Https://gtmarket.ru/laboratory/basis/1445/1453 11 глава
Что ж, в этом случае единственным выходом будет расслабиться и насладиться зрелищем.
Индуисты называют это шива-даршаной, или божественным танцем. Вы все ещё пребываете в жизни, или жизнь — в вас, но, поскольку все вещи приобрели аспект бесконечности, особенно «вы», наблюдающие-создающие все эти путаницы и модели, пределов больше не существует. Тогда единственной разумной целью будет постараться построить на следующую неделю более просторный, более интересный, более сексуальный, более оптимистичный и в целом менее скучный туннель реальности, чем все предыдущие. А построив этот более просторный, более интересный, более счастливый мир разума, в следующем месяце постройте ещё больший и лучший.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Если всё, что вы можете узнать, определяется работой программ вашего мозга, то весь воспринимаемый вами мир находится у вас в голове. Постарайтесь придерживаться этой модели по меньшей мере в течение часа. Отметьте, как часто вы возвращаетесь к ощущению мира вне себя.
2. Оцените систему убеждений, или туннель реальности, образованного читателя 1200 лет назад — в 798 году. В какой мере тот туннель до сих пор «реален?» В какой мере наш туннель реальности был неизвестен или невидим в то время?
3. Оцените систему убеждений или туннель реальности образованного читателя через 1200 лет — в 3198 году. В какой мере наш туннель реальности будет «реален?» В какой мере туннель реальности 3197 года неизвестен или невидим для нас?
4. Перечитайте историю встречи Моисея с «Сущим» в библейской книге «Исход». Попробуйте обосновать теорию, согласно которой Моисей разговаривал с собственным контуром метапрограммирования.
|
||
Примечания: | 1. Gedankenexperiment (нем.) — «мысленный эксперимент». — Прим. перев. 2. Роберт Бернс, «Насекомому, которое поэт увидел на шляпе нарядной дамы во время церковной службы». — Прим. перев. | |
РОБЕРТ АНТОН УИЛСОН:
ПСИХОЛОГИЯ ЭВОЛЮЦИИ.
ГЛАВА 15. РАЗЛИЧНЫЕ МОДЕЛИ И РАЗЛИЧНЫЕ ХАОСЫ
Это 1 не есть просто неистовство пятен и клякс и разрозненных записей, объединённых порывами скорости… а только выглядит чертовски похожим. Джеймс Джойс, «Поминки по Финнегану». | ||||||||||||||
Когда происходит сдвиг парадигмы — то есть когда мы начинаем видеть вещи по-другому, — весь мир переделывается заново. Наши «знания» — это то, что содержится в наших мозгах, поэтому то, что вы воспринимаете (ваш индивидуальный туннель реальности), состоит исключительно из мыслей — как в 1819 году заметил сэр Хэмфри Дэйви, ставя на себе эксперименты с окисью азота, и как заметил Будда, сидя в одиночестве, пока его социальные импринты не атрофировались и не отмерли.
Революция Коперника в астрономии, революция Дарвина в биологии, квантовая и релятивистская революции в физике были в своё время не менее шокирующими, чем революция бессмертия сегодня.
Вы можете жить либо в туннеле реальности, импринтированном у вас каким-либо случайным событием окружающего мира, либо выбрать ваш собственный туннель реальности. Вы можете подвергнуться любым изменениям мозга — таким же радикально негативным, как те, что произошли у Патти Херст и Расти Келли, таким же трансцендентально прекрасным, как у Будды и Иисуса, таким же эпистемологически революционным, как у Дарвина и Эйнштейна.
Вы можете присоединиться к тем, кто уже вошёл в Имморталисгский Туннель Реальности, Сайентологический Туннель Реальности или Коммунистический Туннель Реальности.
«Сегодня вокруг нас бродит множество различных реальностей», — однажды заметил Эбби Хофман. Эволюционное ускорение подталкивает нас к моменту, начиная с которого каждый будет нести ответственность за принятую нами реальность.
Пятнадцать миллионов американцев с верой ожидают, что появятся Космические Братья в своих НЛО и установят «мир во всём мире». НЛО — это крайний случай. Вообще-то, всё, что мы видим, находится в наших головах.
Это легко продемонстрировать при помощи хорошо известной оптической схемы, изучаемой в любой школе на уроках физики:
![]()
Любое выражение из первого столбца подходит одному человеку для описания людей или событий, которые другим человеком могут быть описаны при помощи соответствующего выражения из второго столбца. Читателю может казаться, что некоторые из приведённых выше выражений так уничижительны, так полны предрассудков, что употреблять их могут только самые невежественные и фанатичные люди; но это к делу не относится. На что необходимо обратить внимание, так это на лёгкость, с которой мы замечаем погрешности в чужих семантических картах, при этом практически не замечая погрешностей в своих собственных семантических туннелях реальности. Если бы читатель родился в Арканзасе в 1920-х годах, первое выражение в первом столбце могло бы показаться ему естественным, точным и нормальным обозначением первого работника НАСЦН 4, прибывшего для защиты интересов негров. Символизм этих вопросов затрагивает не только область лингвистики. Так, к примеру, анекдотический англичанин, который каждый вечер переодевался к ужину, живя в заброшенной тропической хижине, отнюдь не был дураком. Он сохранял вокруг себя английскую действительность третьего контура, чтобы не быть втянутым в реальность туземцев. Посмотрите, что произошло с Курцем из «Сердца, тьмы» Джозефа Конрада, когда африканский туннель реальности вытеснил его европейский туннель. Человеку хватает нескольких недель в тюрьме, чтобы превратиться в «осуждённого», и, что бы он ни думал о себе прежде, всего нескольких недель в армии, чтобы превратиться в «солдата». Эти замечания продолжают объяснение высказанного нами ранее утверждения, что сознание и его содержимое функционально идентичны. Природа символьного процесса такова, что, если он уже начался, для человека практически невозможно (не имея профессиональных нейрологических знаний) избавиться от созданного им же или навязанного окружающей средой туннеля реальности. Курт Сэксон является автором книги «Джеймс Бонд для бедняка» — учебника, в котором собраны все возможные сведения о практических приёмах, при помощи которых можно убить или искалечить человека, «Выживателя» — четырёхтомного труда на эту же тему, рассказывающего, где достать любые возможные виды оружия, «Гниющего корня» — резкой критики в адрес Алекса Хэйли, предположившего, что рабство было проявлением несправедливости по отношению к черному населению, и нескольких других книг такого же рода. Имя мистера Сэксона не встречается в либеральных журналах, которые определяют популярность автора, но, несмотря на это, он имеет обширный круг читателей среди апокалиптических ультраправых сект. В 1970-х годах мистер Сэксон писал, что к 1982 году Штаты будут почти полностью уничтожены. Он объяснял это тем, что правительство большими налогами лишило бизнес «конкуренции», в то же время субсидировав 30 миллионов «неконкурентоспособных» за счёт программы вэлфэра и ещё 30 миллионов — за счёт социального страхования. Таким образом, эта страна, по словам Сэксона, превратилась в «Диснейленд для придурков». В 1982 году, согласно прогнозу Сэксона, вся американская экономика должна была прийти к краху. «Миллионы налогоплательщиков останутся без работы… Миллионы, сидящие сейчас на валиуме и других транквилизаторах, сойдут с ума, когда не смогут больше их приобретать. Наркоманы будут кишеть вокруг аптек в поисках дозы, уничтожая всё, что им не удастся украсть»… Мы окажемся беззащитными перед нападением русских, потому что «наши политики так увлечены заботой… о неконкурентоспособных иждивенцах, что у нас не останется средств на дальнейшее развитие промышленности с целью поддержания обороноспособности страны. Но, даже если я ошибаюсь, от нашей испорченной профсоюзами, капризной рабочей силы нельзя ждать производительности, с которой наши родители работали на военных предприятиях в конце 1930-х — начале 1940-х годов». Сэксон сообщает нам, что единственный выход — в том, чтобы покупать фермы, заказывать его книги об эффективных способах уничтожения людей и запасаться различными видами оружия для того, чтобы уничтожать «плодящихся слабоумных и паразитов», которые покинут обречённые города и отправятся отнимать ваш урожай. Мистер Сэксон считал это объективным прогнозом, основанным на нерушимых «законах» социологии и экономики, которые он почерпнул из писаний госпожи Айн Ранд. Ему не приходило в голову, что апокалиптический туннель реальности, в котором он живёт, представляет собой художественное произведение, в котором отражается его личное эмоциональное беспокойство и враждебность. Джон Уайт считает, что Земля сдвинется со своей оси не позднее 1999 года. Это будет сопровождаться «значительными человеческими жертвами», и в результате цивилизация будет почти полностью уничтожена. Единственный выход для вас, говорит он, это удалиться на ферму (в духе мистера Сэксона), где вы, вероятно, всё равно будете стёрты с лица земли, но при этом у вас будет преимущество перед горожанами в том, что, когда земная ось начнёт сдвигаться и повсюду начнутся землетрясения, на вас не будут падать небоскрёбы. Мистер Уайт считает это объективным прогнозом, основанным на вечных «законах» кармы, которые он узнал от различных оккультистов и гуру. Он также ни в коем случае не считает апокалиптический туннель реальности, в котором живёт, художественным произведением, отражающим его личное эмоциональное беспокойство и враждебность. Мистер Уайт также считает, что многие НЛО на самом деле являются демонами и что после того, как произойдёт сдвиг земной оси, многие из нас отправятся в «ад», но, к счастью, не навсегда, а только «на неопределённый срок». Если мы смотрим на мир, не имея ни одной идеи, то видим только хаос, бесформенную пустоту, существовавшую до того, как «Бог» (интеллект) начал создавать мир (систему). Как только мы, создав наш собственный мир, становимся «образом и подобием Бога», у нас появляется модель этого хаоса. Эта модель очень удобна — без неё мы не были бы людьми, — но может ввести нас в заблуждение, когда мы забываем, что сами её создали. Ни одна из моделей реальности, рассмотренных в этой главе, какой бы странной она ни казалась некоторым читателям, не является более надуманной, чем официальная модель реальности, известная как консенсусная (а в сущности, среднестатистическая) реальность. И эта модель вовсе не так консенсусна, как это кажется на первый взгляд. Отъедьте на сто миль в любом направлении — и увидите, как консенсус начнёт разрушаться. Отъедьте ещё на тысячу миль в любом направлении — и от этого консенсуса почти ничего не останется… «Люди Земли — это острова, — сказал Клемент Этли, — кричащие друг другу через океаны непонимания». Каждый остров — это отдельный туннель реальности, созданный а) нашей культурой, б) нашей субкультурой и в) мифотворцем, или художником, живущим в каждом из нас и представляющим ту самую несокрушимую индивидуальность, которая делает меня и вас уникальными человеческими созданиями, а не просто воспроизводимыми копиями, как муравьи в муравейнике. Роберт Антон Уилсон является автором «Космического курка», «Кота Шрёдингера», «Секса и наркотиков» и нескольких других книг. Подобно именам мистера Сэксона и мистера Уайта, имя Уилсона не появляется в либеральных журналах, определяющих важность того или иного автора; тем не менее он имеет широкий круг читателей среди любителей научной фантастики, политиков-либертарианцев и ветеранов Революции Сознания. Уилсон верит, что уже в этом десятилетии будут созданы средства, продлевающие жизнь, и химические вещества, повышающие уровень интеллекта, а к 2010 году они будут использоваться повсеместно. Придерживаясь менее радикальных взглядов, чем д-р Силверстайн, Уилсон не предполагает, что бессмертие будет достигнуто раньше середины следующего века, но надеется, что средства, продлевающие жизнь, позволят ему дотянуть до того времени. Уилсон предполагает, что к 2028 году большая часть человечества переселится с Земли в космические города. Он также считает, что более высокие, чем у людей прошлого, уровень интеллекта и продолжительность жизни позволят этим поселенцам постепенно стать Сверхлюдьми в сравнении с историческим средним человеком. Уилсон считает, что достоверность этих прогнозов подтверждается научными вероятностями, но он не думает, что их гарантируют какие-либо жёсткие экономические или кармические законы. Он сознает, что именно он является создавшим этот туннель реальности творцом, что этот туннель был создан его собственным мозгом и выражает его собственные надежды и желания в той же мере, что и математические вероятности. Он сознает, что этот туннель реальности делает его счастливым, творческим, занятым и полным жизни человеком. Уилсон считает, что его туннель реальности ничуть не глупее, а наоборот — гораздо интереснее любого другого туннеля реальности. УПРАЖНЕНИЯ 1. Используя модель четвёртого контура, попытайтесь определить, какие специфические импринты создали туннель реальности мистера Сэксона. 2. Примените этот же анализ к мистеру Уайту и мистеру Уилсону. 3. Примените этот же анализ к Иисусу, Гитлеру, Уолту Уитмену и вашим собственным отцу и матери. 4. Напишите критический анализ этой главы с позиций христианского фундаментализма. | ||||||||||||||
Примечания: | 1. Предположительно — входные данные (программное обеспечение) или мозг (аппаратное обеспечение). Или и то, и другое. 2. Уильям Блейк, «Бракосочетание Рая и Ада». — Прим. перев. 3. Безмолвная медитация на одном объекте в течение многих недель. Её примером может служить история дзэнского монаха-быка. 4. НАСЦН — Национальная ассоциация содействия цветному населению. — Прим. ред. | |||||||||||||
РОБЕРТ АНТОН УИЛСОН:
ПСИХОЛОГИЯ ЭВОЛЮЦИИ.
ГЛАВА 16. ПРИНЦИП SNAFU
Особая природа этой игры… не позволяет (её участникам) остановить её после того, как она началась. Такие ситуации мы будем называть бесконечными играми. Уотцлавик, Бивин, Джексон, «Прагматика человеческого общения». | |||
Социобиология млекопитающих, основанная на функционировании древних нейральных контуров старой части мозга, содержит много факторов, препятствующих эволюции одомашненных приматов к подлинной свободе и объективному разуму.
Главный из этих «реакционных» факторов был описан в моём романе «Иллюминатус!» как Принцип SNAFU 1, или Закон Селине 2. Он гласит, что общение возможно только между равными.
Это было упрощение, оправданное в фантастическом (сатирическом) произведении. Более точная формулировка этого «закона» выглядит так: Адекватное общение свободно протекает между равными. Общение между неравными искажается и затрудняется ритуалами Доминирования и Подчинения второго контура, которые неизбежно приводят к возникновению коммуникационных помех и Бесконечной Игры.
Политическая власть, как однажды сказал один типичный альфа-самец, растёт из ствола винтовки 3. Это верно как в метафорическом, так и в буквальном смысле. «Винтовка» может быть символической и совершенно абстрактной, состоящей из ритуализированных социальных ожиданий («Не спорь с отцом!») или конкретной, состоящей из ненасильственных, но смертельных приёмов, таких, например, как угроза отнять средства к биовыживанию путём лишения источника биовыживательных бумажек в капиталистическом обществе («ещё одно слово, Бумстед, и я вас уволю!»).
Живя по социобиологическим законам второго контура, каждый одомашненный примат немного врёт, льстит или обходит неприятные вопросы, обмениваясь сигналами с теми, кто находится выше него в иерархии.
Каждая авторитарная структура может быть представлена в виде пирамиды с глазом наверху. Это — типичная схема любого правительства, любой корпорации, любой армии, любой бюрократии, любой стаи млекопитающих. На каждой её ступени участники несут бремя незнания по отношению к тем, кто находится выше их. Под этим понимается, что они должны очень, очень внимательно следить за тем, чтобы их природная сенсорная активность как сознательных организмов — работа зрения, слуха, обоняния, интерпретация воспринимаемого — находилась в согласии с туннелем реальности тех, кто находится выше их. Это совершенно согласуется с интересами выживания; от этого зависит статус в стае (и «надёжное место»). Гораздо менее важно — роскошь, которую можно легко отбросить, — чтобы эти восприятия находились в согласии с объективными фактами.
Так, например, в ФБР при Дж. Эдгаре Гувере каждый агент должен был развить в себе способность везде видеть коммунистов-безбожников. Любой агент, чьё восприятие показывало, что на самом деле в этой стране очень мало коммунистов-безбожников, в то время испытал бы когнитивный диссонанс — его или её туннель реальности расходился бы с «официальным» туннелем реальности пирамиды. Даже говорить о подобных восприятиях означало вызвать подозрения в эксцентричности, интеллектуальной заносчивости или даже в принадлежности к тем самым коммунистам-безбожникам.
Примерно то же ожидало бы средневекового инквизитора-доминиканца, если бы он не обладал в должной мере способностью везде «видеть» ведьм. В подобных авторитарных ситуациях важно видеть то, что видят Авторитеты (альфа-самцы). При этом неудобно и, может быть, даже опасно, видеть веши объективно.
Но для тех, кто находится наверху, в глазу пирамиды, это приводит к одинаковому по величине и противоположному по знаку бремени всезнания. Всё, что запрещено находящимся на дне (сознательные восприятие и оценка), требуется от правящей элиты, доминирующего класса. Они должны стараться видеть, слышать, обонять и так далее, а также думать и оценивать за всю пирамиду.
Но человеку с ружьем (карающим властям) мишень говорит только то, что, по мнению мишени, не заставит его нажать курок (уволить мишень с работы, отдать её под трибунал). Элита, обременённая всезнанием, получает от своих подчинённых, обременённых незнанием, только такую обратную связь, которая согласуется с её предвзятыми мнениями и туннелями реальности. Это бремя всезнания со временем становится другим, более сложным, бременем незнания. Никто больше ничего не знает в действительности, а если кто-то и знает, то тщательно скрывает этот факт. Бремя незнания становится вездесущим. Всё большая и большая часть сенсорного опыта становится невыразимой.
Как замечает Пол Уотцлавик, объективно-подавляемое (невыразимое) быстро становится субъективно- подавляемым (немыслимым). Никому не нравится постоянно чувствовать себя одновременно трусом и лжецом. Легче прекратить замечать различия между официальным туннелем реальности и экзистенциальным фактом. Так ускоряется SNAFU и возникает бюрократическое окоченение — последний этап перед тем, как вся мозговая активность прекратится и пирамида придёт к клинической смерти как интеллектуальная единица.
Мы предполагаем, что «национальная безопасность» представляет собой ещё один семантический призрак, эмпедоклов узел; что стремление к национальной безопасности — главная причина появления национальной опасности и мощного антиинтеллигентского механизма.
Как пишет Лири:
Секретность — первородный грех. Фиговый листок в Саду Эдема. Главное преступление против любви… Назначение жизни — в том, чтобы принимать, синтезировать и передавать энергию. Коммуникационное слияние — цель жизни. Об этом вам скажет любая звезда. Общение — это любовь. Секретность, задержка сигнала, припрятывание, сокрытие, закрывание света мотивированы стыдом и страхом.
Как очень часто случается, правые лишь наполовину правы из-за ложных доводов. Их слова превосходны: если за вами не водится грехов, вам нечего бояться подслушивания. Это точно. Но логика — палка о двух концах. Тогда должны быть открыты для всех дела ФБР, досье ЦРУ и разговоры в Белом Доме. Пусть всё будет открытым. Пусть правительство станет полностью прозрачным. Полиция и правительство — это первые, самые первые, кто должен перестать скрывать свои действия.
Поиск по сайту©2015-2025 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |