Фольклор является частью русской культуры, поэтому изучение произведений фольклора для будущих учителей – словесников необходимо, так как позволит им в дальнейшем использовать знания в учебном и воспитательном процессе.
Данная модульная программа решает задачи организации деятельности студента по изучению устного народного творчества, самостоятельной работы по предмету, способствует формированию целостного представления о содержании курса, круге изучаемых проблем, концепции и структуре курса, о формах и видах деятельности студента.
Ведущими формами занятий являются лекции и практические занятия, цель которых – формирование целостной системы представлений о своеобразии фольклора как особого вида словесного искусства, о жанрах фольклора, о национальной специфике фольклора и его месте в менталитете русского человека.
Разделы курс «Фольклор» связаны с разделами других курсов по следующим темам: «Христианизация славянской мифологии», «Календарь древних славян» - «История Отечества»; «Народная культура в контексте других типов культурной деятельности», «Духовная культура русского народа в дописьменный период», «Мифологическая модель мира славян» - «Культурология»; «Жанровый состав, своеобразие поэтики фольклора» - «Введение в литературоведение»; «Прозаические жанры фольклора» - «Древнерусская литература».
Формы работы и оценки студентов являются: тестирование, конспектирование исследовательских работ по фольклористике, проверочная письменная работа (терминология), выразительное рассказывание текстов фольклора наизусть, письменный анализ текста фольклорного произведения, самостоятельный анализ фольклорных текстов по предложенным схемам.
План практического занятия № 1
Фольклористика как научная дисциплина. Жанры фольклора.
I. Фольклористика как научная дисциплина.
- Охарактеризуйте предмет, содержание, задачи фольклористики.
- Что представляют собой устные, письменные и археологические; фольклорные и этнографические реконструкции воззрения человека на окружающий мир?
- В чем выражалось мифологическое представления человека о природе?
- Определите понятия ритуал, обряд, церемониал, культ, праздник, этикет, обычай, повседневность.
II. Специфика фольклора как явления духовной культуры.
- В чем состоит историческое развитие фольклора?
- Жанровый состав фольклора.
- Проанализируйте статью В.Я. Проппа «Принципы классификации фольклорных жанров».
- Поэтика фольклора: специфика композиции, способы изображения действующих лиц, изобразительно – выразительные средства.
Литература:
а) основная литература
1. Аникин, Владимир Прокопьевич. Русское устное народное творчество: Учебник для вузов / В. П. Аникин. - 2-е изд., испр. и доп. - М., Высшая школа, 2006. - 735 с.
б) дополнительная литература
1. Аникин, В.П. Теория фольклора: Курс лекций / В. П. Аникин. - 2-е изд., доп. - М.: КДУ, 2004. - 432 с.
2. Белякова Г.С. Славянская мифология. М., 1995.
3. Воеводина Л.Н. Мифология и культура. М., 2002.
4. Толстой Н.И. Славянская мифология // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.
5. Н.И.Кравцов Славянский фольклор. М., 1976
План практического занятия № 2
Русская календарная обрядовая система
1. Мифологические представления древних славян. Система мира в представлении древних славян, главные боги славянского пантеона;
2. Народный календарь.
а) Аграрный и скотоводческий характер народного календаря.
б) Соотношение церковного и народного календарей и механизмы их взаимодействия.
3. Мифологическая семантика определенного календарного периода: лето и зима; дни солнцеворотов и равноденствий.
4. Праздники, связанные с днями солнцеворотов и солнцестояний.
а) основные циклы календарных народных праздников;
б) календарная поэзия (жанры, символика образов, поэтический стиль)
5. Чтение наизусть произведений календарной обрядовой поэзии.
Литература:
1. Аникин В.П. Календарная и свадебная поэзия. М.,1970.
2. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991.
3. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991.
4. Зеленин Д.К. Тотемический культ деревьев у русских и белорусов // Зеленин Д.К. Избранные статьи по духовной культуре. 1917-1934. М., 1999. С. 140-180.
5. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. М., 1982.
6. Носова Г.А. Язычество в православии. М., 1975.
7. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. М., 1991 (Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 4).
8. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. / Научн. ред. В.Я. Петрухин. М., 1995.
9. Юдин А.В. Русская народная духовная культура. М., 1999. С. 86
План практического занятия № 3
Тема: Семейная обрядовая поэзия.