Договор лизинга появился в США в середине XIX века, а в других странах Запада нашёл широкое распространение в середине XX века. Лизинг как юридический институт был призван регулировать новые формы инвестирования денежных средств в экономику, связанных с использованием такого способа, как приобретение финансовыми организациями по просьбе промышленных фирм машин и оборудования с последующей передачей их этим фирмам в аренду.
Так, например, М.И. Кулагин, характеризуя изменения, происшедшие за последние десятилетия (к началу 80-х г. г. XX века) в системе договоров в странах Запада, отмечает, что "с середины нашего столетия большое распространение получили договоры лизинга, особенно машин и оборудования. В силу договора лизинга одна сторона (лизинговая компания) передаёт другой стороне (пользователю) определённый предмет (машину, транспортное средство, завод и т.п.), а пользователь обязуется вносить за него периодическую плату и по окончании договора вправе приобрести названный предмет на льготных условиях, с зачётом этих платежей"[1].
Аналогичных позиций придерживается Ю.И. Свядосц, который пишет, что "отношения по использованию машинно-технических изделий в национальном и международном хозяйственном обороте всё шире основываются на специфической договорной форме имущественного найма, получившей наименование договора о лизинге (contract of leasing). Возникнув первоначально в США ещё в середине прошлого века, с конца 50-х годов этот договор получил широкое применение в деловой практике фирм Западной Европы и Японии, а в настоящее время используется практически во всех странах. Лизинг нашёл признание в судебной практике многих стран, не имеющих специального законодательного регулирования (США, ФРГ, Япония и др.), но в некоторых странах созданы специальные нормативные акты по лизинговым отношениям (Франция - Закон от 2 июля 1966 г.; Англия - Закон об аренде-продаже 1965 г)"[2].
|
Проведенное исследование приводит к выводу о том, что процесс становления и совершенствования лизинговых отношений в предпринимательской деятельности имеет существенные различия по странам. Обусловлено это, прежде всего, особенностями их экономического развития, различиями законодательного регулирования лизинга, спецификой договорно-правовых связей между сторонами, а также традициями и принадлежностью таких стран к различным правовым системам. В этой связи представляется необходимым детальное рассмотрение историко-правовых аспектов лизинговых отношений в предпринимательской деятельности в России.
Сразу отметим, что основная особенность развития отечественного лизинга состоит в том, что в России (а точнее в СССР) первоначально возник международный лизинг, а затем уже - внутренний лизинг, что было вызвано рядом экономических и правовых причин, о которых будет сказано ниже.
Итак, условно, развитие лизинговых отношений в нашей стране можно разбить на пять этапов.
Первый этап - 1970-е - 80-е гг. - характеризуется тем, что, во-первых, лизинговые операции были крайне редки, если не единичны; во-вторых, это были, прежде всего, операции международного лизинга; в-третьих, они не имели действительной значимости и актуальности в условиях административно-распорядительной системы[3].
|
Среди предметов лизинга, ввозимых в Россию, были в основном морские суда, автомашины, дорожно-строительная техника, а также некоторое другое оборудование. Среди экспортируемой на основе лизинга продукции, объем которой был значительно меньше, были подвижной состав, сельхозтехника и некоторое другое оборудование[4].
При заключении договора лизинга между советскими внешнеторговыми объединениями и иностранными фирмами возникал вопрос о применимом праве. В ряде случаев в силу норм или соглашения сторон отношения, возникающие из договора, подпадали под действие советского материального права. В СССР не было специального законодательства, регулирующего лизинговые правоотношения, поэтому на основании ст.12 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик от 8 декабря 1961 г. [5], применялся закон, регулирующий сходные правоотношения (аналогия закона). Таким законом выступали общие положения главы 27 Гражданского кодекса РСФСР от 11 июня 1964 г. [6], именуемой "Имущественный наем".
Характеризуя данный этап, подчеркнём, что 28 мая 1988 г. на дипломатической конференции в Оттаве была принята Конвенция УНИДРУА "О международном финансовом лизинге"[7]. Особое значение здесь приобретает тот факт, что данный акт был принят при участии СССР. И хотя Конвенция и не была тогда ратифицирована СССР, необходимо отметить безусловное влияние указанного документа на развитие международного лизинга не только в зарубежных странах, но и в нашем государстве, поскольку в то время уже имелась определенная практика осуществления операций международного лизинга. Кроме того, принятие Конвенции оказало существенное влияние на дальнейшее развитие российского законодательства о лизинге, так как её положения активно использовались в законодательном процессе. Обусловлено это, в первую очередь, тем, что Конвенция представляет интерес не только как акт международного частного права, позволяющий определить право применимое к отношениям по международному финансовому лизингу, но и содержит четкие положения, касающиеся самого понятия лизинговой сделки, её характерных признаков, прав и обязанностей сторон, а также положения об ответственности. Данное обстоятельство наиболее ценно, поскольку сама Конвенция - результат согласования различных подходов, имеющихся в законодательствах разных государств.
|
Второй этап, начавшийся в 1989 г., связан, прежде всего, с переходом к рыночным отношениям, который внес существенные коррективы в развитие отечественного лизинга. Примечательно, что, с одной стороны, переход к рынку сопровождался кризисом производства и капиталовложений, что не могло не препятствовать развитию лизинга. С другой стороны, по мере дальнейшего формирования рыночных отношений в нашей стране спад производства и капиталовложений сменился его ростом, что, безусловно, способствовало развитию лизинговых отношений.
Необходимо также отметить, что на данном этапе развития организации получили право самостоятельного выхода на внешний рынок, и у многих из них появился собственный источник валютных поступлений. В ряде случаев допускалось заключение сделок относительно ввоза зарубежного оборудования на основе лизинга с оплатой обязательств поставкой продукции, произведенной на этом оборудовании.
Важную роль в становлении лизинговых отношений на данном этапе сыграли зарождавшиеся в конце 80-х - начале 90-х гг. коммерческие банки, которые не остались в стороне от применения новой формы финансирования. Тем не менее, их бурное развитие существенно сдерживалось не только ограниченностью финансовых ресурсов коммерческих банков, но и, главным образом, отсутствием законодательной базы[8]. Лизинговые отношения по-прежнему регулировались по аналогии с арендой. Основным источником правового регулирования на данном этапе явились Основы законодательства Союза ССР и республик об аренде от 23 ноября 1989 г[9].
Однако с принятием в начале 90-х годов нового банковского законодательства ситуация изменилась. С одной стороны, принятые акты, предусматривавшие лизинговые операции, способствовали развитию банковского лизинга. С другой стороны, поскольку лизинг по своей правовой природе затрагивал не только арендные отношения, но и отношения купли-продажи, коммерческие банки с достаточной осторожностью стали относиться к проведению лизинговых операций, а затем большинство из них и вовсе отказались от применения таковых. Некоторые банки пошли по пути создания специализированных лизинговых компаний[10].
Третий этап, начавшийся в 1994 г., связан с принятием части первой Гражданского кодекса Российской Федерации[11], а также специального законодательства, регулирующего лизинговые операции.
Такая высокая динамика была обусловлена интенсивным развитием правового обеспечения лизинга. Начиная с 1994 г., был принят ряд законодательных актов, посвященных регулированию лизинговых отношений. Правовой фундамент лизинга был заложен в Указе Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1929 "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности", который определил приоритеты развития лизинга в России. Во исполнение Указа Правительством РФ 29 июня 1995 г. было принято Постановление № 633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности". Данным Постановлением было утверждено Временное положение о лизинге, которое явилось основополагающим методологическим документом при характеристике лизинговых взаимоотношений на этом этапе. Таким образом, указанные документы определи правовую основу лизинговых отношений, права и обязанности сторон и требования к отражению лизинговых операций в бухгалтерском учете.
Сразу отметим, что, например, легитимность Положения о лицензировании лизинговой деятельности вызывала сомнения, поскольку названное Положение было принято вопреки ст.49 ГК РФ, допускающей определение лицензируемых видов деятельности только федеральным законом. Впоследствии Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"[12] включил лизинг в перечень лицензируемых видов деятельности. Во исполнение его было принято Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2001 г. "Об утверждении Положения о лицензировании финансовой аренды (лизинга) в Российской Федерации"[13]. Подчеркнем, что Федеральный закон РФ от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"[14] не относит лизинг к лицензируемым видам деятельности.
Отличительной особенностью рассматриваемых правовых актов являлось то, что помимо гражданско-правовых аспектов в них предусматривались налоговые льготы для участников лизинговой сделки. Такие льготы предоставлялись, в частности, в виде возможности применения механизма ускоренной амортизации и отнесения процентов по лизингу в счёт издержек производства и обращения, а также возможность отражения лизинговых операций на балансе предприятия, что соответствовало международной практике бухгалтерского учета.
Вместе с тем в неравных условиях оставался международный лизинг, при котором налогооблагаемая база для расчета налога на прибыль и НДС отличались в большую сторону, если ввоз оборудования производился нерезидентом Российской Федерации.
Четвертый этап, начавшийся в 1997 г., связан со вступлением в силу части второй Гражданского кодекса Российской Федерации[15], объединившей в § 6 главы 34 нормы о договоре финансовой аренды (лизинге), а также с принятием Федерального закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ "О лизинге" (далее - Закон о лизинге) [16].
Существенный вклад в укрепление и развитие лизинговых отношений в нашей стране на данном этапе внесла ратификация 8 февраля 1998 г. Российской Федерацией Конвенции УНИДРУА "О международном финансовом лизинге"[17].
Характеризуя уровень законодательного регулирования, следует отметить, что Закон о лизинге был слабо проработан, как с правовой, так и с экономической точки зрения. Большинство положений рассматриваемого закона не соответствовали положениям Оттавской конвенции, а также положениям Гражданского кодекса о финансовой аренде. Более того, указанный нормативный акт отличался крайне низким уровнем законодательной техники. Все это обусловило потребность во внесении в него существенных изменений и дополнений[18]. Пятый этап развития, продолжающийся и в настоящее время, начался в январе 2002 г. и связан с внесением изменений в законодательное регулирование лизинга, а также с принятием ряда новых нормативно-правовых актов, реализация которых позволит обеспечить наиболее эффективное развитие лизинговых отношений в предпринимательской деятельности.
Итак, одним из самых значимых событий этого периода в сфере правового регулирования лизинга стало принятие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лизинге" № 10-ФЗ от 29 января 2002 г. который устранил существенные противоречия, имевшие место в старой редакции (более 70 поправок) [19].
Анализ изменений, внесенных в закон, приводит к выводу о том, что в настоящее время законодатель не акцентирует особое внимание на инвестиционных аспектах лизинговых отношений, что наблюдалось ранее, а в качестве содержания лизинга указывает совокупность экономических и правовых отношений. К наиболее существенным изменениям можно отнести сокращение главы третьей Закона, регулирующей экономическое содержание лизинга. Из данной главы исключен ряд статей, которые определяли экономическую сущность лизинга, лизинговые вознаграждения, доходы, прибыль и порядок переоценки предмета лизинга[20].
Историческая ретроспектива монографических работ, а также отечественного законодательства приводит к выводу о том, что в России лизинг появился во второй трети XX века, однако широкое распространение получил лишь с началом проведения экономических преобразований, вызванных переходом к рыночным отношениям. Становление лизинга в предпринимательской деятельности напрямую связано с развитием его гражданско-правового регулирования и, прежде всего, с принятием части второй ГК РФ, объединившей в § 6 главы 34 нормы о договоре финансовой аренды (лизинга) и допустившей возможность в силу объективно сложившихся общественных потребностей его регламентации в качестве отдельной разновидности аренды. Представляется, что дальнейшее совершенствование гражданско-правового регулирования лизинговых отношений будет способствовать их развитию в сфере предпринимательской деятельности.