Номер 11. Аристотель: этика и политика




 

Великий ученик Платона - Аристотель (384-322 гг. до н.э.) развил и видоизменил его учение. Известное всем изречение "Платон мне друг, но истина дороже", как гласит предание, принадлежит Аристотелю. Аристотель открыл в Афинах философскую школу - Ликей (школа находилась рядом с храмом Аполлона Ликейского).

Наследие Аристотеля велико. Помимо общих философских вопросов он разрабатывает логику, обращается к вопросам психологии, зоологии, космологии, педагогики, этики и эстетики, физики, политической экономии, риторики

 

 

С учением о душе связана этика Аристотеля ("Никомахова этика").

 

* Главный вопрос философов этого времени (3 век до нашей эры-3век нашей эры) - этика. Она становится доминирующей причиной так как главный вопрос в этике- это учение о нравственности, как правильно себя вести в обществе

 

Главная цель человека - стремление к благу. Высшее благо - это счастье, блаженство. Поскольку человек наделен разумной душой, его благо - совершенное выполнение разумной деятельности. Условие достижения блага - обладание добродетелями. Добродетель - это достижение совершенства в каждом виде деятельности, это искусность, способность самому найти единственно верное решение. Некоторые аналогии удивляют современного человека: Аристотель говорит о хорошем зрении, например, как о "добродетели глаза". Он утверждает, что добродетель всегда выбирает между избытком и недостатком, стремится к середине. Так, щедрость находится посередине между скупостью и расточительностью. "Среднее" в данном случае означает самое совершенное. За таким "техническим" пониманием добродетели, далеким от современного понимания добра, скрывается глубокая мысль. То, что природа "находит" естественным путем, человек должен искать сознательно, он должен постоянно контролировать свое поведение, искать свою, человеческую меру во всем, помнить, что он не животное, но и не Бог. "Середина" - это и есть собственно человеческое. Человек, говорит Аристотель, родитель не только своих детей, но и своих поступков. И порок, и воздержание зависят от нас. Аристотель выделил этические добродетели (добродетели характера) и дианоэтические (интеллектуальные: мудрость, разумность, благоразумие). Этические добродетели связаны с привычками, дианоэтические требуют специального развития.

 

*В) Антропология. Душа состоит из трех частей. Душой обладает весь одушевленный мир. Первая часть, растительная, вегетативная, отвечает за телесные функции: питание, рост и размножение. Вторая часть, животная, функция самодвижение. Третья разумная часть души.

Растительная часть смертна. Животная тоже. Разумная часть делится на две: потенциальная и актуальная. Мы рождаемся со способностью познавать. Как только умирает тело, умирает потенциальная часть разумной души, но актуальная часть – знания, остается.

 

Благо человека совпадает с общественным благом ("Политика").

 

* Г) Этика. Никомахова этика, Большая этика, Эвдемова этика (эудема - счастье). Гедонизм – стремление к удовольствию, эскетика Платона – искусство умирать, эудемоизм – стремление к счастью.

Существуют три вида благ:

1) внешние блага – из отношения человека к обществу (положение, карьера, друзья)

2) телесные блага (здоровье, красота)

3) душевные – добродетель

Аристотель выделяет два вида добродетели: дианометические (для ума) – мудрость, рассудительность и благоразумие; и этические – нравственные

Добродетель по Аристотелю – это золотая середина между двумя крайностями порока.

 

Государство - это вид общения между людьми. Нельзя сводить роль государства только к организации хозяйственного обмена. Государство возникает как общение ради благой жизни. Человек не может существовать вне государства, он существо политическое, общественное. Однако, в отличие от Платона, Аристотель не столь пренебрежительно относится к частной собственности. Человеку свойственна любовь к себе. Чтобы это чувство не переродилось в эгоизм, необходимо любить в себе разумное начало. Такие "себялюбцы", любя великое и прекрасное для себя, способны жертвовать жизнью ради отечества.

 

В состав государства входят земледельцы, ремесленники, торговцы, наемные рабочие, военные. Прав гражданства, по мнению Аристотеля, не должны иметь не только рабы, но и все низшие классы, кроме воинов и тех, кто входят в законосовещательные органы. Только эти последние группы думают не только о собственной пользе, но и об общественном благе. Они имеют право на досуг - главную социальную ценность.

 

Средний элемент, "средний класс" есть, по Аристотелю, основа для наилучшего общения людей в государстве. Граждане со средним достатком не стремятся к чужому, как бедняки, им не завидуют богатые.

 

Формы государственного правления Аристотель делит на правильные и неправильные:

в правильных власть руководствуется общественной пользой, в неправильных - личной выгодой.

Среди правильных форм Аристотель выделяет монархию, аристократию и политию. Монархия (царская власть) - власть одного, первая и самая "божественная".

Аристократия - это правление немногих "лучших".

Полития - правление большинства или тех, кто представляет интересы большинства и владеет оружием. Средний класс - основа политии. Эти правильные формы правления могут вырождаться в неправильные. Монархия вырождается в тиранию. Тиран не заботится о благе подданных, он враг добродетели, лишающий людей энергии, желания отстаивать общее благо. Аристократию может сменить олигархия - господство богатых. Полития может выродиться в демократию - господство большинства, состоящего из бедняков. Ите и другие используют государство в своих своекорыстных интересах.

 

* Д) Политика.

 

Положительные формы правления: Отрицательные формы правления:

Один правитель Монархия

Тирания

(самая худшая)

Меньшинство Аристократия

- власть благородных Олигархия

Большинство Полития

(власть среднего класса) Демократия

(лучшая из худших)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: