Состояние читательских интересов у учащихся с нарушением интеллекта




Известно, что дети с нарушением интеллекта очень поздно начинают интересоваться книгами, поэтому не всегда правильно умеют обращаться с ними. С большим трудом дети воспринимают прочитанное на слух, не всегда умеют адекватно воспринять картинки к книжным сюжетам. Дети с раннего возраста не проявляют интереса ни к слушанию, ни к чтению, ни к рассматриванию картинок.

Характерным при формировании интереса к книге у умственно отсталых детей является пристрастие к стереотипному воспроизведению отдельных аффективно заряженных вербальных образов, которые могут будоражить, смешить или пугать таких детей. Эти образы могут быть достаточно неожиданными и в большей степени связаны с чувственными ассоциациями.

Характерно, что и сосредоточение на сюжетной картинке в книжке возможно для такого ребенка лишь на короткое время. Оно тоже фрагментарно, выхватываются отдельные значимые для ребенка детали, и плохо воспринимается общий смысл. Проблемы пересказа по картинке остаются устойчивой трудностью таких детей и в более старшем возрасте. Характерно при этом, что представление сюжета серией картинок, как правило, не облегчает ему задачу.

Таким образом, трудности восприятия смысла прочитанного имеют множественные основания. Во-первых, сказываются малый собственный опыт активного контакта с миром и с другим человеком, недифференцированность картины мира и представлений о себе. Во-вторых, даже там, где ребенок отзывается на содержание прочитанного, он крайне фрагментарен в восприятии смысла. И внимание его неустойчиво, и аффективные детали могут слишком захватывать его и мешать восприятию целого. Он стереотипно возвращается к переживанию одного и того же впечатления. Даже там, где ребенок воспринимает сюжетную линию, он часто не может следить за художественным контекстом, подтекстом произведения, что, безусловно, обедняет для него впечатление от чтения.

Поэтому самостоятельное развитие интереса к чтению художественной литературы у таких детей практически невозможно. Когда ребенок начитает проявлять интерес к книге, родители часто предполагают, что теперь он должен научиться читать сам. И с этого момента, когда родители перестают активизировать интерес ребенка к книгам, ребенок перестает интересоваться художественной литературой.

Дети с нарушением интеллекта овладевают навыками чтения с огромным трудом. В начальных классах школы дети могут слушать интересный для них материал, и слушают довольно хорошо. Чтение таких детей ограничивается просматриванием иллюстрированных журналов, чтением смешных рассказов и чтением по заказу.

В процессе работы над содержанием прочитанного бытовые детали замечаются умственно отсталыми детьми чаще, чем психологические. Читательские интересы таких детей различны, но есть и общее: они любят яркие остросюжетные произведения с увлекательным сюжетом. Дети, которые плохо читают, имеют сниженный интерес, и наоборот.

Вызывают интерес сказки, произведения о школьной жизни и жизни детей их возраста, которые должны быть с ярким сюжетом и хорошо заканчиваться. Также очень откликаются умственно отсталые учащиеся на произведения о детях-героях, принимавших участие в Великой Отечественной войне, о разведчиках, а также на произведения о животных. Наибольший интерес проявляют к детской литературе, классические писатели почти недоступны и не производят впечатления на детей с нарушением интеллекта; читать их, конечно, приходится из педагогических соображений и требований. Специальная детская литература более доступна; при этом надо отметить литературу для детей младшего возраста: она наиболее подходит к таким детям и слушается ими с удовольствием, даже с большим, чем сказки, среди которых есть много для них непонятных. Сказки при подходящем выборе нравятся; научно-популярная детская литература совсем не пользуется успехом.

Переходя к мотивам и типам чтения у детей с интеллектуальной недостаточностью, надо сказать, что главным мотивом их склонности пользоваться книгой является количество труда и внимания, требующегося при этом. Чтение для детей с интеллектуальной недостаточностью - занятие трудное, во-первых, потому, что при этом требуется напряжение, во-вторых, потому, что при небогатом запасе слов и знаний им многое непонятно, в-третьих, потому, что интеллектуальные, моральные и эстетические чувства, руководящие чтением, у них слабы. Вот почему они больше любят слушать и количество детей, которые доходят до самостоятельного пользования книгой, очень незначительно.

Религиозного, социального и общественно-гуманитарного типа чтения у детей с интеллектуальной недостаточностью нет; некоторые следы интересов к своей среде можно заметить даже в младшем возрасте; дети 9-12 лет любят слушать рассказы, где фигурируют близкая им среда: детская, няня, ребячьи заботы и работы, но только в том случае, когда рассказ походит на сказку. В общем, требуется очень тонкое и настойчивое руководство, чтобы приучить умственно отсталых к книге как к источнику знания и удовольствия.

Эти особенности овладения чтением самым тесным образом связаны с личным развитием в целом и в частности, с особенностями интеллектуального, психического развития ребенка. Причинами такого низкого уровня читательской активности могут быть: особенности семейного воспитания; тяжесть врожденного интеллектуального дефекта; гендерные особенности (девочки читают чаще, чем мальчики); организация работы школьной библиотеки; наличие или отсутствие системы работы учителя по формированию интереса к чтению у детей.

Таким образом, формирование читательских интересов у детей с нарушением интеллекта в условиях коррекционной школы характеризуется значительными трудностями, связанными с такими особенностями, как сниженная любознательность, медленный темп чтения, недопонимание смысла прочитанного, более поздний интерес к книгам, неумение выбрать книгу исходя из своих возможностей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: