ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа по курсу «Устное народное творчество» предназначена для студентов 1 курса филологического факультета Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.
Программа по курсу «Устное народное творчество» включают в себя:
а) подробную программу учебного курса;
б) темы практических занятий с указанием вопросов, заданий к ним, литературы, по которой необходимо готовиться к занятиям;
в) комментарии и рекомендации к каждому практическому заданию, которые включают в себя ход и методику самостоятельной подготовки студента к практическим занятиям поэтапно;
г) библиографию по фольклору, включающую в себя список учебников, учебных пособий и хрестоматий, монографий, статей и материалов, связанных с историей и теорией фольклора; библиография составлена в фондах самарской областной библиотеки и предназначена для того, чтобы помочь студентам самостоятельно подготовиться к ряду теоретических разделов курса или получить дополнительный материал по уже знакомым, изученным темам;
д) контрольные вопросы по предмету, которые входят в билеты для сдачи экзамена;
Учебная программа должна помочь студентам в изучении такого сложного курса, как устное народное творчество, который требует не только глубокое освоение истории и теории фольклора, но и неизбежные экскурсы в историю, культурологию, этнографию, антропологию, историю науки и многие другие дисциплины. Программа призвана способствовать адаптации студентов 1 курса к новому типу вузовскому обучения, связанному с увеличением (по сравнению со школой) удельного веса самостоятельной работы студентов, с большей индивидуальной ответственностью обучающегося в овладении знаниями по предмету.
|
Примечание 1. Обширный материал, предлагаемый программой курса, невозможно включить в лекции: не только из-за дефицита часов, но и потому, что целый ряд тем студенты 1 курса могут и должны освоить самостоятельно (какие это темы - определяет преподаватель, исходя из количества часов, отпущенных на курс, из собственных учебных, методических и научных интересов). Поэтому для самостоятельного изучения той или иной темы дан не только план освоения темы непосредственно в программе курса, но достаточно подробный библиографический список с тематической разбивкой для удобства использования.
В процессе теоретического (на лекциях) и практического на (практических занятиях и коллоквиумах) изучения фольклора студентам предлагается составлять словарь терминов и понятий, который может быть представлен и защищен перед студенческой аудиторией как самостоятельная творческая работа. Кроме того, студент может выбрать для себя тему для самостоятельной учебно-исследовательской работы, подготовить реферат, который также может быть представлен и защищен перед студенческой аудиторией.
Примечание 2. Поскольку курс «Устное народное творчество» - это один из первых опытов систематического изучения истории художественного процесса, а также истории науки, то обязательным для освоения курса является составление и представление на проверку преподавателю конспекты по научной литературе, которая предусмотрена для обязательного изучения в практическом разделе курса. Столь же целесообразно вести и читательский дневник (или картотеку) по прочитанным художественным произведениям.
|
Примечание 3. Поскольку курс «Устное народное творчество» является не только теоретическим курсом, но и историко-литературным, то важнейшим условием освоения учебного курса является чтение фольклорных текстов. Во-первых, категорически запрещается читать фольклорные произведения по детским изданиям, потому что адаптированный для детей текст зачастую искажает сюжет, а, соответственно, и подлинный смысл произведения. Во-вторых, при работе с читательским дневником или картотекой нужно обязательно фиксировать источник, по которому студент знакомится с произведением (название; составитель, редактор и комментатор фольклорных текстов; место издания, издательство, год издания; факультативно - сказитель, от которого записан текст). В-третьих, список прочитанных фольклорных текстов должен быть представлен на собеседовании по текстам или непосредственно на экзамене. Минимальный объем списка, представляемого на собеседовании:
а) былины – не менее 20 сюжетов (а не вариантов),
б) исторические песни – не менее 20 сюжетов,
в) баллады – не менее 10 сюжетов,
г) несказочная проза (былички, легенды, исторические предания) – не менее 20 сюжетов,
д) народные драмы «Царь Максимилиан», «Лодка», «Царь Ирод» - обязательно,
е) остальные жанры фольклора в чтении не ограничены, студенты должны свободно ориентироваться в сюжетах, мотивах и тематике того или иного жанра, должны уметь привести пример того или иного произведения фольклора при ответе на практическом занятии или на экзамене.
|
Знание текстов фольклорных произведений является обязательным условием успешно сдачи экзамена.
Требования к экзамену, проходящему по балльно-рейтинговой системе. В этом случае экзаменационная оценка складывается из баллов, «заработанных» в течение семестра. Во-первых, нужно обязательно набрать минимальное количество баллов для сдачи экзамена, куда входят:
- обязательное посещение лекций – 0,5 балла за пару,
- обязательное посещение практических занятий – 0,5 баллов за пару,
- обязательное наличие конспектов – 1 балл за конспект (15 баллов),
- обязательная отчетность по текстам – по 0,25 баллов за каждое произведение фольклора (18,25 баллов),
- обязательная отчетность по 1 и 2 коллоквиумам – от 1 до 3 баллов за ответ (не мене 2 баллов);
- тестирование дважды в семестр – от 0 до 10 баллов за каждый тест (надо набрать не менее 5 из возможных 20 баллов);
- 4 словарных диктанта – от 0 до 2 баллов каждый диктант (надо набрать 2 из возможных 8 баллов).
Всего за право сдавать экзамен нужно набрать минимум – 55,25 балла.
Во-вторых, положительная оценка за экзамен складывается из:
- ответов на практических занятиях – от 05, до 3 баллов,
- самостоятельно подготовленных дополнительных сообщений по темам практических занятий – от 1 до 3 баллов,
- творческих заданий, куда входит составление словаря по фольклору, написание учебно-исследовательской работы, составление презентаций по той или иной теме, участие в курсовых мероприятиях по фольклору – до 5 баллов за одно творческое задание.
Пропущенные практические занятия в обязательном порядке должны быть отработаны в письменном виде или в виде устного собеседования с преподавателем. Все остальные пробелы по курсу могут быть возмещены творческим заданием.
Таким образом, оценка по курсу выводится преподавателем автоматически, подсчетом заработанных студентом в течение семестра баллов (см. рейтинговая карта курса) Студент может повысить неудовлетворяющую его оценку, успешно сдав экзамен в традиционной билетно-вопросной форме.
Требования к экзамену, проходящему в традиционной форме. В исключительных случаях студенту разрешается сдавать экзамен в традиционной билетно-вопросной форме. В этом случае основной формой экзамена является ответ на вопросы билета (см. контрольные вопросы). Оценка за экзамен, таким образом, будет складываться из следующих слагаемых:
1. представление конспектов рекомендованной к изучению литературы по темам практических занятий,
2. знание необходимого количества фольклорных текстов,
3. умение ответить на дополнительные вопросы по темам практических занятий и коллоквиумов,
4. умение ответить на вопросы экзаменационного билета.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
«Устное народное творчество»
Цель данного курса - дать современное определение фольклористики как науки; определить ее место в ряду современных гуманитарных дисциплин, ее взаимоотношения с литературоведением; заложить основы историзма в подходе к произведениям искусства.
Важнейшей проблемой, решаемой в курсе, является выявление художественной природы и идейной сущности народного словесного искусства; определение своеобразия творческого процесса народного словесного творчества, особенностей его бытования, вопроса об авторстве в фольклоре: его коллективность и соотношение коллективного и индивидуального начал в фольклоре более позднего этапа. Серьезной задачей, решаемой в процессе разработки важнейших проблем курса, является развитие у студентов умений пользоваться научной терминологией, научиться сопоставлять различные научные взгляды и гипотезы, что связано с привитием навыков самостоятельной работы с научной литературой.
Кроме того, курс определяет и более частные, собственно учебные и познавательные цели. Необходимо определить ряд важнейших в истории художественной культуры (и литературы) понятий: миф, мифологическое мировоззрение и его особенности, особенности мифологического времени и пространства, основные категории мифологии, связь мифа, обряда и фольклора, мифологема, архетип, структура мифологического сюжета, мотив и др. Нужно создать у студентов представления о том, что мифологическое сознание, как способ познания мира в художественных образах, является фундаментом для искусства в общем и литературы в частности последующих эпох у всех народов, достигших определенного этапа развития культуры.
Важнейшим этапом в освоение курса является установление истоков фольклорного синкретизма, что помогает определить особенности фольклорной поэтики, дать представления о жанрах русского фольклора, объяснить природу их возникновения, выявить их поэтику, жанровые особенности, показать возможность эволюции и трансформации одного жанра в другой. Используя принцип жанровой системы русского фольклора, одной из основных целей курса является знакомство студентов с памятниками устного словесного искусства.
Важно в процессе изучения курса показать особенности общефольклорных явлений в русском фольклоре, принципы типологической связи фольклоров разных народов и определить фольклор как часть культурного наследия всего человечества.
Еще одной важнейшей проблемой в курсе является необходимость уяснить формы взаимосвязей и взаимовлияний фольклора и литературы, как в ранний период древнерусской культуры, так и в литературе нового времени. Определить способы и приемы функционирования поэтики и структуры фольклора в русской классической литературы ХIХ – начала ХХ вв. и в современной литературе.
ПРОГРАММА КУРСА
Раздел 1. Понятие о фольклоре.
Основные свойства фольклора как особого вида искусства
Формирование понятия о фольклоре. Основные особенности устного народного творчества: устное бытование, коллективность, вариативность, синкретизм, народность, традиционность.
Раздел 2. История изучения фольклора. Школы русской фольклористики
Фольклористика как наука. Взаимосвязь фольклористики с другими гуманитарными науками (история, этнография, социальная психология, искусствознание, литературоведение и др.). Методы и принципы изучения фольклора.
История изучения и собирания фольклора в 17-18 вв.
История собирания и изучения фольклора в 19 – начале 20 вв. Методологические основы школ фольклористики и научная деятельность наиболее выдающихся фольклористов. Мифологическая школа: Я.Гримм, А.Кун, М.Мюллер, Ф.Буслаев, А.Афанасьев, О.Миллер. Школа заимствования: Т.Бенфей, А.Пыпин, А.Веселовский. Финская школа: Н.Андреев, К.Крун, А.Аарне. Антропологическая школа: Э.Тейлор, Д.Фрейзер, В.Вундт. Русская историческая школа: В.Миллер, А.Майков, Ю.Соколов и Б.Соколов. Сравнительно-историческая школа (русский компаративизм): А.Веселовский. Структурализм в фольклористике, В.Пропп, Е.Мелетинский, Р.Барт, К.Леви-Стросс.
Советская фольклористика: проблемы собирательской работы и научная деятельность советских фольклористов: Н.Андреев, В.Чичеров, Ю.Богатырев, Н.Никифоров, Б.Путилов и др.