РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса тематического усовершенствования
«НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИЯ В СИСТЕМЕ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ»
Для специальности: врачи клинических специальностей неврология, нейрохирургия, общая врачебная практика (семейная медицина), лечебная физкультура и спортивная медицина, мануальная терапия, рефлексотерапия, физиотерапия, функциональная диагностика, анестезиология и реаниматология.
Цель обучения: совершенствование знаний, умений и навыков по организации и проведению реабилитационных мероприятий при заболеваниях и/или травмах центральной и/или периферической нервной системы на этапах оказания медицинской помощи по медицинской реабилитации.
Продолжительность обучения: 36 акад. часа.
Кафедра Неврологии и мануальной медицины ФПО.
Санкт-Петербург
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры неврологии и мануальной медицины ФПО «_» _______ 2018 г., протокол №
Заведующий кафедрой неврологии и мануальной медицины ФПО
д.м.н., профессор__________________________ Баранцевич Е.Р.
Рабочая программа одобрена цикловой методической комиссией по последипломному обучению
«____» ___________ 2018______ г., протокол № _______.
Председатель цикловой методической комиссии
д.м.н., профессор__________________________ Н.Л. Шапорова
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
1.1. Задачи обучения: совершенствование знаний, умений и навыков по организации и осуществлению нейрореабилитационной помощи пациентам с поражением (заболеваниями и/или травмами) центральной нервной системы и органов чувств, а также периферической нервной системы в процессе консервативного лечения и после оперативного нейрохирургического лечения на этапах оказания медицинской помощи по медицинской реабилитации в условиях различных медицинских лечебно-профилактических учреждений (стационар, амбулаторий, санаторий). Освоение современных форм и методов, а также организационных вопросов применения медикаментозных и немедикаментозных технологий в комплексном лечебном процессе, направленном на полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций нервной системы. Внедрение новых знаний практического опыта по организационным и клиническим проблемам нейрореабилитации, как одного из приоритетных направлений в программе развития здравоохранения в Российской Федерации.
1.2. Квалификационная характеристика: Специалист прошедший обучение по курсу «Нейрореабилитация в системе медицинской реабилитации» - определяет функциональный неврологический дефицит пациента при заболевании и/или травме центральной и/или периферической нервной системы, определяет степень психо-социальной дезадаптации и факторы окружающей среды, оказывающих влияние на жизнеспособность и социальную активность пациента на основании Международной классификации функционирования; определяет функциональный класс возникших или имеющихся нарушений, уровень жизнеспособности, возможность к общению и обучению, способность к самообслуживанию и труду; составляет индивидуальную реабилитационную программу пациента и индивидуальный график ее выполнения применительно к условиям реабилитационного учреждения, в соответствии со стандартами оказания специализированной медицинской помощи, следит за ее выполнением, ее безопасностью и эффективностью; определяет факторы риска проведения реабилитационных мероприятий, ограничивающие факторы, критерии эффективности; определяет краткосрочные и долгосрочные цели проведения реабилитационных мероприятий, сроки их достижения и исполнителей; определяет реабилитационный прогноз (реабилитационный потенциал) пациента на основании заключений специалистов мультидисциплинарной реабилитационной команды, проводящей реабилитационные мероприятия в медицинской организации и специалистов по функциональной диагностике, ультразвуковой, лучевой диагностике, лабораторной, радиоизотопной и др. диагностике; представляет информацию на врачебную комиссию для определения этапа реабилитации пациента; представляет информацию для проведения врачебно-трудовой экспертизы; ведет учетно-отчетную документацию.
1.3. В результате обучения:
1.3.1. Должен знать:
1. Организационно-правовые аспекты мероприятий по медицинской реабилитации неврологического больного на трех этапах оказания медицинской помощи;
2. Методы оценки неврологического дефицита на основании детализирующего неврологического обследования и постановки топического диагноза
3. Основные неврологические синдромы свидетельствующие о поражении структур центральной и периферической нервной системы.
4. Особенности оценки неврологического дефицита: оценка уровня сознания, высших мозговых функций, эмоционально-волевой сферы, речевой функции, глотания, мышечной силы, мышечного тонуса; объема активных и пассивных движений, управления двигательной функции, праксиса, тазовых функций, трофического обеспечения выполнения общих и специальных двигательных тестов.
5. Методы определения (в том числе инструментальные) функционального класса степени нарушения отдельных параметров неврологического статуса;
6. Трактовку результатов оценки высших психических функций (ВПФ): восприятия, памяти, внимания, мышления, способности к обучению, общих и специальных тестов, оценивающих высшие психические функции;
7. Трактовку результатов оценки функции речи и глотания;
8. Особенности формулирования реабилитационного диагноза, цели реабилитации и задач реабилитации неврологического больного;
9. Выбор текущих и этапных критериев оценки эффективности медицинской реабилитации неврологического пациента.
10. Особенности оценки реабилитационного потенциала неврологического больного.
11. Особенности применения медикаментозной терапии, лечебной физкультуры, физиотерапии, мануальной терапии, медицинского массажа, иглорефлексотерапии, гидрокинезиотерапии, роботизированной и механотерапии, БОС-технологий, психотерапии и логопедии при проведении комплексной нейрореабилитации.
1.3.2. Должен уметь:
1. Сформулировать и обосновать индивидуальную программу медицинской реабилитации пациента с заболеванием и/или травмой центральной и/или периферической нервной системы на каждом этапе проведения нейрореабилитационных мероприятий.
2. Определять реабилитационный потенциал пациента с заболеванием и/или травмой центральной и/или периферической нервной системы с учетом характера выявленной патологии, неврологического дефицита.
3. Формулировать показания к применению тех или иных методов нейрореабилитации;
1.3.3. Должен владеть навыками:
1. Оценки функционального класса нарушений на основании Международной классификации функционирования (МКФ);
2. Оценки неврологического дефицита на основании выделения синдромов поражения центральной и периферической нервной системы;
3. Применения оценочных функциональных тестов и шкал при определении функционального дефицита, определении реабилитационного потенциала и установке реабилитационного диагноза у неврологического больного;
4. Проведения учета и контроля эффективности мероприятий по медицинской реабилитации неврологического больного;
5. Определения реабилитационного потенциала неврологического больного;
6.
Формой проверки знаний являются опросы и тестовые контроли, проводимые после освоения разделов программы.
2. СОДЕРЖАНИЕ
КУРС 1. Организация нейрореабилитационной помощи.
Раздел 1.1 Общие вопросы организации нейрореабилитации.
1.1.1. Понятие медицинской реабилитации и концепция нейрореабилитационной помощи, как приоритетного направления в развитии системы здравоохранения РФ. Медицинская реабилитация пациентов с поражением центральной нервной системы и органов чувств. Медицинская реабилитация пациентов с поражением периферической нервной системы.
1.1.2. Нормативно-правовое регулирование.
1.1.3. Нейрореабилитация, как комплексный процесс. Этапная система медицинской реабилитации при неврологической патологии.
1.1.4. Основные понятия в нейрореабилитации: Реабилитационный диагноз, реабилитационная цель, реабилитационный потенциал, междисциплинарное взаимодействие. Международная классификация функционирования. Реабилитационный маршрут пациента. Диагностика в процессе медицинской реабилитации неврологического больного. Вопросы стандартизации в медицинской реабилитации неврологических пациентов.