Французское континуо в период между 1690 и 1720




Французское континуо в период между 1690 и 1720

Фрагменты из трактата Мишеля де Сен-Ламбера «Nouveau Traitè de l’Accompagnement du Clavecin» (1707)

(Все цитаты из этого источника заключены в кавычки. Все музыкальные примеры, специально не обозначенные «J.B.C.», взяты из трактата Сен-Ламбера. В Главе 1 фрагменты из трактата Сен-Ламбера воспроизведены на страницах слева.)

 

1. Трезвучие или основной аккорд [Совершенный аккорд [1] ]

«Расположение нот в аккорде определяется по исходному положению аккомпанирующей [правой] руки. Правило заключается в том, что рука, расположенная на клавиатуре в исходном положении, чтобы сыграть первой аккорд арии [пьесы] должна играть все последующие аккорды так близко к этой позиции, насколько это возможно. Т.о., расположение голосов меняется в каждом аккорде, верхняя нота становится октавой, квинтой или терцией [аккорда], в зависимости от обстоятельств».

«Когда вы играете континуо, важно соблюдать несколько правил для перемещения двух рук. Руки всегда должны двигаться в противоположном движении. Другими словами, когда бас движется вверх, аккомпанемент [в правой руке] должен двигаться вниз, и наоборот. Это предотвратит образование параллельных октав и квинт между любым голосом и басом, что строжайше запрещено».

Как показывает пример Сен-Ламбера (см.выше), принцип противоположного движения не может всегда строго применяться. Тем не менее, остается единственное важное основное правило игры континуо. Даже когда верхний голос повторяется на той же высоте, это оставляет средним голосам возможность противоположного движения (такты 2-3). Иногда один голос остается на той же высоте, когда два других движутся в противоположном движении или параллельно с басом. Последнее обычно происходит, когда бас поднимается вверх на кварту (как в тактах 2-3 и 4-5) или опускается на квинту.

Строго противоположное движение должно применяться всегда, когда бас гармонизован трезвучиями (как в предыдущем примере), продолжая поступенное движение в пределах диатонической последовательности [гаммы] (такты 3-4). В противном случае результатом будут и параллельные квинты, и параллельные октавы.

Т.о., цитируя Сен-Ламбера, это «строжайше запрещено».

Однако, обратите внимание, что Сен-Ламбер прямо говорит о «параллельных октавах или квинтах с басом ». Это означает, что иногда дается больше свободы действий в голосоведении средним голосам в правой руке, как мы сможем увидеть позже.

Французское континуо в период между 1690 и 1720

Фрагменты из трактата Жана-Франсуа Дандриё «Principes de l’ Accompagnement du Clavecin» (1719)

(Фрагменты из книги Дандриё продолжаются на страницах справа.)

 

Адаптируя педагогический подход Дандриё, мы предлагаем каждое упражнение дважды: 1)Реализацию Дандриё, в которой точное расположение нот каждого аккорда отражено в цифровке (например, 3 означает, что терция появляется в верхнем голосе, октава в среднем и
8
5
квинта в нижнем голосе в правой руке; каждый интервал определяется исключительно относительно баса); и 1а) нереализованная версия со стандартными для барочного континуо цифровками. В последнем случае, цифровки - неполные, и голосоведение остается необозначенным. Однако, во-первых, вы должны сыграть версию исходной реализации Дандриё. Запомнить эту реализацию, чтобы понять ее «внутренний механизм» и «загнать это в свои пальцы». Каждый новый аккорд в следующих разделах, когда он встречается первый раз, обозначен нотой в форме ромба и звездочкой.

1.Практика основных [совершенных] аккордов

«Основной аккорд или трезвучие состоит из терции, квинты и октавы. Обычно он играется на первой ступени (I, тоника) и на пятой ступени (V, доминанта). Совершенный аккорд редко обозначается с помощью цифровки. Однако, т.к. доминанта всегда требует мажорную терцию, мы часто можем встретить одно из следующих обозначений: #, #3, ♮3». Иногда в цифровке также можно увидеть 5, 5 или 8.
3 5
3

 

Повторите реализацию следующей басовой линии, сделанную Сен-Ламбером.

А сейчас попытайтесь сыграть первый аккорд в двух других расположениях - в мелодическом положении терции и квинты.

Помните, что «нужно играть все соседние аккорды настолько близко друг к другу, насколько это возможно. Всегда проверяйте, могут ли какие-то ноты предыдущего аккорда сохраниться в следующем. Если да, оставьте их неизменными». Но сыграйте их еще раз, конечно. Больше об этом можно найти на стр.40-42.

Помните правило: играйте аккорды в противоположном б а су движении всегда, когда это возможно.

 

2. Простой аккорд терц-сексты (аккорд сексты), или первое обращение трезвучия [простая секста]

В отличие от принятых в современной теории правил, музыканты начала восемнадцатого века не стеснялись удваивать октаву (по отношению к басу) [основной тон]в аккорде сексты, даже если она была в сопрано. Позже мы увидим, что другие удвоения, конечно, возможны в равной степени. Выбор, какую ноту удвоить, в целом зависит от голосоведения (см.раздел 5).

Т.о., утверждение Дандриё, что аккорд простой сексты обычно играется на третьей ступени (III), должно быть принято с некоторыми опасениями.

1а: Повторите пример, как можно работать над совершенным аккордом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: