Раздел 2. История изучения фольклора. Школы русской фольклористики




ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа по курсу «Устное народное творчество» предназначена для студентов 1 курса филологического факультета Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

Программа по курсу «Устное народное творчество» включают в себя:

а) подробную программу учебного курса;

б) темы практических занятий с указанием вопросов, заданий к ним, литературы, по которой необходимо готовиться к занятиям;

в) комментарии и рекомендации к каждому практическому заданию, которые включают в себя ход и методику самостоятельной подготовки студента к практическим занятиям поэтапно;

г) библиографию по фольклору, включающую в себя список учебников, учебных пособий и хрестоматий, монографий, статей и материалов, связанных с историей и теорией фольклора; библиография составлена в фондах самарской областной библиотеки и предназначена для того, чтобы помочь студентам самостоятельно подготовиться к ряду теоретических разделов курса или получить дополнительный материал по уже знакомым, изученным темам;

д) контрольные вопросы по предмету, которые входят в билеты для сдачи экзамена;

Учебная программа должна помочь студентам в изучении такого сложного курса, как устное народное творчество, который требует не только глубокое освоение истории и теории фольклора, но и неизбежные экскурсы в историю, культурологию, этнографию, антропологию, историю науки и многие другие дисциплины. Программа призвана способствовать адаптации студентов 1 курса к новому типу вузовскому обучения, связанному с увеличением (по сравнению со школой) удельного веса самостоятельной работы студентов, с большей индивидуальной ответственностью обучающегося в овладении знаниями по предмету.

Примечание 1. Обширный материал, предлагаемый программой курса, невозможно включить в лекции: не только из-за дефицита часов, но и потому, что целый ряд тем студенты 1 курса могут и должны освоить самостоятельно (какие это темы - определяет преподаватель, исходя из количества часов, отпущенных на курс, из собственных учебных, методических и научных интересов). Поэтому для самостоятельного изучения той или иной темы дан не только план освоения темы непосредственно в программе курса, но достаточно подробный библиографический список с тематической разбивкой для удобства использования.

В процессе теоретического (на лекциях) и практического на (практических занятиях и коллоквиумах) изучения фольклора студентам предлагается составлять словарь терминов и понятий, который может быть представлен и защищен перед студенческой аудиторией как самостоятельная творческая работа. Кроме того, студент может выбрать для себя тему для самостоятельной учебно-исследовательской работы, подготовить реферат, который также может быть представлен и защищен перед студенческой аудиторией.

Примечание 2. Поскольку курс «Устное народное творчество» - это один из первых опытов систематического изучения истории художественного процесса, а также истории науки, то обязательным для освоения курса является составление и представление на проверку преподавателю конспекты по научной литературе, которая предусмотрена для обязательного изучения в практическом разделе курса. Столь же целесообразно вести и читательский дневник (или картотеку) по прочитанным художественным произведениям.

Примечание 3. Поскольку курс «Устное народное творчество» является не только теоретическим курсом, но и историко-литературным, то важнейшим условием освоения учебного курса является чтение фольклорных текстов. Во-первых, категорически запрещается читать фольклорные произведения по детским изданиям, потому что адаптированный для детей текст зачастую искажает сюжет, а, соответственно, и подлинный смысл произведения. Во-вторых, при работе с читательским дневником или картотекой нужно обязательно фиксировать источник, по которому студент знакомится с произведением (название; составитель, редактор и комментатор фольклорных текстов; место издания, издательство, год издания; факультативно - сказитель, от которого записан текст). В-третьих, список прочитанных фольклорных текстов должен быть представлен на собеседовании по текстам или непосредственно на экзамене. Минимальный объем списка, представляемого на собеседовании:

а) былины – не менее 20 сюжетов (а не вариантов),

б) исторические песни – не менее 20 сюжетов,

в) баллады – не менее 10 сюжетов,

г) несказочная проза (былички, легенды, исторические предания) – не менее 20 сюжетов,

д) народные драмы «Царь Максимилиан», «Лодка», «Царь Ирод» - обязательно,

е) остальные жанры фольклора в чтении не ограничены, студенты должны свободно ориентироваться в сюжетах, мотивах и тематике того или иного жанра, должны уметь привести пример того или иного произведения фольклора при ответе на практическом занятии или на экзамене.

Знание текстов фольклорных произведений является обязательным условием успешно сдачи экзамена.

Требования к экзамену, проходящему по балльно-рейтинговой системе. В этом случае экзаменационная оценка складывается из баллов, «заработанных» в течение семестра. Во-первых, нужно обязательно набрать минимальное количество баллов для сдачи экзамена, куда входят:

- обязательное посещение лекций – 0,5 балла за пару,

- обязательное посещение практических занятий – 0,5 баллов за пару,

- обязательное наличие конспектов – 1 балл за конспект (15 баллов),

- обязательная отчетность по текстам – по 0,25 баллов за каждое произведение фольклора (18,25 баллов),

- обязательная отчетность по 1 и 2 коллоквиумам – от 1 до 3 баллов за ответ (не мене 2 баллов);

- тестирование дважды в семестр – от 0 до 10 баллов за каждый тест (надо набрать не менее 5 из возможных 20 баллов);

- 4 словарных диктанта – от 0 до 2 баллов каждый диктант (надо набрать 2 из возможных 8 баллов).

Всего за право сдавать экзамен нужно набрать минимум – 55,25 балла.

Во-вторых, положительная оценка за экзамен складывается из:

- ответов на практических занятиях – от 05, до 3 баллов,

- самостоятельно подготовленных дополнительных сообщений по темам практических занятий – от 1 до 3 баллов,

- творческих заданий, куда входит составление словаря по фольклору, написание учебно-исследовательской работы, составление презентаций по той или иной теме, участие в курсовых мероприятиях по фольклору – до 5 баллов за одно творческое задание.

Пропущенные практические занятия в обязательном порядке должны быть отработаны в письменном виде или в виде устного собеседования с преподавателем. Все остальные пробелы по курсу могут быть возмещены творческим заданием.

Таким образом, оценка по курсу выводится преподавателем автоматически, подсчетом заработанных студентом в течение семестра баллов (см. рейтинговая карта курса) Студент может повысить неудовлетворяющую его оценку, успешно сдав экзамен в традиционной билетно-вопросной форме.

Требования к экзамену, проходящему в традиционной форме. В исключительных случаях студенту разрешается сдавать экзамен в традиционной билетно-вопросной форме. В этом случае основной формой экзамена является ответ на вопросы билета (см. контрольные вопросы). Оценка за экзамен, таким образом, будет складываться из следующих слагаемых:

1. представление конспектов рекомендованной к изучению литературы по темам практических занятий,

2. знание необходимого количества фольклорных текстов,

3. умение ответить на дополнительные вопросы по темам практических занятий и коллоквиумов,

4. умение ответить на вопросы экзаменационного билета.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
«Устное народное творчество»

Цель данного курса - дать современное определение фольклористики как науки; определить ее место в ряду современных гуманитарных дисциплин, ее взаимоотношения с литературоведением; заложить основы историзма в подходе к произведениям искусства.

Важнейшей проблемой, решаемой в курсе, является выявление художественной природы и идейной сущности народного словесного искусства; определение своеобразия творческого процесса народного словесного творчества, особенностей его бытования, вопроса об авторстве в фольклоре: его коллективность и соотношение коллективного и индивидуального начал в фольклоре более позднего этапа. Серьезной задачей, решаемой в процессе разработки важнейших проблем курса, является развитие у студентов умений пользоваться научной терминологией, научиться сопоставлять различные научные взгляды и гипотезы, что связано с привитием навыков самостоятельной работы с научной литературой.

Кроме того, курс определяет и более частные, собственно учебные и познавательные цели. Необходимо определить ряд важнейших в истории художественной культуры (и литературы) понятий: миф, мифологическое мировоззрение и его особенности, особенности мифологического времени и пространства, основные категории мифологии, связь мифа, обряда и фольклора, мифологема, архетип, структура мифологического сюжета, мотив и др. Нужно создать у студентов представления о том, что мифологическое сознание, как способ познания мира в художественных образах, является фундаментом для искусства в общем и литературы в частности последующих эпох у всех народов, достигших определенного этапа развития культуры.

Важнейшим этапом в освоение курса является установление истоков фольклорного синкретизма, что помогает определить особенности фольклорной поэтики, дать представления о жанрах русского фольклора, объяснить природу их возникновения, выявить их поэтику, жанровые особенности, показать возможность эволюции и трансформации одного жанра в другой. Используя принцип жанровой системы русского фольклора, одной из основных целей курса является знакомство студентов с памятниками устного словесного искусства.

Важно в процессе изучения курса показать особенности общефольклорных явлений в русском фольклоре, принципы типологической связи фольклоров разных народов и определить фольклор как часть культурного наследия всего человечества.

Еще одной важнейшей проблемой в курсе является необходимость уяснить формы взаимосвязей и взаимовлияний фольклора и литературы, как в ранний период древнерусской культуры, так и в литературе нового времени. Определить способы и приемы функционирования поэтики и структуры фольклора в русской классической литературы ХIХ – начала ХХ вв. и в современной литературе.

 

ПРОГРАММА КУРСА

Раздел 1. Понятие о фольклоре.
Основные свойства фольклора как особого вида искусства

Формирование понятия о фольклоре. Основные особенности устного народного творчества: устное бытование, коллективность, вариативность, синкретизм, народность, традиционность.

Раздел 2. История изучения фольклора. Школы русской фольклористики

Фольклористика как наука. Взаимосвязь фольклористики с другими гуманитарными науками (история, этнография, социальная психология, искусствознание, литературоведение и др.). Методы и принципы изучения фольклора.

История изучения и собирания фольклора в 17-18 вв.

История собирания и изучения фольклора в 19 – начале 20 вв. Методологические основы школ фольклористики и научная деятельность наиболее выдающихся фольклористов. Мифологическая школа: Я.Гримм, А.Кун, М.Мюллер, Ф.Буслаев, А.Афанасьев, О.Миллер. Школа заимствования: Т.Бенфей, А.Пыпин, А.Веселовский. Финская школа: Н.Андреев, К.Крун, А.Аарне. Антропологическая школа: Э.Тейлор, Д.Фрейзер, В.Вундт. Русская историческая школа: В.Миллер, А.Майков, Ю.Соколов и Б.Соколов. Сравнительно-историческая школа (русский компаративизм): А.Веселовский. Структурализм в фольклористике, В.Пропп, Е.Мелетинский, Р.Барт, К.Леви-Стросс.

Советская фольклористика: проблемы собирательской работы и научная деятельность советских фольклористов: Н.Андреев, В.Чичеров, Ю.Богатырев, Н.Никифоров, Б.Путилов и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: