Уровень притязаний как объект психологических исследований




 

Понятие «уровень притязаний » традиционно определяется в психологии как уровень трудности цели, которую человек хочет достигнуть, исходя из своих возможностей.

Наиболее значительные исследования, раскрывающие различные аспекты уровня притязаний, осуществлены в 30-40 годы прошлого столетия и связаны с именами Э. Толмена, К. Левина, Б.В. Зейгарник, Ф. Хоппе, Т. Дембо, Р. Сирса и др. В этих и более поздних зарубежных и отечественных исследованиях (Х. Хекхаузен, Дж. Аткинсон, Б.С. Братусь, Л.И. Божович, Л.В. Бороздина и др.) уровень притязаний рассматривался в рамках динамического подхода проблем самооценки, мотивации достижения, успеха, изучались проблемы взаимосвязи уровня притязаний с личностными чертами, возрастными периодами, психическим здоровьем, эффективностью обучения.

Ввела понятие «уровень притязаний» Т. Дембо, представительница школы К. Левина, интерпретируя его как «более легкую промежуточную цель, представляющую собой приближение к исходной цели, которую человек хочет достигнуть по этапам»[16, С.18].

Первый экспериментальный анализ явления притязаний был сделан также представителем этой школы Ф. Хоппе. Вводя понятие «уровень притязаний», Ф. Хоппе пишет: «В рассматриваемых здесь случаях испытуемые приступают к работе с определенными притязаниями и ожиданиями, которые в течение действия могут изменяться. Совокупность этих, сдвигающихся с каждым достижением, то неопределенных, то точных ожиданий и притязаний, связанных с будущим достижением, мы будем называть «уровнем притязаний» испытуемого. Смотря по обстоятельствам, уровень притязаний может колебаться между целью «извлечь из действия максимум достижений» и полным отказом от какого-либо достижения»[4, С.10].

Предметом интереса Ф. Хоппе являлось изучение проблемы успеха и неудачи, которым обычно приписывали смысл принципа выбора. Хоппе удалось открыть довольно устойчивый феномен: повышение уровня притязаний после успеха и снижение его после неудачи. Он отмечал, что изменение уровня притязаний обычно следует после относительно устойчивого повторения позитивного или негативного результата, а не сопровождает единичный успех или неудачу.

Большой заслугой Ф. Хоппе является введение в психологию понятия «идеальная цель» - которая стоит за отдельным актом и управляет поведением человека. Он указывает на то, что в каждый момент уровень притязаний испытуемого согласуется с одной из целей, но общий образ действия индивида «определяется не только временной целью, соответствующей уровню притязаний в данный момент, но и более общей, всеохватывающей целью, которая, хотя в данный момент не является актуальной, всё же стоит за соответствующей отдельной целью и детерминирует поведение испытуемого» [4, С. 15].

Работы Ф. Хоппе и Т. Дембо пробудили интерес к этой области исследования и послужили началом целой серии экспериментов, посвященных изучению факторов, влияющих на уровень притязаний. Обобщая полученные результаты, К. Левин писал, что в уровне притязаний имеются явно выраженные и глубоко индивидуальные различия: «Отношение между уровнем притязаний и уровнем выполнения широко различается среди индивидуумов и, по-видимому, представляет надежную и общую личностную черту» [16, С.77]. Он полагал, что высота уровня притязаний является результатом тенденций:

- поддерживать уровень притязаний столь высоким, насколько это возможно;

- избегать неудачи;

- держать уровень притязаний в тесной связи с реалистической оценкой будущего выполнения.

К. Левин также отмечает, что социальная ситуация и похвала способствуют повышению притязаний с самого раннего периода их развития. Причем, выбор цели определенной сложности предполагает, что ряд целей рассматривается как подчиненные более крупной целевой структуры, а сама деятельность может рассматриваться как часть цели. Более важной и трудной проблемой для выявления закономерностей уровня притязаний является проблема детерминации этого феномена.

К. Левин многочисленные детерминанты уровня притязаний классифицирует на: ситуационные (временные) и стабильные (социально-психологические и личностные). К ситуативным детерминантам К. Левин с учениками относили выявленное уже в первых экспериментах Ф. Хоппе, Т. Дембо влияние успехов и неудач при достижении целей [16, С.112]. К ситуативным детерминантам уровня притязаний К. Левин относил также перенос успешности и неуспешности с одной части эксперимента на другую, а также ранги трудности заданий, которые могут оказывать воздействие на выбор цели индивидом. В группу устойчивых детерминант К. Левин включил прошлый опыт, групповые стандарты и некоторые культурные факторы. Так, М. Юкнат выявила, а позже П. Сирз и Л.В. Бороздина [4, С. 27] и др. подтвердили, что положительный прошлый опыт повышает уровень притязаний, а отрицательный - снижает. Психологами выявлено значительное влияние социальной детерминанты на уровень притязаний индивида в лабораторных испытаниях: у К. Левина - это норм и стандартов; у Т. Дембо, Л. Фестингера, П. Сирз - достижений группы и отдельных ее членов. К. Левин и Л. Фестингер установили, что на уровень притязаний индивида могут влиять нормы других групп, которые престижны и референтны для него. Социальные сравнения могут выражаться и в ориентации на традиции и притязания семьи.

Исследования первых учеников К. Левина (Ф. Хоппе, Ю. Дж. Френк, М. Юкнат, П. Сирз) дали ему основания говорить и о влиянии некоторых личностных детерминант на уровень притязаний, важнейшими из которых он называл мотивацию и самооценку [16, С.36].

Главной личностной детерминантой уровня притязаний большинством исследователей этого феномена признается мотивация, действующая, по нашему мнению, в комплексе с другими личностными и социально-психологическими факторами, составляющими в совокупности «психологическое поле» личности. Приоритет в анализе влияния мотивации на уровень притязаний принадлежит Дж. Френку, который экспериментально установил три мотива определяющих постановку целей:

1) потребность удерживать притязания на большей высоте;

2) ставить цели, близкие к реальному исполнению;

3) избегать неудачу.

Эти потребности, по утверждению Дж. Френка, формируют стабильный характер целеобразования личности в разных видах деятельности и соответствуют «парению в облаках», трезвому реализму и осторожности. Усиление одного из мотивационных воздействий вызывает отклонение уровня притязаний.

В отечественной психологии важная роль мотивов в формировании уровня притязаний выявлена многими авторами. Так, М. С. Неймарк утверждает, что на уровень притязания пятиклассников (в искусственном эксперименте) очень сильно влияет мотив самоутверждения [4, С.86]. В. Г. Маралов считает, что связь мотивации с уровнем притязаний «проявляется как в процессах целеобразования, так и в процессе достижения принятой или поставленной цели». Важным для понимания формирования уровня притязаний является мнение Л. И. Божович, что сами мотивы в ходе деятельности, претерпевают существенные изменения и вывод В. К. Калина о том, что у студентов в трудные периоды работы уровень притязаний сам начинает выполнять функцию мотива [4, С. 93].

Было проведено много исследований, касающихся влияния притязаний на успех-неуспех в профессиональной сфере. В исследовании Т.Тивана и Б.Смита постулируется мысль о том, что люди с высокой боязнью неудачи и с низкой потребностью в достижении имеют низкие профессиональные притязания и низкий профессиональный престиж [4, С.97].

В рамках исследований притязаний как показателей мотивации достижения изучалась связь профессиональных целей, собственных установок с параметрами достижения (экспертными статусом, достижением независимости, жадностью, соперничеством, отношением превосходства, статусом равенства).

Изучались также влияние успеха и неудачи на уровень притязаний и внутренние позиции. В исследовании Стейсел и Коэна обнаружено, что при нескольких неудачах в решении задач (арифметических, у студентов) уровень притязаний возрастает (делается попытка решить более сложные задания) и сокращается время на его решение (студент старается быстрее выполнить задание). Это не происходит при слабых неуспехах. В другом исследовании определялось, как влияет успех, неудача в решении достиженческих задач (которые выдавались за задания на индивидуальные способности) на испытуемых. Было установлено, что при успехе изменяется в позитивную сторону самоуважение, повышается эгоцентризм. При неудаче отмечалось снижение самоуважения, социального интереса, властных амбиций [33, С.68].

Исследовались отношения уровня притязаний со свойствами личности (тревожность), темперамента (эмоциональная устойчивость). Я. Рейковский установил, что занижение уровня притязаний характерно для так называемых перестраховщиков, отличающихся меньшей эмоциональной устойчивостью, нежели люди, избирающие цели на уровне фактического выполнения. Такую позицию (перестраховщика) определяет эмоция тревоги: ситуативной или пролонгированной. В исследовании А.Н.Капустина (1980) обнаружено, что индивиды с сильной нервной системой обладают высоким и адекватным или завышенным уровнем притязаний, испытуемые со слабой нервной системой проявляют склонность к занижению притязаний [4, С.67].

Эмоции оказывают большое влияние на поведение индивида в ситуации неуспеха. В работе И.А.Васильева отмечается, что в случае неуспеха изменяется стратегия решения задачи: люди, ориентированные на состояние, вследствие переживания негативных эмоций, склонны в дальнейшем решать задачи последовательно — аналитически (что, по экспериментальным данным автора, менее эффективно); у людей, ориентированных на действие, не происходит переживания негативных эмоций, их стратегия решения задач является целостно-интуитивной, направленной на выявление смыслового контекста, схватывание общего замысла нахождения решения [4, С.72].

Особое место занимает изучение уровня притязаний как показателя самооценки.

Психолог Джемс вывел формулу, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний [12, С.45]

Самооценка =Успех / Притязания

Формула свидетельствует, что стремление к повышению самооценки может реализовываться двумя способами. Человек может или повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, или снизить их, чтобы избежать неудачи.

Анализ притязаний позволяет выявить то, как индивид оценивает себя, т.е. его самооценку (Серебрякова). О самооценке свидетельствует, при таком подходе, уровень трудностей выбираемых заданий (Резниченко, Захарова, и др.). При этом, в качестве задач часто выступают учебные задания (т.к. большинство таких исследований проводятся на школьниках и студентах) и рассматривается такой параметр как адекватность-неадекватность.

Однако, в ряде работ совпадение самооценки и уровня притязаний фиксируются далеко не в 100% случаев. Н.Л. Коломинский показал, что притязания могут быть скромнее вербальной самооценки. По мнению Л.В. Бороздиной, необходимо учитывать, что более глубокое изучение рассматриваемых феноменов диктует их разделение и применение разных методов регистрации [4, С.61]. Экспериментально показано, что самооценка и уровень притязаний не всегда совпадают по высоте, устойчивости, адекватности. Случаи совпадения уровней самооценки и притязаний характеризуются самопринятием, удовлетворенностью актуальным статусом. При подъеме уровня притязаний относительно самооценки регистрируется недовольство собой и достигнутым результатом, намерение изменить, а иногда сломать сложившиеся положения. Заниженный уровень притязаний по сравнению с самооценкой говорит об известной осторожности субъекта, избегании риска, оберегании достигнутого [4, С.67].

Однако такого рода исследований проведено мало; они являются, скорее, исключением из правил. Большинство же авторов диагностируют самооценку через механизм уровня притязаний (Алексеева, Бурова, Суворова, и др.). В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе — соответственно, снижается. Уровень притязаний личности в конкретной деятельности может быть определен довольно точно.

Поведение тех людей, которые стремятся к успеху, и тех, кто старается избегать неудач, существенно различается. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой определенные положительные цели, достижение которых однозначно расценивается как успех. Они изо всех сил стараются добиться успеха. Человек активно включается в деятельность, выбирает соответствующие средства и способы, с тем, чтобы кратчайшим путем достигнуть цели [4, С.76].

Противоположную позицию занимают люди, мотивированные на избежание неудач. Цель их деятельности не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Все их действия в первую очередь направлены именно на реализацию этой цели. Для таких людей характерны неуверенность в себе, неверие в возможность достичь успеха, боязнь критики. Любая работа, и особенно та, которая чревата возможностью неудачи, вызывает у них отрицательные эмоциональные переживания. Поэтому человек не испытывает удовольствия от своей деятельности, тяготиться ею, избегает ее. Обычно в результате он оказывается не победителем, а побежденным. Таких людей нередко называют неудачниками.

Еще одна важная психологическая особенность, которая влияет на достижение человеком успеха, — это требования, предъявляемые им к самому себе. Тот, кто предъявляет к самому себе повышенные требования, в большей мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки. [4, С.81]

Очень много для достижения успеха значит и представление человека о своих способностях, необходимых для решения задачи. Установлено, что люди, имеющие высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи переживают меньше, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты слабо. Психологи пришли к выводу, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями — так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.

Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но и, прежде всего учетом и оценкой прошлых успехов и неудач. Однако, в целом для людей характерно некоторое завышение своих способностей, приписывание себе уникальности, непохожести на других.

Рассогласование самооценки и уровня притязаний может быть причиной, приводящей к внутреннему конфликту [4, С.85], которые является одним из важных составляющих дискомфорта субъекта.

Вместе с тем, уровень притязаний не является однозначной, стабильной личностной характеристикой. Можно различить исходный уровень притязаний, определяющийся степенью трудности заданий, которые человек считает выполнимыми для себя, соответствующими его возможностям. Далее можно говорить об известной динамике уровня притязаний в соответствии с тем, насколько уровень притязаний оказался адекватным уровню достижений. В результате деятельности человека (это относится и к условиям экспериментальной ситуации) устанавливается, наконец, некоторый типичный для данной личности уровень притязаний.

Помимо самооценки, в динамике уровня притязаний существенную роль играют такие моменты, как отношение обследуемого к ситуации эксперимента и исследующему, оценка деятельности обследуемого экспериментатором, регистрирующим в ходе опыта успех или неуспех, характер экспериментальных заданий.

Таким образом, анализ приведенных материалов исследований показал, что уровень притязаний как психологический феномен является сложным психическим образованием, проявление которого зависит от многих факторов и который не сводится только к практике определения его как явного уровня цели.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: