Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо – птичка летит,
Колокольчик звенит.
При словах «глянь на небо» водящий смотрит вверх, а в это время последняя пара разъединяет руки и бежит вдоль вереницы, чтобы успеть добежать, встать впереди первой пары и соединить руки. Но «горящий» должен этому помешать, так как если они успеют это сделать, то ему придется водить опять.
Поэтому «горящий» бросается за той парой, которая разъединила руки, чтобы схватить себе пару. Достаточно будет коснуться руки убегающего, как «горящий» вместе со своей парой становятся впереди вереницы, а для нового «горящего» опять начинают закличку.
Впрочем, следует отметить, что заклички были самые разные. И, начинаясь всегда одинаково, они имели сотни самых разных вариантов. Очень известна была, к примеру, такая:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле –
Гляди в поле.
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо –
Звезды горят,
Журавли кричат –
Гу‑гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
Беги, как огонь.
Подчиняясь словам «Глянь на небо …», «горельщик» смотрит вверх.
Как только пропоют эти слова,
последняя пара отпускает руки и пробегает вдоль колонны, один слева,
другой справа. Когда они поравняются с водящим, все кричат ему: Раз, два,
не воронь, беги, как огонь! Двое бегут вперёд, стараясь, увернутся от водящего. Если они снова возьмутся за руки, то встают перед первой парой, а водящий снова "горит". Если же ему удаётся поймать одного из убегающих, он встаёт с ним впереди, а "горит" тот, кто остался без пары. Игра продолжается до тех пор, пока не пробегут все пары.
|
Правила игры:
· «Горельщик» не имеет права оглядываться и подсматривать;
· Нельзя начинать бег, прежде чем прозвучит последнее слово «звенят».
Существовали также и разновидности «горелок».
Разъединившаяся пара могла бежать не только вдоль вереницы, но и по всей лужайке. Причем вереница помогала убегающим и препятствовала «горельщику». Но принцип игры оставался сходным. Поймав одного из пары, «горящий» становился играющим, а потерявший свою пару становился «горящим».
Иногда играющих было настолько много, что пары вереницы становились полукругом, а водящих было двое. Тогда игра называлась «двойные горелки».
9. Хороводная игра «Селезень». Забавляются в неё не только взрослые, но и дети, для которых «Селезень» - гимнастическое занятие, потому что здесь бегают и вертятся. Обычно делается хороводный круг, в середине его бегают селезень и утка: селезень бегает за уткой, старается поймать её, она уходит от него и ныряет. Селезень кричит, утка выплывает, и это продолжается, пока парень не поймает девушку. Выбирается Селезень (парень) и Утка (девушка). Встаем в круг. Изначально утка - в кругу, селезень - за кругом. Поется песенка, можно просто говорить:
Селезень утку загонял,
Молодой серу загонял,
Пойдем, утица, домой,
Пойдем, серая, домой,
У тя семеро детей,
Восьмой - селезень,
А девятая - сама,
Поцелуй разок меня.
Рассерженный селезень нападает на утку - её защищают. Эта оборона ведёт к ссоре, потому что долгое беганье утомляет и лишает охоты играть. Отсюда и пошла поговорка: подзадоривай задор. Вынырнувшая утка насмехается над селезнем. Если селезень догнал уточку, то все хором говорят: «Ураза, ураза, поцелуйтесь три раза!».
|
Селезень и уточка могут бегать как угодно, круг им может помогать либо мешать. Это разновидность игры "Кошки-мышки". Когда Селезень догонит Утку, они встают в круг и играющие поют: "А ещё поцелуйся, больше не балуйся". Парень целует девушку.
10.«Воробьи - вороны» Разделяются по считалки на две команды, одни - «вороны», другие «воробьи». Встают друг против друга на несколько метров, проведя линии границ у «своих укрытий». Ведущий кричит команду «воробьи!», те выбегают на поляну и изображают, будто они играют, внезапно команда «вороны!» и первые должны быстро убежать с поляны за черту, а другие догнать их. И так игра продолжается пока «вороны» всех не переловят «воробьёв». Затем можно поменяться ролями команд. Игра на внимание и быстроту.
11.«Шишки, орешки, жёлуди» Ведущий в центре круга, выкрикивает команды и пока те меняются местами, пытаясь занять место, и так кто остаётся лишний далее ведущий. Круг выстраивается по три человека в каждой колонке (1 – шишки, 2 – орешки, 3 - жёлуди). Очень весёлая и забавная игра, на внимание и сообразительность.
12.«Платочек» В кругу девушка, танцуя, касается платочком парня, которого выбрала, и кидает платок, а парень оригинальным способом подымает его (без рук, без ног) и отдаёт понравившейся девушке. И так далее.
13.«Перепляс» Парень подходит к двум девушкам и они переплясывают друг друга, затем он выбирает понравившуюся, если не может, то другое задание, а из выигравших девушка выбирает двух понравившихся парней. И так далее.
|
14. Конкурс. Рассчитаться на 1,2, 3 команды и изобразить пословицу или поговорку, мини-сказку. Развивает образное мышление и выравнивает био-поля.
15. Игра - «догоняй-ка!» Участники парами идут по кругу, одна девушка с платочком против движения, затем неожиданно касается какого-нибудь парня платком, бросает в центр и убегает, он догоняет и так далее.
16. «Поводырь» В кругу пара – один закрывает глаза, ведёт, затем обсуждение ощущений.
17. Игра с предметом. Образно его предназначение с закрытыми глазами.
18. Мини - релаксация «Вход в картину ». Каждому раздают красивые, удивительные изображения и под спокойную музыку каждый остаётся взглядом один на один с изображением. Затем по желанию обсуждение увиденного.
19. Хоровод – игра «Как я рад!» Взявшись за руки все сходятся, все поют, и каждый придумывает новую строчку, при этом все идут к центру круга, например: «Как я рад, что солнце светит, как я рад, что солнце греет….» и так далее.
20. «Хвосты» Играют парами. Каждый из игроков получает веревку одинаковой длины с соперником. Веревка заправляется за пояс брюк так, чтобы 2/3 свисали сзади наподобие хвоста. Каждый из игроков должен отобрать хвост у противника, одновременно не отдав свой. Во время игры нельзя толкаться, драться, хвататься руками за все, кроме хвоста, ставить подножки. Победитель тот, кто отобрал хвост у противника, но спас свой. Можно играть и по 4–5 человек одновременно, цель – спасти свой хвост и собрать больше хвостов противников.
21.«Молчанка» Перед началом игры все участники произносят распев:
Первенчики, червенчики,
Летали голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок —
Молчок!
Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеется или скажет слово, то отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют различные движения. Разыгрывать фант можно и сразу, как проштрафился.
Ведущему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Фанты у всех играющих должны быть разные.
22. «Водяной» Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами:
Водяной, Водяной,
Что сидишь ты под водой?
Ну-ка выходи,
С нами посиди.
Круг останавливается. Водяной встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Его задача – определить, кто перед ним. Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя.
Если Водяной угадал, он меняется ролью, и теперь тот, чье имя было названо, становится водящим.
23. «Золотые ворота» Играющие делятся на равные команды. Одна команда образует круг, ее игроки берутся за руки и поднимают их вверх. Игроки располагаются с интервалом в два шага, чтобы между ними мог пройти человек, хотя бы согнувшись. Другая команда начинает движение, обходя «змейкой» по очереди каждого игрока первой команды и каждый раз проходя через ворота, образованные руками игроков первой команды. Игроки второй команды держатся за руки, расцеплять которые нельзя! Итак, вторая команда оказывается то в круге, то за его пределами.
Первая команда в течение игры повторяет:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый – разрешается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
На последнем слове команда резко опускает руки. Если кто-то из второй команды оказался внутри, он уходит из цепочки и встает в центр круга. Естественно, игроки второй команды стараются на последнем слове быть вне круга, но это не всегда удается.
Когда во второй команде остается один человек, он признается победителем. Команды меняются ролями.
24. «Я, ЗМЕЯ, ЗМЕЯ, ЗМЕЯ, Я, ПОЛЗУ, ПОЛЗУ…. БУДЕШЬ ТЫМОИМ ХВОСТОМ?»
Водящий с этими словами подходит к любому человеку и спрашивает, если тот согласен, то подлезает под ногами водящего, и так далее выстраивается длинная цепь «хвоста», и так паровозиком дойдя до последнего человека, шуткой заканчивается игра.
25. «В пеньки» Играющие изображают пеньки. Все садятся в круг. Позади каждого сидящего «пенька» становится другой играющий – «торговец». Водящий – «купец» - подходит поочерёдно к каждому из торговцев и спрашивает: «Продажный пенёк?». В том случае, если торговец отвечает «Продажный!», они разбегаются в разные стороны. Кто раньше успеет добежать до пенька, тот – торговец, а проигравший - купец. Игра повторяется сначала.
26. «БОЯРЕ» или «Сватовство невесты». Играющие делятся на две команды. Желательно, чтобы в командах были ребята, примерно равные по физической силе. Игра идет на ровной площадке или полянке. Команды выстраиваются друг против друга в цепь на расстоянии 10–15 метров. Разделяются на две команды: на «Женихову» и на «Невестину» стороны. Встают друг против друга, берутся за руки «крест на крест».
Идёт на встречу первая «Жениховая» сторона и говорит слова:
-«Бояре, а мы к вам пришли,
- Молодые, а мы к вам пришли…! » - идя обратно на своё место.
Затем возвращается на то же место, где и была. Другая команда «Невестина», повторяет этот маневр со словами отвечает:
- «Бояре, а зачем, пришли,
- Молодые, а зачем пришли?» - идя обратно на своё место.
Начинается диалог:
1. - Бояре нам невесту выбирать, Молодые, нам невесту выбирать!