Цель этого практического занятия – познакомить студентов с большой философской, эстетической, психологической, культурологической и филологической проблемой, проблемой комического, с которой они еще не раз столкнуться в процессе обучения, а, может быть, в ходе своей профессиональной деятельности. Эта проблема – не прикладная, не связанная только лишь с поэтикой произведения или с идейно-тематической его направленностью. Речь здесь должна пойти о том, как сакральное, но вполне утилитарное представление о мире, выразившееся в понятие «ритуальный смех», трансформируется в эстетическую категорию «комическое»; как обряд через игру и фольклор превращается в искусство; как коллективное, мифологическое, ритуальное сознание эволюционирует в личностное.
Есть и еще один немаловажный для филолога нюанс в разработке этой проблемы: именно проблема «комического», его специфические национальные черты, рассмотренные в процессе своего исторического развития и функционирования во многом определяют национальный менталитет, выразившийся в русской литературе XIX и XX вв. столь сложно и создавший своего рода литературный миф «о загадке русской души». Конечно, подобная постановка вопроса и его исследование, может быть, слишком сложно, а скорее слишком громоздко для изучения студентами 1 курса на практическом занятии, т.к. у них совсем нет жизненного и интеллектуального опыта для решения подобных задач, но знакомство, хотя бы поверхностное освещение проблемы «философии смеха» необходимо.
1. Для начала надо определиться в понятиях, а для этого необходимо узнать в литературоведческом словаре или энциклопедии, что же такое «комическое», понятие же «ритуальный смех» вы в справочной литературе не найдете, это понятие надо будет сформировать, исходя из прочитанных работ В.Я.Проппа и М.М.Бахтина (и, может быть, др.).
|
2. Следующим этапом подготовки к практическому занятию является чтение и конспектирование статьи В.Я.Проппа «Несмеяна в свете фольклора». Сначала нужно понять для себя, о каком сказочном сюжете пишет автор, его варианты, какой из вариантов более архаичен и тем самым в большей степени может быть связан с обрядом, из которого рождается сказка. Затем нужно познакомиться с разнообразными примерами проявления ритуального смеха в обряде, которые приводит автор статьи, и попытаться распределить их в стадиально-хронологическом порядке, чтобы узнать, какой же тип ритуала наиболее древний, т.е. с чего именно все началось.
3. На основе воспроизведенных студентами по статье В.Я.Проппа сведений о ритуальном смехе необходимо порассуждать, чем же современное понимание «комического» (конечно, речь идет об эстетической категории, о комическом в литературе, в первую очередь) отличается от понятия «ритуальный смех». Для этого нужно вспомнить не только, что эти понятия означают, но и какие основные функции у обряда и у искусства (литературы).
4. На следующем этапе предстоит освоение и конспектирование введения в монографии М.М.Бахтина «Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса». В отличие от статьи В.Я.Проппа, снабженной многочисленными фактами и примерами из фольклора, этнографии и мифологии разных народов мира, отрывок из работы М.М.Бахтина представляет собой «концентрированный» научно-теоретические построения, которые должны послужить основой всем последующим рассуждениям автора. Работать с таким текстом трудно, в первую очередь, потому, что необходимо максимально абстрагироваться от фактического материала, т.е. сведений и знаний об эпохе, когда наблюдался расцвет карнавальной культуры, и о времени, когда творил Франсуа Рабле, а получит их студент только в следующем семестре. Поэтому в порядке опережающего знания студенту полезно было бы посмотреть в любом справочном издании, кто такой Франсуа Рабле и что такое эпоха Ренессанса (хотя бы в общих чертах).
|
В работе над конспектом необходимо отразить словесные и зрелищные формы карнавальной культуры, способы их конкретного воплощения. Может быть, студенты смогут отыскать некоторые формы карнавальной культуры и в современной обыденной жизни или в искусстве и понять, как они изменились по сравнению с древними формами.
Далее необходимо определить категории «праздничная свобода», «праздничное время» и «праздничное мироощущение», также объяснить признаки «карнавального смеха». Для понимания, что же такое истинный народный праздник (в контексте изученного материала), необходимо сравнить его с так называемым современным государственным праздником. Чтобы закрепить теоретические представления о народной смеховой праздничной культуре, можно предложить студентам поразмышлять над тем, какие примеры этого явления мировой культуры можно было бы привести из известного студентам фактического материала.
Важнейшим выводом из разобранного на практическом занятии отрывка из монографии М.М.Бахтина является возможность студентам и преподавателю порассуждать о том, как благодаря подробному анализу игровой природы карнавала, можно увидеть как обрядовый, ритуальный смех приобретает эстетические черты, становиться категорией искусства, литературы.
|
5. В этой теме представлен обширный дополнительный материал, не каждому студенту он под силу, но есть безусловная необходимость в его хотя бы частичном освоении. Целесообразно подготовить доклады по ряду представленных материалов.
Во-первых, есть необходимость познакомиться с студенческой статьей О.М.Фрейденберг «Въезд в Иерусалим на осле (из евангельской мифологии)», где исследовательница, анализируя все 4 Евангелия(т.е. древний текст, связанный как с фольклором, христианской мифологией, так и с литературной традицией), выделяет языческие, мифологические черты в сюжете о въезде Мессии в Иерусалим и в самом образе Христа, что сближает (в генетическом плане) этот сюжет с мифологическими сюжетами о боге (богине) плодородия, от смеха которой расцветает растительность, происходит воспроизводство всей жизни на земле.
Во-вторых, весьма полезным было бы знакомство хотя бы с одной главой книги Д.С.Лихачева и А.М.Панченко, которая назевается так же, как и вся книга: «Смеховой мир» Древней Руси». Здесь представлен материал, который интересен двояко: с одной стороны, речь идет о явлениях в древнерусской культуре и мировоззрении, которые сопоставимы с западноевропейским карнавалом, о котором шла речь в работе М.М.Бахтина; а с другой стороны, благодаря этой работе можно составить себе представление не только о периоде духовного кризиса в переходную эпоху XVI-XVII вв., но и о специфическом аспекте смеха в русской культуре, мировоззрении и литературе, который и входил и не входил в традиционный для европейской литературы ход ее развития.
В-третьих, целесообразным представляется фрагментарное изучение и представление в качестве тезисного доклада книги А.И.Мазаева «Праздник как социально-художественное явление: Опыт историко-теоретического исследования». Работа эта интересна в том плане, что она в какой-то мере продолжает и развивает теоретические положения М.М.Бахтина о народной смеховой культуре и дает возможность увидеть ее эволюцию и проникновение в мировоззрение людей в определенные эпохи. Кроме того, эта работа поможет создать методологические предпосылки, чтобы разобраться с таким явлением как «массовая культура», с ее природой, причинами, функционированием, способом воздействия и т.д.
В целом же это бесспорно сложное занятие даже в минимальном объеме позволит создать определенные мировоззренческие представления об историзме в развитии общественного сознания и способах его отражения в обряде, игре, искусстве.
ТЕМЫДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ
ПО КУРСУ
«Фольклор»
Темы по фольклористике
1. Научная деятельность Ф.Буслаева, его вклад в изучение фольклора, основные труды по фольклористике.
2. Научная деятельность А.Афанасьева, его вклад в изучение фольклора, основные труды по фольклористике.
3. Научная деятельность О.Миллера, его вклад в изучение фольклора, основные труды по фольклористике.
4. Научная деятельность В.Миллера, его вклад в изучение фольклора, основные труды по фольклористике.
5. Научная деятельность А.Пыпина, его вклад в изучение фольклора, основные труды по фольклористике.
6. Научная деятельность А.Веселовского его вклад в изучение фольклора, основные труды по фольклористике.
7. Научная деятельность Н.Андреева, его вклад в изучение фольклора, основные труды по фольклористике.
8. Научная деятельность А.Майкова, его вклад в изучение фольклора, основные труды по фольклористике.
9. Научная деятельность и собирательская Д.Садовникова, его вклад в изучение фольклора, основные труды по фольклористике.
10. Научная и собирательская деятельность братьев Ю.Соколова и Б.Соколова, их вклад в изучение фольклора, основные труды по фольклористике.
11. Научная деятельность В.Проппа, его вклад в изучение фольклора, основные труды по фольклористике.
12. Научная деятельность Е.Мелетинского. его вклад в изучение фольклора, основные труды по фольклористике.
13. Научная деятельность Б.Путилова, его вклад в изучение фольклора, основные труды по фольклористике.
14. Научная деятельность и собирательская деятельность А.Астаховой, ее вклад в изучение фольклора, основные труды по фольклористике.
15. Научная деятельность Э.Померанцевой, ее вклад в изучение фольклора, основные труды по фольклористике.
16. Собирательская деятельность Е.Барсова.
17. Собирательская деятельность А.Гильфердинга.
18. Собирательская деятельность П.Рыбникова.
19. Собирательская деятельность А.Соболевского.
20. Собирательская деятельность Д.Зеленина.
21. Собирательская деятельность И.Сахарова.
22. Собирательская деятельность И.Снегирёва.
23. Собирательская деятельность В.Даля.
24. Русские сказители.