесообразно завести на каждого ребенка.

Стоит уделить внимание и такому направлению работы как привитие интереса к процессу чтения на начальных этапах работы с детьми, имеющими тяжелый речевой и интеллектуальный дефекты.

Во время чтения, так же как в игре и в рисовании, важно подкрепление моментов сосредоточения на содержании книги привычными удовольствиями, например, ритмом стиха или воспоминанием о собственном подобном впечатлении. Поэтому чтение идет параллельно с комментариями учителя, во время которых он обращается к собственному приятному опыту ребенка. Для усиления впечатления можно выполнить рисунок, лепку. Цель всего этого - дать ребенку опыт сопереживания содержанию книги, сначала бытовому, уютному, созвучному привычным и приятным домашним впечатлениям.

Для возникновения читательского интереса к книге можно использовать истории с накоплением и использованием «полезных вещей», как, скажем, в «Разных колесах» или в «Капризной кошке» В. Сутеева. Такие книжки всегда очень детально иллюстрированы, и дети со специфическим дефектом больше всего любят рассматривать именно эти реалистические подробности. Классическое сопровождение таких книг - это рисунки В. Сутеева, В. Конашевича, Ю. Васнецова. Эти изображения отвечают особенностям детей с нарушением интеллекта: они предназначены для долгого рассматривания и узнавания детьми деталей собственной жизни, в них представлено обилие реальных и красочных бытовых подробностей, характерна орнаментальность рисунка, связывающая все детали воедино, зарифмовывающая их и связывающая в единый порядок.

Достаточно часто подготовить ребенка к совместному чтению помогает детская пластинка (запись) с хорошим музыкальным сопровождением. Огромной помощью тут становятся классические радиоинсценировки детских сказок, в которых, как правило, заняты лучшие актеры театра второй половины века - М. Бабанова, Р. Плятт, Н. Литвинов и др. В этих инсценировках обычно очень точно выверены все смысловые акценты, точно дозируется интенсивность переживания, выстраивается целостная партитура динамики нарастания и снятия напряжения в развитии сюжета, выделяются бытовые детали, узнаваемые каждым ребенком, значимые в его индивидуальном опыте. То есть в них, в сущности, решаются те же задачи, которые стоят и перед учителем на занятии с детьми по привитию интереса к книге.

В процессе опытно-экспериментальной работы по повышению читательского интереса у учащихся коррекционной школы были определены наиболее эффективные формы и виды работы:

1. Коллективное чтение сказок и рассказов, содержание которых доступно для детей.

2. Пересказ сказок по иллюстрациям.

3. Оформление книжных стендов.

4. Рассматривание книжек-малюток.

5. Работа в классе с материалами уголка внеклассного чтения.

6. Самостоятельное чтение книги с захватывающим сюжетом, отрывок из которого был прочитан педагогом.

7. Конкурсы, праздники, посвященные прочитанным книгам.

8. Подборка хорошо проиллюстрированных и небольших по объему книг для детей с низким уровнем читательского интереса.

9.Подборка книг более серьезного содержания для детей с более высоким уровнем развития читательского интереса.

10. Оказание индивидуальной помощи в выборе книги с учетом техники чтения.

11. Подведение итогов по количеству прочитанных в четверти книг.

12. Поощрение при подведении итогов.

13. Контроль за чтением книг по внеклассному чтению.

14. Пересказ текстов.

15. Коллективное чтение статей из детских газет, журналов.

16. Коллективное чтение с последующим обсуждением содержания.

17. Беседы о прочитанном.

18. Ведение учетных листков (дневников чтения).

Таким образом,система работы по формированию читательских интересов у детей с нарушением интеллекта в условиях коррекционной школы должна определять содержание чтения, формы работы, а также преемственность в работе над данной темой между школьной и городской библиотеками, воспитателем и учителем класса (группы), родителями школьников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: