Работа над аккордом кварты




«Аккорд с квартой также включает в себя квинту и октаву. Это - диссонанс; он очень часто встречается на доминанте, но только тогда, когда разрешается в большую терцию на той же басовой ноте. Его цифровка – 4».

Повторите реализацию примера, данного слева. Затем сыграйте упражнение в двух других расположениях, начиная с одного из следующих начал. Убедитесь, что вы приготовили и разрешили 4 правильно.

А сейчас вы должны выучить «Брюнетки» № 2 и 3 на стр.44 и 47, и Куранту Оттетера на стр.59.

 

 

8.Аккорд увеличенной кварты или тритон [5]

«Тритон (#4) можно найти в сочетании с 2 и 6, когда следующая басовая нота спускается на полтона или на тон». Этот аккорд почти всегда разрешается в аккорд сексты.

Современные теоретики рассматривают этот аккорд как третье обращение доминантсептаккорда. В этом случае 7 доминантсептаккорда находится в басу. Как показано в вышеприведенном примере из трактата Сен-Ламбера, это следует из двух похожих басовых последовательностей: такой бас готовит диссонанс с помощью повторения ноты и разрешения диссонанса в 6 (см. первую из четырех скобок) или вводит аккорд #4 с помощью нисходящего поступенного движения с имеющейся доминанты, также разрешаясь в 6 (см.последнюю скобку).

Немного путает, что существует несколько разных обозначений для этого аккорда: #4, 6,
#4
2

6, #4 и иногда просто 2.
#4 2

 

Сен-Ламбер упоминает одно исключение, при котором разрешение в басу - не поступенное, и т.о. требуется другая реализация: «Тритон соединяется с октавой и секстой, когда следующая басовая нота спускается на кварту, и поддерживается трезвучием на первой доле такта».

В примере Дандриё справа обратите еще раз внимание на аккорд маленькой сексты, который находится в такте 3 и перед каденцией.

 

7а: Повторите пример, как можно работать над аккордом кварты.

 

 

Работа над аккордом тритона

«В этом аккорде тритон берется в сочетании с секстой и секундой. Обычно он играется на четвертой (субдоминантовой) ступени (IV), когда она следует за [верхней] медиантой (III). Цифровка может быть #4 или 4». Другой возможный вариант - ♮4.

 

Выучите пример Сен-Ламбера; попытайтесь сыграть его в двух других расположениях, как и раньше, используя нереализованный бас, данный ниже.

 

Как только вы освоите этот раздел, вы должны тщательно изучить «Брюнетки» № 4 и 5.

 

 

Аккорд секунды

Полная цифровка этого аккорда – 6. Это может сбивать с толку с учетом предыдущих
4
2
разделов. Однако, ключевое отличие между цифровками – это то, что в этом случае 4 – не увеличенная. Аккорд секунды также встречается в форме более или менее неполной цифровки, а именно 4, 6 или просто 2.
2 4

 

Эти аккорды можно отличить только по движению баса. Обычно, как демонстрируют и Дандриё, и Сен-Ламбер, аккорд секунды играется в последовательности I-I-VII(-I).

 

Дандриё утверждает, что 2 играется с 4 и 6. Напротив, правила Сен-Ламбера (Дёлера [Delair]и Боивана [Boyvin] - также) – более сложные:

1)«Секунда дублируется, и соединяется с квинтой, когда следующая басовая нота спускается на полтона вниз и имеет цифровку 6, или не имеет никакой цифровки. Также вместо секунды может быть удвоена квинта».

2)«Секунда играется в сочетании с квартой и квинтой, когда следующая басовая нота спускается вниз на полтона и имеет цифровку ♭5.

 

8а: Повторите пример, как можно работать над аккордом тритона.

 

 

Работа над аккордом секунды

«Аккорд секунды состоит из секунды, кварты и сексты. Это - диссонанс; он довольно часто играется на тонике, когда эта нота приготовлена и разрешается, как показано в следующих примерах. Его цифровка - 2».

 

Во-первых, повторите реализацию примера справа. Как всегда, отработайте также все расположения.

 

Затем, отработайте другие формы этого аккорда и правильные разрешения, а именно 6 и 5.
4 2
2

Оба разрешаются в 6.

 

А сейчас будьте готовы выучить «Брюнетку» №6 и «Гавот и Рондо» Оттетера.

 

 

Аккорд септимы

Септима встречается в одном из двух случаев: если она добавлена к имеющемуся аккорду как проходящая нота, как очень часто происходит на доминанте в каденции (раздел 7);

или она может встретиться как задержание, приготовленное предыдущим аккордом и разрешенное поступенно вниз.

 

Хотя композиторы не всегда тщательны в выписывании цифровок, диссонанс 7 всегда должен быть разрешен. Это можно видеть из вышеприведенного примера, где 6 после 7 регулярно опускается.

 

Как и Дандриё, Сен-Ламбер дает два способа построения аккорда септимы: 7 с 3 и 5, и 7 с 3 и 8. Он объясняет: «Лучше сыграть терцию и квинту с септимой, чем с терцией и октавой. 3 и 8 должны играться только в том случае, если этого нельзя избежать».

 

Например:

«Тем не менее, терция и квинта также могут играться с септимой следующим образом».

 

«Эта возможность, однако, не удовлетворяет строго правилам композиции, посредством чего 7 всегда должна быть подготовлена в одном и том же голосе. Конечно, это допустимо, когда это рассматривается как пример перекрещивания голосов, но должно использоваться редко».

 

«Когда басовая линия идет вверх поступенно, иногда необходимо бывает удвоить терцию чтобы избежать параллельных квинт».

 

В примере Дандриё на странице справа вы должны тщательно изучить параллельные септаккорды, чередующиеся с 5 и 8. Эта аккордовая последовательность очень употребима.
3 3


Чтобы добавить квинту к каждому из этих аккордов, вы должны расширить эту реализацию до пяти голосов. См.Телеман №10 (стр.110).

 

9а: Повторите пример, как можно работать над аккордом секунды.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: