ХОД ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ




Данное практическое занятие имеет целью комплексное изучение русского героического эпоса в аспектах его происхождения, изучения (в частности взгляды различных школ русской фольклористики на историзм былин), типологической устойчивости структуры, национальной и художественной самобытности. Нужно сказать, что, несмотря на в большей степени репродуктивный характер заданий этого практического занятия, студенты должны не только самостоятельно прочитать, законспектировать, разобраться с данным материалом, но и обобщить все то, что было им известно по этому вопросу из лекций и других практических занятий.

1. Так же, как и все занятия, обращенные к изучению конкретного фольклорного жанра, подготовка к этому занятию должна начаться с чтения былин. Минимумом является чтение 4 былин, сюжеты которых непосредственно разбираются на занятии, но целесообразно прочитать еще ряд былин (а в идеале, может быть, и эпические песни других народов мира по согласованию с преподавателем), где встречаются подобные сюжеты, мотивы или функции героев.

2. Затем необходимо обратиться к статье В.Я.Проппа «Калевала» в свете фольклора» и понять, как на примере реконструкции карело-финского эпоса автор раскрывает структуру жанра и специфику фольклорного произведения вообще. Речь в данном случае идет об особенностях фольклорного авторства и специфики фольклорного времени, соотносящегося со временем реальным.

3. Обратившись к ряду методологических выкладок, приведенных в работе В.Я.Проппа «Русский героический эпос», можно наглядно представить себе не только этапы становления эпоса у разных народов, но и понять принцип действия сравнительно-типологического метода в процессе реконструкции утерянных, архаических форм эпического творчества того или иного народа (здесь идет речь о реконструкции ранних этапов русского архаического эпоса).

4. Целый блок вопросов связан с проблемой историзма былин, решаемый по-разному исторической школой и учеными, придерживающимися историко-типологического метода, связанного с исторической поэтикой А.Н.Веселовского. Методика подготовки к этим вопросам – общая. Применительно к известным уже сюжетам былин применяется толкование исторической школы, которое опирается на отрывок из работы В.Ф.Миллера (основателя исторической школы) и на работу М.М.Плисецкого (написанную в рамках дискуссии об историзме былин в 50-60-е годы) – представителя исторической школы во второй половине ХХ в. Затем нужно обратиться к еще одному участнику дискуссии – Б.Н.Путилову и понять, как он интерпретирует сюжеты анализируемых былин с точки зрения их типологического изучения в контексте сюжетов героического эпоса южнославянских народов. В заключительном вопросе об историзме былин должны прозвучать положения, выдвинутые в 1924 г. А.П.Скафтымовым, который, будучи представителем исторической школы, тем не менее, оказался в числе ее критиков

5. Далее предполагается знакомство с отрывками работы А.П.Скафтымова «Поэтика и генезис былин», которое поможет вычленить в сюжете героической песни композиционный стержень, связанный, во-первых, с эффектом неожиданности, а во-вторых – с тем центральным место, которое занимает герой былины не только в сюжете, но и во всем эпическом мире героического эпоса, что обуславливает ряд особенностей ее поэтики и идейную направленность. Важным в изучении этой работы является и то, что в поэтике былины заложены важнейшие черты, которые унаследовал эпос в литературную эпоху.

6. Еще одной важнейшей чертой как фольклорной (точнее эпической), так и литературной поэтики является проблема художественного времени и пространства. Студенты практически впервые знакомятся с важнейшими категориями в научной интерпретации и практическом анализе художественного произведения. В процессе изучения работы Д.С.Лихачева, посвященной этой проблеме, необходимо обратить внимание на то, что хронотоп имеет ряд уровней: жанровый, хронологический, авторский, словесный и др. Затем возникает вопрос о проблеме автора в фольклоре и литературе. Кроме того, необходимо отметить, как может измениться представление о времени и пространстве в зависимости от исторической эпохи, в которую создается произведение. Особое внимание, на мой взгляд, необходимо обратить на понятие «временной перспективы» и на то, как она может повлиять на отражение пространственно-временных представлений в художественном произведении.

6. Дополнительным может стать сообщение, основанное на статье В.М.Жирмунского, связанной со сравнительно-историческим анализом сюжета «муж на свадьбе своей жены» в узбекском, русском и древнегреческом эпосе.

Практическое занятие № 5 (2 часа)

Народный театр

1. Каковы истоки народного театра?

2. Какова роль скоморохов в народных игрищах и представлениях?

3. Какие признаки древних шаманов (жрецов) остались в облике и поведении скоморохов Древней Руси и их последователей: кукольников, медвежьих вожатых, балаганных дедов и др.?

4. Каковы общие черты сюжетно-композиционного построения народных драм «Царь Ирод» («Смерть царя Ирода») и «Царь Максимилиан»?

5. Что сходного можно найти в поэтике кукольного театра Петрушки, вертепного театра и балаганных представлений?

Литература

Савушкина Н.И. Русский народный театр. М.: Искусство, 1976.

Народный театр. / Сост., вступ. ст., подготов. текстов и коммент. А.Ф.Некрыловой, Н.И.Савушкиной. М.: Советская Россия, 1991.

Гусев В.Е. Истоки русского народного театра. Л.: изд-во ЛГИТМиК, 1977.

Даркевич В.П. Народная культура средневековья. М.: Наука, 1988. С.62-66, 97-152, 212-217.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: