Раздел | Тема | Самостоятельная работа | Контроль самостоятельной работы |
Раздел 1. Нейробиологические основы ЦНС | 1. Введение в анатомию ЦНС | 1. Работа с биологическим словарем. 2.Изучение методов анатомии ЦНС с использованием электронных словарей (https://www.clivn.ru/diagnost/kt.html) 3. Составление сравнительной таблицы по современным методам анатомии ЦНС. | 1. Понятийный диктант. 2. Проверка сравнительной таблицы по современным методам анатомии ЦНС. |
2.Общие вопросы строения нервной системы человека, основные термины и анатомические координаты | Составление схемы «Классификация нервной системы по топографическому признаку» | Обсуждение схемы | |
3. Гистология и ультраструктура нервной ткани | 1. Составление сравнительной таблицы по мембранным и немембранным органоидам. 2. Работа с наглядным пособием. Изучение таблиц: классификация нейронов по функциям, компоненты глии. 3. Создание карикатуры на нейроны и виды глии, составление анатомического пожелания, подготовка газеты. 4. Разработка схемы «Принципы классификации синапсов» | 1. Проверка сравнительной таблицы по мембранным и немембранным органоидам. 2. Проверка рисунков: строение мультиполярного нейрона, классификация нейронов по количеству отростков. 3. Обсуждение газеты. 4. Обсуждение схемы. | |
Раздел 2. Развитие и созревание мозга | 4.Онтогенез нервной системы человека и возрастные особенности головного и спинного мозга | 1. Работа с видеофрагментом «Тело человека». 2. Работа с наглядным пособием «Формирование нервной системы в эмбриогенезе». | 1. Ответы на вопросы к фильму. 2. Проверка рисунков. 3. Защита лабораторной работы. |
Раздел 3. Спинной мозг | 5. Оболочки и кровоснабжение мозга. Ликворная система мозга | 1. Работа с наглядным пособием «Оболочки и кровоснабжение мозга. Ликворная система мозга». 2. Составление рассказа по рисункам 3. Составление схемы кровоснабжение мозга. | 1. Проверка рисунков и рассказа, составленного по ним. 2. Проверка схемы «Кровоснабжение мозга» |
6. Спинной мозг: топография и морфология. | Изготовление аппликаций «Схема соматического рефлекса» и «Проводящие пути спинного мозга». | Проверка умения изображать и пояснять схему соматического рефлекса и давать к ней пояснения. | |
Раздел 4. Головной мозг | 7. Ствол мозга | 1.Работа с электронным атласом «Анатомия человека». 2. Составление схемы взаимного расположения элементов ствола мозга. | Проверка умения локализовать ядра на схеме «Дно четвертого желудочка». |
8.Четвертый желудочек головного мозга. Ромбовидная ямка. Топография и морфофункц. особенности ядер черепно-мозговых нервов | Изготовление схемы и разработка опорного конспекта «Топография и морфофункциональные особенности ядер соответствующих черепно-мозговых нервов». | Проверка семы и опорного конспекта. | |
9. Мозжечок | 1. Работа с электронным атласом «Анатомия человека». 2. Составление схемы «Внешнее строение мозжечка» | Проверка умения изображать структурные элементы мозжечка на схеме. | |
10.Промежуточный мозг | Составление таблицы «Основные структурные компоненты промежуточного мозга» | Проверка таблицы | |
11.Ретикулярная формация и лимбическая система | Составление рассказа по рисунку. | Выступление с рассказом. | |
12. Топография и морфология поверхностей полушарий большого мозга | 1. Составление схемы «Основные борозды и извилины головного мозга» 2. Изготовление из пластилина наглядного пособия «Головной мозг человека» | Проверка и обсуждение схемы и наглядного пособия. | |
Раздел 5. Автономная НС | 13. Топография автономной нервной системы | Подготовка презентации по теме. | Демонстрация презентаций. |
Итоговый контроль экзамен | 1. Проверка освоения теоретического материала. 2. Проверка уровня освоения категориально-понятийного аппарата. 3. Проверка умения схематично изображать отдельные элементы ЦНС. |
|
|
ЛЕКЦИИ
Лекция 1. Общий обзор ЦНС
План
- Предмет и содержание курса.
- Общий обзор НС
1.Предмет и содержание курса
Анатомия (от греческого «anatemno» - рассекаю) – наука о строении живых организмов.
Анатомия человека – наука о форме и строении человеческого организма.
Анатомия ЦНС – нейроанатомия – раздел анатомии человека, рассматривающий строение и развитие головного, спинного мозга и периферической НС.
В анатомии ЦНС отражен принцип единства строения и функции. Чтобы понять функцию, нужно знать строение.
Анатомия:
- Макроскопическая – изучает строение, видимое глазом;
- Микроскопическая – изучает строение с помощью оптической техники: гистология (строение тканей) и цитология (строение клетки).
Основные функции НС:
1). регуляция (координация, корреляция) процессов жизнедеятельности в организме;
2). связь организма с внешней средой посредством органов чувств.
Нервная система – материальная основа психических процессов (внимания, памяти, мышления), с помощью которой человек познает и измеряет окружающую среду. Анатомия ЦНС создает фундамент для психологических наук.