Родильный обряд и его поэзия.




1. Славянские народные воззрения на новорожденного ребенка;

2. Песни, заговоры, приговоры на ребенка.

3. Ребенок в календарно-обрядовых праздниках славян.

 

  1. Свадебный обряд и его поэзия.

1.Основные этапы свадебного обряда (сватовство, смотрины, рукобитие, девишник, мальчишник, день свадьбы, отводины).

2.Хозяйственно- бытовые и магические элементы старинного свадебного обряда.

4. Жанры свадебного фольклора, их органическая связь с обрядовыми ситуациями.

5. Свадебные песни, их художественное своеобразие.

8.Письменный анализ одной из свадебных песен по плану:

а) связь произведения с обрядовой ситуацией,

б) как и кем исполнялась,

в) символика и ее значение,

г) композиционные формы и изобразительно-выразительные средства.

 

111. Похоронный обряд.

1. Представление древних славян о смерти и традиции похоронного обряда.

2. Темы и мотивы похоронных причитаний.

3. Построение причитаний. Общие места в них и импровизация, особенности языка и употребление изобразительно-выразительных средств.

Литература:

3.Н.И.Кравцов Славянский фольклор. М., 1976 (стр. 63 -92)

1. Аникин В. П. Русский фольклор: Учеб.пособие для филол. спец. вузов. М., 1987. С. 183 - 240.

2.. Круглов Ю. Г. Русские обрядовые песни: Учеб. пособие. 2-е изд. М., 1989 (можно использовать 1-е изд. 1982 г.).

3. Круглов Ю.Г.Русский обрядовый фольклор. Изд. 2-е. М., 2000 (можно использовать 1 -е изд. 1999 г.).

4. Карпухин, Иван Егорович. Русское устное народное творчество: учебно-методическое пособие / И. Е. Карпухин. - М.: Высшая школа, 2005. - 280 с.

5. Русские свадебные песни Сибири. - Новосибирск: Наука, 1979. - 334 с.

6. Русский народ: Полная иллюстрированная энциклопедия / ред. О.В.Татаринова. - М.: Эксмо. Праздники, обряды и обычаи / сост. М. Забылин. - М.: Эксмо, 2005. - 256 с.:

План практического занятия № 4

Русские народные сказки. Несказочная проза

 

1. Определение жанра сказки.

2. Классификация сказок.

3. Сказки о животных:

а) основные образы сказок о животных (аллегория и тотемизм);

б) сюжеты сказок о животных;

в) композиция, стиль, язык;

г) моральная проблематика сказок о животных;

д) анализ одной из сказок о животных
(доказать принадлежность сказки к данному типу сказок и учесть при анализе обозначенные выше проблемы).

4. Волшебные сказки:

а) сюжетный состав волшебных сказок;

б) классификация и характеристика образов волшебной сказки;

в) художественное время и художественное пространство в волшебной сказке;

г) поэтика волшебной сказки;

д) анализ одной из волшебных сказок.(«Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»).

5. Бытовые сказки:

а) сюжеты и образы бытовых сказок;

б) поэтика бытовой сказки;

в) анализ сказок «Горе», «Барин и плотник», «Шемякин суд».

6. Жанровый состав несказочной прозы.

7. Сходство и различие поэтики, содержания и формы сказок и несказочной прозы.

8. Характеристика мифологических образов несказочной прозы (леший, домовой, водяной, …)

 

Литература:

1. Аникин В.П. Русская народная сказка. М. 1977.

2. Мелетинский Е.М. Низкий герой волшебной сказки (конспект). – Хрестоматия.

3. Никифоров А.И. Сказка, ее бытование и носители (конспект). – Хрестоматия.

4. Померанцева Э.В. Русская народная сказка. М. 1963.

5. Прозаические жанры русского фольклора. Уч. пособие. М., 1977.

6. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л. 1986.

 

 

План практического занятия № 5

 

Героический эпос русского народа

I. Определение жанра былин.

II. Вопрос происхождения и формирования жанры былины в исследовательской литературе.

III. Классификация былин.

IV. Основные типы героев былинного эпоса.

1. Киевский цикл.

а) Святогор - образ великана в былинах.

б) Илья Муромец - главный герой былинного эпоса. Его чудесное исцеление, победа над Соловьем-разбойником.

в) Князь-оборотень Вольх Всеславьевич и землепашец Микула Селянинович.

г) Змееборец Добрыня.

д) Михайло Потык (единственнй герой былин, оказавшийся царстве подземном).

е) Алеша Попович.

ж) Соловей Будимирович.

V. Новгородские былины.

а) Садко

б) Василий Буслаев.

VI. Трагедийность в былевом эпосе

а) Дунай-богатырь и женитьба князя Владимира.

б) Илья Муромец и Сокольник (сюжет боя отца с собственным сыном).

в) Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром.

г) Камское побоище. Богоборчество и гибель богатырей.

Литература:

1. Авенариус В. П. Книга былин. Свод избранных образцов русской народной эпической поэзии. Книга о киевских богатырях, доп. былинами новгородскими, московскими, казацкими, петровскими и безымянными. Изд. 2-е. СПб., 1880.

2. Аксенов А. Народная поэзия. Былины. Песни. Духовные стихи. Изд. 2-е. СПб., 1898.

3. Кривополенова М. Д. Былины, скоморошины, сказки. Ред. А. А. Морозова. Архангельск, 1950.

4. Леви-Брюль Л. Сверхъестественое в первобытном мышлении. - М.: 1994. - 608 с.

5. Пропп В.Я. Русский героический эпос. М., 1958.

6. Путилов Б. Н. Русский и южнославянский героический эпос. - М.: Наука, 1971. - 315 с.

 

План практического занятия № 6

Исторические песни

 

1. Определение жанра исторических песен (сходство и различие исторических песен и былин).

2. Классификация исторических песен.

3. Характеристика основных циклов исторических песен.

а) ранние исторические песни

· реальность и фантастика в песне об Авдотье Рязаночке;

· действительность и художественный вымысел в песне «Щелкан Дюдентьевич»;

· мифологическое содержание, сказочная и былинная поэтика в исторических песнях этого периода;

б) цикл песен об Иване Грозном

· исторические факты и их художественное воплощение в песнях об Иване Грозном;

· образ Ивана Грозного в песнях «Грозный царь Иван Васильевич» и «Взятие Казани»;

· искусство психологического изображения;

в) песни о Степане Разине и Емельяне Пугачеве

· основные темы и сюжеты песенных циклов о Разине и Пугачеве;

· сходство и различие изображения крестьянских предводителей;

· эпические и лирические черты песен этих циклов;

г) песни о Петре I, об Аракчееве, декабристах и др.

4. Судьба и значение жанра исторической песни.

 

Песенный фольклор

 

1. Основные черты необрядовой лирики, ее отличия от эпических и обрядовых песен.

2. Проблема происхождения народных лирических песен.

3. Тематические группы традиционной необрядовой лирики.

4. Особенности тем, образов и поэтики любовных и семейных песен.

5. Темы, образы и сюжеты песен о крестьянских промыслах.

6. Городские песни. Разнородность содержания, неустойчивость стиля.

7. Сюжеты и художественные средства шуточных песен.

8. Песни литературного происхождения.
Творческая переработка народом стихотворений поэтов.

9. Определение частушек как своеобразного жанра народной лирической песни.

10.Основные персонажи частушек, композиция и стиль.

11.Тематические группы частушек.

12.Чтение наизусть (исполнение) лирических песен.

Вопросы для практической работы

а) Приведите примеры отражения в лирических песнях следующих мотивов:

- измена;

- разлука;

- тоска.

б) Назовите лирические песни, использующие параллелизмы

- содержательный;

- одночленный;

- двучленный;

- многочленный;

- отрицательный.

в) Определите какой композиционный прием используется в названных Вами лирических песнях.

 

Литература:

1. Алексеева О.Б. Устная поэзия русских рабочих. Дореволюционный период. Л. 1971.

2. Банин А.А. Трудовые артельные песни и припевки. М., 1971.

3. Новикова А.М. Стихотворения М.Ю. Лермонтова в устном народном поэтическом творчестве. Ученые записки МОПИ. Вып. 12. М. 1968.

4. Новикова А.М. Стихотворения Н.А. Некрасова в устном народном творчестве. Сб. Трудов МОПИ. М. 1973.

 

 

План практического занятия № 7

Малые жанры русского фольклора

Детский фольклор

 

1. Пословицы и поговорки как жанр УНТ.

2. Сходство и различие пословиц и поговорок.

3. Философия, этика, эстетика, труд и быт в пословицах и поговорках:

а) социальные проблемы в пословицах и поговорках;

б) проблемы морали;

в) пословицы и поговорки о труде;

г) народный быт в пословицах и поговорках.

4. Определение жанра загадок.

5. Художественный стиль загадок.

6. Классификации загадок.

7. Определение детского фольклора, его жанровый состав.

8. Художественные образы, поэтический стиль колыбельных песен.

9. Игровой фольклор:

а) фольклорная проза

б) фольклорная поэзия.

 

Литература:

1. Учебники по Устному народному творчеству.

2. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1977.

3. Даль В. И. Пословицы русского народа. Т. 1-2. М., 1984.

4. Литвин Э.С. Русское народное поэтическое творчество для детей. Л., 1972.

5. Митрофанова В.В. Русские народные загадки.

 

 

План практического занятия № 8.

Народный театр
(Инсценированние фольклорных "театральных" сюжетов).

1. Определение народного театра.

2. Народный театр с живыми исполнителями.

а) сюжеты и образы игр и сценок ряженых;

б) игры и игрища в обрядовой традиции русского народа;

в) медвежьи потехи как форма "драматической" игры.

3. Сюжеты вертепных представлений.

4. Художественный стиль раешных представлений.

5. Театр Петрушки:

а) история театра Петрушки.

б) основные сюжеты и образы.

6. Специфика сатирической драмы. (Анализ пьесы «Мнимый барин»).

7. Героико-романтические драмы. Влияние на героико-романтическую драму исторической песни.
(Анализ пьес «Лодка», «Ермак», «Царь Максимилиан»).

8. Судьбы народной драмы.

 

Литература:

1. Народный театр. Библиотека русского фольклора. М. 1991.

2. Савушкина Н.И. Русский народный театр. М. 1976.

3. Гусев В.Е. От обряда к народному театру: Эволюция святочных игр в покойника // Фольклор и этнография. Л. 1974.

4. Гусев В.Е. Истоки народного театра. Л. 1977.

5. Савушкина Н.И. Русская устная народная драма. Вып. 1. Классификация и сюжетный состав. М. 1978.

 

 

План практического занятия № 9

Традиционный ритуал и его судьбы в современном обществе.

  1. Праздник и игра – центральные категории традиционного и современного ритуала.
  2. Современные семейные обряды. Современная свадьба: структура и организация, Фольклорные тексты в составе свадебного обряда.
  3. Современные календарные праздники: разрушение, реконструкция, возрождение традиции. Типология современных календарных праздников: общенародные, локальные, профессиональные, индивидуальные праздники.
  4. Традиционный фольклор и массовая культура. Фольклор в кинематографии и на телевидении. Жанры литературы направления «фэнтези» и ролевые игры: их роль в преобразовании фольклорного наследия. Традиционный фольклор в Интернете и сетевой фольклор.

 

Литература:

 

  1. Мелетинский Е.М. Миф и двадцатый век // Избранные статьи. Воспоминания. М., 1998.

 

  1. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

 

  1. Неклюдов С.Ю. Устные традиции современного города: Смена научной парадигмы // Исследования по славянскому фольклору и народной культуре Вып. 2. Беркли, 1997. С. 77-89.

 

  1. Неклюдов С.Ю..Фольклор: типологический и коммуникативный аспекты: https://www.ruthenia.ru/folklore/neckludov 15.htm

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: