Анализ результатов собственной педагогической деятельности, направленной на формирование читательских интересов у воспитанников 5-6 классов МСКОШ




С целью осуществления анализа эффективности деятельности, направленной на формирование читательских интересов у воспитанников 5-6 классов МСКОШ, было осуществлено изучение степени сформированности читательских интересов у учащихся класса на протяжении двух лет.

Для этого использовались различные практические методы: наблюдение, беседа с воспитателем, количественный и качественный анализ, обобщение собственного педагогического опыта. Для оценки читательских интересов были разработаны критерии определения уровней этой сформированности.

Низкий уровень читательского интереса отличают такие характеристики:

· нет интереса к чтению книг;

· не может самостоятельно выбрать книги;

· при выборе книг главное внимание обращает на иллюстрации, объем;

· не всегда дочитывает книгу;

· работая с журналами, газетами, рассматривает только рисунки;

· нуждается в постоянном контроле.

К учащимся со средний уровнем читательского интереса относятся те, кто:

· самостоятельно находит книги, рекомендованные учителем;

· выбирая книгу, ориентируется на автора, название, иллюстрации;

· понимает и объясняет содержание иллюстрации в книге;

· отвечает на вопросы по содержанию прочитанного;

· берет самостоятельно журналы, газеты; рассматривает иллюстрации; читает выборочно (по интересу) рассказы, стихи.

Высокий уровень читательского интереса характерен для учащегося, который:

· самостоятельно выбирает книги, обращает внимание на автора, название книги, иллюстрации;

· читает с желанием;

· делится с впечатлениями о прочитанном;

· может самостоятельно выделить главную мысль;

· рассматривает, читает журналы, газеты;

· знает названия детских журналов;

· самостоятельно посещает библиотеку.

Результат сравнения первоначального состояния читательских интересов в начале 5 класса и повторного их состояния в конце 6 класса можно увидеть на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Динамика в овладении навыком выбора книги у учащихся МСКОШ по итогам проведения коррекционной работы

Можно видеть, что в настоящее время способны самостоятельно выбрать книгу, ориентируясь на автора, название, иллюстрации и объем, 75% учащихся (против 0% в начале 5 класса). Многие из этих детей выбирают книги, рекомендованные учителем, изучают списки книг по внеклассному чтению. Некоторые дети выбирают литературу, схожую с той, которая изучалась на уроках. Отдельные учащиеся стали ориентироваться на новинки школьной библиотеки, выставляемые на витринах. Многие учащиеся посещают библиотеку для чтения исключительно периодической печати (журналов).

Динамика в ориентировании на внешнюю и содержательную стороны книг видна на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Динамика в ориентировании на внешнюю и содержательную стороны книг у учащихся МСКОШ по итогам проведения коррекционной работы

В настоящее время при выборе книг учащиеся (75%) практически не ориентируются на внешние стороны книги (объем, картинки, шрифт), а руководствуются внутренними мотивами выбора (содержание, автор, название, оглавление). Это говорит о повышении уровня осознанности критериев выбора книг. При этом, можно отметить, что многим детям не требуется обращать внимание на содержательные стороны выбора книги, они ориентируются на эти признаки самостоятельно или берут пример с одноклассников, которые обращают внимание на содержание, автора, название, оглавление в выбираемых книгах. Некоторым детям, по-прежнему, требуется помощь воспитателя, библиотекаря или учителя при выборе или ориентации в книгах.

Динамика в степени контроля и самостоятельности читательских интересов видна на рисунке 3.

 

Рисунок 3. Динамика в степени контроля и самостоятельности читательских интересов у учащихся МСКОШ по итогам проведения коррекционной работы

Из рисунка 3 следует, что у половины учащихся степень контроля и самостоятельности читательских интересов развита на высоком уровне, они способны к собственному контролю за состоянием данного умения и навыка. У половины учащихся эта степень несколько ниже: им необходимо прибегать к помощи педагога, сверстников, совершать неоднократные попытки выбора для достижения успеха. Надо отметить, что многие дети не отбрасывают попыток повторного выбора, даже если предыдущие были неуспешны. Это говорит о повышении устойчивости их мотивов, развитии их настойчивости и волевых усилий, которые повышают уровень их читательской активности.

В целом, проанализировав все уровни сформированности читательских интересов в начале и конце указанного периода, можно представить результаты наглядно (рисунок 4).

Мы видим, что половина учащихся (50%) имеет к концу 6 класса средний уровень сформированности читательских интересов, то есть эти дети стали самостоятельно находить книги, рекомендованные учителем; выбирая книгу, ориентируются на автора, название, иллюстрации; понимают и объясняют содержание иллюстрации в книге; отвечают на вопросы по содержанию прочитанного; берут самостоятельно журналы, газеты; рассматривают иллюстрации; читают выборочно (по интересу) рассказы, стихи.

Рисунок 4. Динамика уровней сформированности читательских интересов у учащихся МСКОШ по итогам проведения коррекционной работы.

Высокий уровень сформированности читательских интересов обнаружен у 1 учащегося (25%), то есть данный ребенок самостоятельно выбирает книги, обращает внимание на автора, название книги, иллюстрации; читает с желанием; делится впечатлениями о прочитанном; может самостоятельно выделить главную мысль; рассматривает, читает журналы, газеты; знает названия детских журналов; самостоятельно посещает библиотеку.

Низкий уровень сформированности читательских интересов обнаружен также у 1 учащегося (25%), который страдает тяжелым нарушением речи, обладает сложной структурой дефекта, а, потому дает низкую динамику в развитии.

Результаты обследования свидетельствуют о повышении уровня читательского интереса у 75% учащихся.

Можно сказать, что за рассматриваемый период произошли ощутимые сдвиги в развитии читательских интересов у учащихся класса. Проведя качественный анализ, можно отметить, что благодаря совместной работе с библиотекарем, воспитателем, дети не просто ходят в библиотеку брать книги, они проявляют интерес к чтению, испытывают потребность общаться с книгой. Во время бесед о прочитанных книгах учащиеся проявляют активность, любознательность, делятся впечатлениями о прочитанной книге. По наблюдениям воспитателя в свободное время их можно чаще видеть за чтением, ученики уже не ждут библиотечного дня, а просят разрешения поменять книги, когда прочитают.

Литература

1. Гончарова Е.Л. Обходные пути в формировании «ядра» читательской компетенции у «особого» ребенка // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. – № 2.

2. Гончарова Е.Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса // Дефектология. – 2007. - № 1.

3. Кабачек О.Л. Детская библиотека для детей с нарушениями развития // Дефектология. – 2007. - № 1.

4. Наумова С.М. Важенина Е.И., Елисеева А.А. Повышение уровня читательского интереса у младших школьников // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. – № 2.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: