Характеристиками компрессоров являются графики зависимости конечного давления рк (или степени сжатия), мощности на валу и КПД от подачи компрессора. На одном графике могут быть даны характеристики для одной или нескольких частот вращения. Подачу компрессора обычно выражают в единицах объема.
pw^ 162. ^Р^теристика компрессо- Рис. 163. Характеристика компресй pa K-3250-41-1 (п в об/мин) pa K-250-61-1
Характеристики получают обычно испытанием моделей натурных конструкций при постоянной частоте вращения ва привода (/i=const). Пересчет характеристик на другую час' ту вращения или при переходе на другой газ осуществляют формулам (92), (94) и (96).
В качестве примера рассмотрим характеристики компресс ра K-3250-41-1 (рис. 162) с паротурбинным приводом. Так характеристики позволяют судить о совершенстве конструкт, компрессора, работающего при различных частотах вращенЦ в разных режимах нагрузки.
На рис. 163 приведена характеристика компрессора К-2! 61-1, позволяющая выяснить влияние давления всасывания рабочие параметры компрессора.
Характеристики лопастных компрессоров обладают неке' рыми особенностями, главные из которых следующие.
1. Наклон характеристик p==f(Q), определяемый отношй ем рк/Q (см. рис. 162), тем круче, чем выше частота вран ния вала компрессора. Это объясняется тем, что отношен Рк/Q пропорционально плотности газа, значение которой W. растает с увеличением частоты вращения (при повышении Я стоты вращения возрастает степень сжатия газа).
2. При больших подачах и частоте вращения напорные t рактеристики приближаются к вертикальной линии. Это озкаЧ ет, что в некоторых режимах подача компрессора сохраняе"
постоянной при изменении давления, что обусловлено тем, что высокие п и Q в межлопастных каналах достигают критических значений, равных скорости звука.
|
3. На работу центробежных компрессоров оказывает существенное влияние пульсация давления и помпаж.
Возникновение пульсации в проточной части компрессоров объясняется периодическим, быстро повторяющимся отрывом вихрей с рабочих и направляющих лопастей. Снижение пульсаций давления часто обеспечивается при уменьшении подачи путем дросселирования. Однако уменьшение подачи может привести к помпажу компрессора.
Динамика центробежных компрессоров. Наиболее важной частью центробежного компрессора является ротор, состоящий из вала, на котором установлены рабочие колеса, разгрузочный поршень, муфта, лабиринтные уплотнения. Ротор вращается в подшипниках, установленных в корпусе. В корпусе размещены также диффузоры, обратные направляющие аппараты и другие узлы. Роторы компрессоров вращаются с частотой вращения, равной нескольким тысячам мин-', а скорости в периферийной зоне рабочих колес достигают 300 м/с. Поэтому к точности изготовления и монтажа ротора предъявляются очень высокие требования.
Теоретически центр тяжести вращающихся масс ротора должен находиться на его оси вращения. Практически обеспечить это невозможно. Смещение центра тяжести относительно оси вращения называют эксцентриситетом. Центробежная сила, возникающая при вращении ротора с эксцентрично расположенным центром тяжести, тем больше, чем больше эксцентриситет и масса ротора. Для оценки степени уравновешенности ротора используют понятие.остаточный дисбаланс, который равен произведению массы ротора на эксцентриситет. Допустимые значения остаточного дисбаланса устанавливают в зависимости от массы и частоты вращения ротора. Нагрузки на опоры вращающихся роторов от центробежной силы, вызываемой остаточным дисбалансом, даже у наиболее уравновешенных роторов в несколько раз превышают нагрузки от их массы. Операцию по уравновешиванию ротора называют балансировкой.
|
Так как идеально отбалансированных роторов не бывает, то наличие остаточного дисбаланса неизбежно вызывает нежелательные резонансные явления при так называемых критических частотах вращения. Ротор компрессора как любая физическая система имеет характерную ей собственную частоту колебаний. Когда частоты собственных колебаний и вращения ротора совпадают, то наступает явление резонанса. Под действием возмущающей силы от неуравновешенных масс амплитуда колебаний системы стремится к бесконечности, ротор может разрушиться. Обычно рабочие частоты вращения роторов выше критических.
Рис. 164. Схема двухкорпусных центробежных компрессоров с индивидуальными двигателями (Д) для корпусов низкого (НД) и высокого (ВД) давления:
Рис. 165. Конструкции рабочих кол
а—с редуктором; б—без редуктора
Безопасность прохождения критических частот обеспечивав за счет упругих свойств вала ротора и скорости разгона.
Одним из параметров, определяющих критические чаете вращения, является длина ротора. В некоторых случаях п| большом числе рабочих колес последние не удается распс жить на одном валу. Поэтому сжатие газа осуществляют пос довательно в нескольких последовательно расположенных ко« прессорах.
На рис. 164 приведена схема двухкорпусных центробежт компрессоров с индивидуальными двигателями для корпус низкого и высокого давления.