I.Организационная часть.
Музыкальное приветствие. «Здравствуйте дорогие дети».
2. Актуализация знаний
(Инструментальная баллада – вокальное или инструментальное сочинение повествовательного характера, ведущее происхождение от старинных хороводных песен-танцев.).
Инструментальная баллада – жанр романтического искусства.
Эпиграфом к уроку будут строки Афанасия Фета:
Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнет нигде волна,
Как тишиною грудь полна!
А.Фет
Учитель:Как вы думаете, о какой музыке пойдет сегодня речь? Как называются произведения, которые исполнялись в вечернее, ночное время?
Ученик: Серенада
Учитель: А что такое серенада?
Ученик:
Это произведения, которые исполняются в вечернее, ночное время суток под окнами любимой, в знак признания.
Сегодня мы продолжим изучение образов камерной музыки на примере такого жанра как НОКТЮРН. Что это за жанр мы и выясним сегодня на уроке.
Формулирование темы урока.
Учитель:Назовите тему сегодняшнего урока. (Что изображено на слайде, какое время суток, т.е. какой пейзаж?)
Ученики: «Ночной пейзаж».
Сегодня мы продолжить знакомство с образами камерной музыки, с жанром ноктюрн.
Основная часть.
Учитель: На уроках мы с вами знакомились с вокальными и инструментальными серенадами Ф. Шуберта и В. Моцарта («Маленькая ночная серенада»). Эти произведения относятся к жанру ноктюрна.
Широкое распространение ночная музыка получает в XVIII веке. Тогда Ноктюрнами называли пьесы, предназначенные для исполнения на открытом воздухе в ночное время.
Запишите в тетради определение: Ноктюрн в переводе с латинского значит ночная песня,предназначенная для ночного музицирования под открытым небом.
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством русского композитора. А.Бородина Александр Порфирьевич Бородин был замечательным композитором и талантливым ученым химиком. Он прославил как русскую музыку, так русскую науку.
Жемчужиной русской камерной классики 19 века по праву считается
«Квартет № 2» Александра Порфирьевича Бородина, который композитор посвятил своей жене – прекрасной пианистке Екатерине Сергеевне Бородиной.
Вспомните, что такое квартет?
Квартет — музыкальное произведение, в исполнении четырёх музыкантов-исполнителей. Чаще всего композиторы пишут струнные квартеты.
Квартет №2 Бородина – произведение программное, т.е. в его основе лежит определенная программа.
Квартет относится к камерной музыке. Прежде чем послушать 3-ю часть квартета – Ноктюрн, эту удивительную по своей красоте музыку, - прочитаем строки письма Александра Бородина к своей жене (стр.104 «Никогда ещё я так далеко не уезжал от тебя, и кажется, никогда ты мне не была так близка, как теперь.Пойми только: я в Гейдельберге!!! Ещё по дороге мимо меня, как в панораме, проносились давно знакомые берега,которые мы видели ещё с тобой.
Можешь думать,что я должен был перечувствовать!…)
Послушайте Ноктюрн и проследите за развитием чувств и эмоциональных состояний в этой музыке. Обратите внимание, как естественно тема переходит от одного инструмента квартета к другому.
Слушание Ноктюрн из Квартета №2 А. Бородин
Учитель: В музыке Ноктюрна сплетение голосов струнных инструментов напоминает разговор, беседу. Эта беседа-согласие или беседа-спор?
Какова эта беседа – доброжелательная, спокойная, уравновешенная или напряженная, с накалом чувств, эмоций, нервозная?
Ученики:
1.Вначале медленно плывет мелодия, полная какой-то особой ночной красоты.
2. В этой мелодии и тихая задумчивость, и страстность и ночная глубина, и волнующий ночной покой.
3.Покой замер, как бы растворился в ночи голос виолончели, и та же мелодия родилась в высоком, звенящем голосе скрипок. Снова и снова она повторяется.
Меняется только ее настроение: то спокойное, то взволнованное, почти тревожное.
Учитель:Подберите слова, наиболее точно передающие образ этой музыки:
Ученики: тишина,покой, созерцательность, страстность, нега, восторг, нежность, порыв, томление, трепетность.
Учитель: Какие русские поэты известны своими Ноктюрнами?
Ученики: Известны своими Ноктюрнами такие русские поэты, как Ф.И.Тютчев и А.А.Фет
Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, -
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
Ф. Тютчев
Учитель: Послушайте Ноктюрны П. Чайковского и Ф. Шопена. Определите кому, какой ноктюрн принадлежит? Сравните их, по каким особенностям вы это определили.
Слушание Ноктюрны П. Чайковского, Ф. Шопена.
Ученики: Сходство эмоционально-образного строя.
Учитель: Рассмотрим живописные полотна западноевропейских художников –
К. Фридриха «Двое созерцающих луну», Дж. Уистлер «Ноктюрн: Синее и золотое - старый мост Баттерси». Опишите данные картины.
Ученик: Картина К. Фридриха «Двое созерцающих луну», Дж. Уистлер. Мы видим двоих, чей образ предстает перед нами практически в виде силуэта. Однако при тщательном рассмотрении мы можем кое-что понять об этих двух людях. Сначала можно предположить, что это два путника, остановившиеся полюбоваться ночным небом. Но если отметить, что оба одеты в соответствие с модой того времени, то становится понятно – это местные жители, уставшие от города и вышедшие на дальнюю прогулку.
Ученик: Сначала Дж.Уистлер назвал эту картину "Ноктюрн в синем и серебряном №5". Это первоначальное название многозначительно.
Во-первых, оно подчеркивает ту роль, которую художник отводил цветовой гамме. Во-вторых, цифра говорила о намерении Уистлера писать целую серию "Ноктюрнов". Главным элементом композиции выступает старый деревянный мост в Баттерси, разрушенный в 1881 году. Этот мост считался довольно опасным местом, поскольку много раз был поврежден судами, с трудом протискивавшимися между его тесно поставленными сваями. Желая придать мосту более изящный вид, Уистлер изменил его очертания, увеличив высоту сооружения и расширив его пролеты. Скорее всего, эта картина была создана под влиянием гравюр японского художника Хиросиге с изображением фейерверков. "Задумчивую" атмосферу Уистлер передал с помощью свободных, широких мазков, благодаря которым дальний берег реки кажется окутанным туманной дымкой.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Вокально-хоровая работа
1.Распевка.
2.Музыкально-ритмические упражнения.
3.Работа над чистотой интонирования в песне ««Человеку мало надо»
Г. Азаматова- Бас».
ЧЕЛОВЕКУ МАЛО НАДО.
Мы живем в мире чудесном здесь, сегодня, сейчас,
Сложном и интересном и прекрасном для нас,
Сколько разных загадок предстоит нам раскрыть-
Человеку, в общем, мало надо, чтоб вполне счастливым быть
ПРИПЕВ:
Чтоб всегда хотелось узнать то, чего еще не знаешь,
В общем, чтоб хотелось мечтать, а мечты сбывались
Чтобы в нашем мире большом все понять других старались,
Чтобы было всем хорошо и вокруг все улыбались.
7. Обобщение темы:
Что самое главное необходимо запомнить с урока?
С творчеством какого композитора мы сегодня познакомились?
Какие картины звязаны с музыкой Ноктюрн?
Кому посвятил Квартет №2 А.Бородин?
Рефлексия.
Что понравилось на уроке?Что не понравилось?