Конкуренция между субъектами рынка.




Тема: Рыночная модель экономики: основные характеристики

План

1.Основные характеристики рыночной модели экономики;

2.Принципы рыночной экономики;

3. Преимущества и провалы рыночной экономики.

4. Субъекты рыночной экономики;

5. Отношения собственности, формы, влияние на социально-экономические процессы.

I. В процессе развития товарных отношений сформировались ряд моделей этих отношений. Разнообразие моделей связано с особенностями развития экономических отношений в разных странах, особенностями их культур. В самом общем виде можно выделить следующие модели:

- Модель рыночной экономики, основанная на совершенной конкуренции и минимальным участием государства в системе производства, обмена и потребления благ;

- Модель смешанной экономики, характеризующаяся появлением монополий и усилением роли государства в решении экономических проблем;

- Плановая модель товарной системы экономических отношений, основанная на передаче функций управления экономическими процессами государству.

Рыночная экономика — характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.

Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Свобода предпринимательства выражается в том, что каждый член общества, самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и возможностями.

Рыночная экономика представляет собой сложный механизм, базирующийся на многих принципах деятельности и инструментах координации всевозможных экономических отношений. Эти принципы отражают уровень развития рыночных отношений, и их необходимо учитывать в инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. К их числу относятся следующие:

1. Принцип ориентации экономических агентов на извлечение выгоды из своей деятельности.

Формы выгоды могут быть различными – доходы в денежной форме, удовлетворение потребностей населения, реализация собственных замыслов и идей и т.д.

2. Свобода предпринимательской деятельности

Этот принцип является основополагающим в условиях рыночного хозяйствования, и его реализация позволяет физическим и юридическим лицам заниматься любым законным видом деятельности. Свобода предпринимательства предоставляет агенту экономики независимость, право принимать инвестиционные решения в интересах максимизации прибыли. Предприятия и организации вправе вступать в свободные контрактные отношения с другими субъектами экономики, находить выгодных поставщиков, вкладывать инвестиции в наиболее привлекательные и перспективные объекты и др.

 


3. Принцип рыночных форм ценообразования. Это важнейший принцип и инструмент координации. В рыночном хозяйстве ценообразование осуществляется в двух формах. - Первая проявляется в условиях конкуренции, когда под воздействием спроса и предложения формируется равновесная цена. Вторая форма связана с государственным регулированием цен на продукцию и услуги естественных монополий.
При этом государство берет на себя функцию не допускать монопольного положения на рынке отдельных предприятий, чем обеспечиваются свобода конкуренции, рыночное образование цены и стимулы к повышению качества продукции.

Конкуренция между субъектами рынка.

Конкуренция пронизывает все экономические отношения в рыночной системе, стимулируя субъекты рынка диверсифицировать производство и повышать конкурентоспособность своей продукции. Поэтому любая экономическая деятельность, в том числе инвестиционная, осуществляется в условиях жесткой конкурентной борьбы (за рынки сбыта, привлекательные инвестиционные проекты, доступ к капиталу и т. д.)

 

5. Многообразие форм и гарантии прав собственности.

В рыночной экономике преобладает частная форма собственности. Принципиально важно, чтобы любой участник экономического процесса ясно представлял границы своей и чужой собственности, имел возможность в рамках закона использовать ее по своему усмотрению. Четкая спецификация прав собственности - первая предпосылка возникновения рынка. Отсутствие четкой структуры и гарантий прав собственности подрывает доверие к сделке, что многократно повышает риски для субъектов экономических взаимоотношений.

6. Демонополизация и концентрация производства.

По существу, это два разных и даже противоположных принципа, но их целесообразно рассматривать параллельно. Монополизм ограничивает конкуренцию, являющуюся важнейшей предпосылкой рынка. С другой стороны, активная демонополизация приводит к дроблению субъектов хозяйства, что ограничивает их способность концентрировать ресурсы для разработки и внедрения инноваций. Поэтому в странах с развитой рыночной экономикой наряду с проведением антимонопольной политики реализуются меры по концентрации производства.
7. Открытость внутреннего и внешнего рынка.

В современный период ни одно государство не может успешно развиваться без интеграции в мировую экономику, причем наблюдается прямая зависимость между степенью интеграции и уровнем развития национальной экономики. Как правило, чем более интегрирована страна в мировое экономическое пространство, тем выше уровень развития внутренней экономики, и наоборот. Поэтому по многим видам деятельности страны мирового сообщества в той или иной мере открывают свои рынки для импорта и в свою очередь осуществляют экспорт продукции.
В настоящее время наблюдается такая

8. Контрактные отношения между хозяйствующими субъектами. Любые формы взаимоотношений между экономическими субъектами представляют собой конкретные сделки, соглашения, договоренности, или контракты. Эта категория более емкая, нежели обычный коммерческий контракт (договор) купли-продажи, аренды и т. д. Контракт - это любой акт экономического взаимодействия, который в явном или неявном виде предполагает соблюдение сторонами определенных условий.

9. Полная финансовая ответственность экономических агентов за осуществляемые действия.

Это означает необходимость платить налоги, и выплачивать заработную плату наемным работникам, возможность становиться банкротом в случае неэффективной организации хозяйственной деятельности.

II. К преимуществам рыночного механизма относят:

§ более эффективное распределение ограниченных ресурсов. Рынок направляет ресурсы на производство товаров, необходимых обществу;

§ возможность функционирования при наличии весьма ограниченной информации — данных о цене и об издержках производства;

§ гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям;

§ оптимальное использование результатов научно-технического прогресса, поскольку стремление к получению высокой прибыли заставляет предпринимателей (товаропроизводителей) идти на риск, предметно заниматься вопросами внедрения технических новшеств в производство;

§ способность давать потребителям и производителям свободу выбора и действий в принятии решения;

§ возможность обеспечивать удовлетворение самых разнообразных потребностей населения товарами и услугами высокого качества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: