МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Юго-Западный государственный университет»
Кафедра таможенного дела и управления, мировой экономики и политики
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению контрольной работы
Курск 2011
Составитель, Л.В. Бычкова
УДК _____
Рецензент
Доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой «Таможенное дело и управление, мировая экономика и политика»
И. В. Минакова
Теория управления [Текст]: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы / Л. В. Бычкова; Юго-Западный гос. ун-т; Курск, 2012. – 37с. Библиогр.: с. 22.
Методические рекомендации содержат варианты контрольных работ, рекомендации по оформлению и содержанию структурных элементов контрольной работы, указания по выбору своего варианта работы, рекомендации по проведению исследования, список учебной литературы, которая может быть использована при выполнении контрольной работы.
Представленная тематика контрольных работ в полной мере соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности «Государственное и муниципальное управление».
Рекомендации адресованы студентам, обучающимся в университете по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление».
Текст печатается в авторской редакции.
ИД № 06430 от 10.12.01.
Подписано в печать_______. Формат 60х84 1/16. Печать офсетная
Усл.печ.л. _____. Уч.-изд.л. _____. Тираж 100 экз. Заказ….. Бесплатно
Юго-Западный государственный университет.
|
Издательско-полиграфический центр Юго-Западного государственного университета. 305040 Курск, ул. 50 лет Октября, 94
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫКАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТА.. 4
1.1 Цели и задачи написания контрольной работы.. 4
1.2. Выбор темы контрольной работы.. 4
1.3. Процедура подготовки и написания контрольной работы.. 5
1.4. Содержание и структура контрольной работы.. 6
2. ВАРИАНТЫКОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.. 8
4 ОФОРМЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.. 23
4.1 Общие положения. 23
4.2. Цитирование и оформление ссылок. 23
4.3. Представление табличного и графического материала. 25
4.4. Оформление библиографического аппарата. 27
5. ЗАЩИТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.. 30
5.1. Порядок защиты контрольной работы.. 30
5.2. Критерии оценки контрольной работы.. 30
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 32
ПРИЛОЖЕНИЕ. 33
ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫКАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТА
Цели и задачи написания контрольной работы
Контрольная работа является составной частью учебного процесса наряду с лекциями и практическими занятиями. Написание контрольной работы способствует более глубокому изучению и пониманию научных основ управленческой науки, приобретению необходимых знаний и навыков по избранной специальности.
Цель контрольной работы по дисциплине «Теория управления» - закрепление знаний по определенным темам, приобретенных в результате прослушивания лекций, получения консультаций и самостоятельного изучения различных источников литературы.
Основные задачи выполняемой работы:
|
1) закрепление полученных ранее теоретических знаний;
2) выработка навыков самостоятельной работы;
3) выяснение подготовленности студента к будущей практической работе;
Написание контрольной работы по дисциплине «Теория управления» для студентов заочной формы обучения предусмотрено в 6 семестре.
При выполнении контрольной работы студент должен показать глубокие знания экономической литературы, действующих законодательных актов, уметь подбирать, изучать и обобщать материалы из различных источников информации, показать владение методологией современного менеджмента и ее применение при анализе конкретных практических ситуаций.
Выбор темы контрольной работы
Выбор темы контрольной работы осуществляется в соответствии с первой буквы фамилии студента (табл.1). Варианты работ представлены в разделе 2
Первая буква фамилии студента | Номер варианта |
А, Ф | |
Б,Х | |
В, Ц | |
Г,Ч | |
Д, Ш | |
Е, Щ | |
Ё, Ю | |
Ж, Э | |
З,Я У | |
И О | |
К П | |
Л Р | |
М С | |
Н Т |
.
Процедура подготовки и написания контрольной работы
Работа по написанию контрольной работы, как правило, осуществляется по следующей общей схеме:
1) сбор материалов, необходимых для написания контрольной работы;
2) систематизация и обработка отобранного теоретического материала;
3) написание исследовательской (практической) части контрольной работы;
4) оформление работы в соответствии с установленными требованиями.
При определении круга источников студент может руководствоваться рекомендациями преподавателя, списками обязательной и дополнительной литературы по дисциплине, самостоятельно вести поиск литературы в справочно-библиографических отделах библиотек города, а также при необходимости в сети Internet.
|
Важно выявить наиболее полный круг источников, что позволит комплексно исследовать тему. Написание работы на основе учебников и учебных пособий недопустимо. В обязательном порядке следует использовать специальную литературу и монографии.
Поиск информации в сети Internet предполагает работу не с коллекциями и банками рефератов, а с авторитетными информационными порталами – «РосБизнесКонсалтинг» (https://www.rbc.ru), «Корпоративный менеджмент» (https://www.cfin.ru), «Кадровый менеджмент/ Human Resource Management» (https://www.hrm.ru), сайдами образовательных учреждений, консалтинговых агентств. Заимствование частично или полностью материалов из коллекции рефератов рассматривается как грубое нарушение требований к контрольной работе и оценивается оценкой «неудовлетворительно».
Студент должен обобщить разнообразие высказываемых исследователями мнений, оценить возможности их применения к анализу реальной организационно-управленческой деятельности и сформулировать собственное отношение к исследуемой проблеме.
Содержание и структура контрольной работы
В состав контрольной работы входят: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список используемой литературы, приложения.
Первой страницей контрольной работы является титульный лист, образец которого приведен в приложении 1.
Следующей страницей контрольной работы является Содержание. В нем с обязательным указанием страниц фиксируются все структурные элементы работы: введение, наименования всех глав, параграфов и подпунктов, заключение, список литературы, приложения.
Контрольная работа состоит из теоретического вопроса по теории управления и двух практических заданий.
Контрольная работа имеет введение, основная часть, заключение, список использованной литературы и должна быть оформлена по стандарту вуза.
Во введении рассматриваются актуальность исследуемой проблемы, цель, задачи исследования, объект, предмет исследования, методы исследования, критический анализ используемой литературы.
В теоретическом вопросе должны быть освещены:
- теория вопроса,
- методы изучения и управления явлением,
- современное состояние и проблемы изучаемого явления или процесса.
Практические задания направлены на формирование у студентов навыков анализа и решения управленческих проблем. Практические задания выполняются на примере конкретной организации, краткую характеристику которой (3-5 предложений) необходимо привести в начале упражнения.
В заключении формулируются основные итоги и выводы исследования, оценивается степень достижения целей исследования.
Название теоретической части должно совпад глав и параграфов
При написании теоретической части необходимо обратить особое внимание на сохранение логической связи между параграфами и последовательность перехода от одного раздела к другому. Для этого каждый параграф должен завершаться кратким (2-3 предложения) резюме, теоретическая часть – общим выводом.
Список литературы содержит библиографическое описание первоисточников, использованных студентом при написании работы (причем не только цитированных). В список следует включать лишь те издания, которые были действительно изучены автором, поскольку на защите может последовать вопрос со стороны преподавателя о том, какую роль сыграл тот или иной источник в написании работы.
В Приложения выносятся громоздкие таблицы, занимающие боле одной страницы, графики, организационные нормативные документы (устав, положения об отделах, должностные инструкции и т. д.), а также все дополнительные материалы, иллюстрирующие основное содержание работы. Приложения размещают в порядке их упоминания в тексте. На все приложения в тексте должны быть ссылка. Каждое приложение следует начинать с нового листа, в правом верхнем углу которого пишется слово «Приложение» и ставится номер, обозначенный арабской цифрой (без знака №).
ВАРИАНТЫКОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Вариант 1
1. Важнейшие уровни аппарата управления и их функции.
2. Привести примеры реализации руководителем межличностных управленческих ролей (по 3 примера на каждую роль)
3. Организация пользуется разнообразными средствами для коммуникаций с составляющими внешнего окружения: потребителями, партнерами, общественностью, государством, потенциальными работниками, политическими партиями, профсоюзами и др.
Определите средства коммуникации, применяемой организацией в общении с разными группами делового окружения (Табл. 1).
Таблица 1 - Средства коммуникации организации с различными группами делового окружения
Группы делового окружения | Средства коммуникации |
Потребители | |
Партнеры | |
Общественность | |
Государство | |
Потенциальные работники | |
Политические партии | |
Профсоюзы |
Методические указания
В теоретическом вопросе должно быть освещено: понятие уровни управления, природа возникновения, характеристика уровней управления, методы построения и исследования уровней управления, основные современные тенденции деления управленческой работы на уровни, особенности их взаимодействия и проблемы.
Выполняя второе задание, необходимо указать, какую или какие управленческие роли реализуются в каждом примере, ответ аргументировать. Вырезки или перепечатки материалов из прессы представить в приложении к контрольной с указанием источников.
Выполняя третье задание, необходимо привести в соответствие группы делового окружения и средства коммуникации, привести пример реального взаимодействия конкретных организаций с группами делового окружения. Вырезки или перепечатки материалов из прессы представить в приложении к контрольной с указанием источников.
Вариант 2
1. Организации как объекты управления.
2. Определите, какие из предложенных ниже организационных решений являются запрограммированными:
a. наем квалифицированных специалистов в исследовательскую лабораторию компании, производящей сложную техническую продукцию.
b. доведение мастером до рабочих дневного задания.
c. определение финансовым директором размера дивидендов, которые должны быть выплачены акционерам на девятый год последовательно успешной финансовой деятельности компании.
d. решение начальника о допущении официального отсутствия подчиненного на рабочем месте в связи с посещением врача.
e. выбор членами правления места для очередного филиала банка, уже имеющего 50 отделений в крупном городе.
f. руководитель принимает на работу выпускника юридического факультета университета в аппарат крупной фирмы.
g. определение годичного задания для ассистента профессора.
3. Привести примеры реализации социальной ответственности организациями (по материалам СМИ).
Методические указания
В теоретическом вопросе необходимо осветить понятие, сущность организации как объекта управления. Провести сравнительный анализ определений организации. Указать виды и общие характеристики организации. Осветить особенности их функционирования. Охарактеризовать методы создания и управления организацией. Осветить современные особенности и тенденции управления организациями.
Выполняя второе задание, необходимо аргументировать ответ.
Выполняя третье задание необходимо привести три примера, реализации организацией социальной ответственности, объяснить какой вид ответственности реализуется и в какой форме, показать положительные и отрицательные стороны реализации социальной ответственности для организации и местного сообщества. Вырезки или перепечатки материалов из прессы представить в приложении к контрольной с указанием источников.
Вариант 3.
1. Планирование как важнейшая функция управления.
2. К какому виду контроля относится анализ финансовых показателей? Как используется информация, полученная в результате этого анализа? Поясните на примере.
3. Привести примеры реализации руководителем управленческих ролей, связанных с принятием решений (по 3 примера на каждую роль)
Методические рекомендации
Выполняя первое задание, необходимо осветить понятие и сущность планирования, его виды, основные этапы процесса планирования. Показать методы планирования. Проанализировать особенности реализации функции планирования в организациях различных форм собственности и масштабов, сферы деятельности. Осветить основные современные проблемы реализации функции планирования.
Во втором задании необходимо дать аргументированный ответ, указать потребителей данной информации и ее предназначение. Привести пример.
Выполняя третье задание, необходимо указать, какую или какие управленческие роли реализуются в каждом примере, ответ аргументировать. Вырезки или перепечатки материалов из прессы представить в приложении к контрольной с указанием источников.
Вариант 4.
1. Стратегическое планирование: опыт развития и новые явления
2. Выделите межличностные роли руководителя, назовите их:
1) присутствие ректора на открытии нового спорткомплекса;
2) утверждение сметы расходов на содержание летнего детского лагеря
3) новогоднее поздравление Президента РФ;
4) участие в переговорах коммерческого директора ЗАО «Сейм» о создании фирменного магазина «Курский трикотаж» в г. Москва;
5) проведение еженедельной планерки врачей поликлиники с участием главного врача;
6) собеседование начальника кадровой службы с кандидатом на вакантную должность.
3. Используя рисунок 1, назовите виды коммуникационных связей, дайте им характеристику и приведите примеры.
Методические указания
В теоретическом вопросе нужно дать определение и раскрыть сущность стратегического планирования, его этапы. Указать источники информации, необходимые для его реализации, субъектов и объекты стратегического планирования. Осветить методы стратегического планирования. Особенности его реализации на современном этапе и перспективы.
Во втором задании нужно аргументировать ответ.
В третьем задании необходимо назвать виды коммуникационных связей, охарактеризовать их и привести конкретные примеры коммуникационных связей такого вида (по 2 примера на каждый вид).
Вариант 5.
1. Управленческий контроль: его формы и средства реализации в экономическом механизме менеджмента
2. Охарактеризовать внутреннюю среду конкретной организации
3. Выделите информационные роли руководителя, назовите их:
a. беседа заведующего отделом продаж с региональным дилером о динамике продаж в регионе;
b. распределение студентов - практикантов по подразделениям;
б) интервью с журналистами;
a. переписка с благотворительным фондом;
b. обзор итогов посещения международной выставки для сотрудников;
c. оповещение начальником отдела рекламы рекламных агентов о выпуске нового каталога продукции предприятия.
Методические указания.
Дать определение управленческого контроля, показать его природу, сущность, виды, этапы. Определить формы и методы осуществления контроля. Его место в управленческом цикле. Осветить основные тенденции и проблемы организации управленческого контроля.
Во втором вопросе на примере конкретной организации необходимо рассмотреть внутренние ситуационные переменные организации. Сформулировать миссию ее существования, выделить и проранжировать цели организации. Определить задачи, необходимые для достижения целей. Привести и описать организационную структуру управления. Выделить уровни управления, описать их функции и полномочия. Определить тип организационной структуры. Степень централизации полномочий, для этого нужно в табличной форме представить по уровням те решения, которые они принимают. Дать заключение о распределении полномочий по принятию решений в организации. Указать применяемые технологии и охарактеризовать их. Дать характеристику профессионального состава работников, стилю руководства и организационной культуры.
В третьем задании нужно аргументировать ответ.
Вариант 6
1. Функция организации в экономическом механизме управления
2. Определите о каких функциях и понятиях теории управления идет речь? Какие стадии принятия решения предшествуют описываемой?
На стадии реализации решения необходимо определить:
- этапы, сроки и исполнителей принятого решения; на данном этапе принятое решение делится на составные компоненты, имеющие конкретную временную и адресную привязку. Конечным результатом работ на данном этапе является получение ответов по принятому решению на следующие вопросы: что делать, где делать, кому делать, когда делать, как делать, в какой последовательности?
- организация выполнения решения предполагает доведение заданий до исполнителей, обеспечение исполнителей всем необходимым, выбор рациональных методов работы, подбор и обучение кадров, разъяснение исполнителям целей решения и их конкретной роли в его реализации, определение методов стимулирования эффективного выполнения решения. Конечным результатом является создание соответствующих условий для эффективной работы исполнителей;
- выполнение решения. Осуществляются оперативный контроль за реализацией решения, устранение отклонений от реализации решения, внесение в случае необходимости коррективов в реализуемое решение, анализ результатов реализованного решения. Конечным результатом работы на данном, завершающем, этапе является полное достижение целей решения в установленные сроки в рамках отпущенных ресурсов.
3. Дать характеристику организационной структуры конкретной организации
Методические указания
Дать определение функции организации, раскрыть ее сущность. Показать дав аспекта функции организации: делегирование полномочий и построение организационной структуры, подчеркнув их взаимосвязь. Необходимо осветить методы делегирования полномочий и построения организационных структур. Показать современные тенденции процесса организации.
Выполняя второе задание, надо указать описываемую стадию принятия и реализации решения, объяснить описание какой функции управления приводится, выделить ключевые термины по каждому варианту. Ответ аргументировать.
Выполняя третье задание необходимо охарактеризовать организационную структуру конкретной организации, определить ее тип, количество уровней управления, степень централизации, норму управляемости. Для определения степени централизации нужно проанализировать принимаемые на каждом уровне решения по следующей схеме.
Подразделений | Решения, самостоятельно принимаемые в подразделениях | Уровень управления | Вид и значимость речения (стратегич., тактические, оперативные; локальные или затрагивающие всю организацию) |
…… |
По количеству стратегических решений, затрагивающих жизнь организации в целом и принимаемых самостоятельно подразделением, определяется степень централизации в организации.
Необходимо проанализировать соответствие имеющейся структуры целям и задачам организации, ее планам.
Вариант 7
1. Задачи менеджмента по установлению взаимодействия организации с внешним окружением
2. Выделите роли руководителя, связанные с принятием решений, назовите их:
1) участие в круглом столе генеральных директоров предприятий автоэлектроники;
2) утверждение заведующим кафедрой графика дежурств преподавателей в общежитии;
3) распределение задания начальником смены на смену;
4) участие в совещании по поводу выхода на новый рынок;
5) проведение производственного заседания по вопросам выполнения производственной программы;
6) интервью с журналистами.
3. Описать внешнюю среду конкретной организации (факторы, характеристики)
Методические указания
В первом вопросе необходимо осветить зависимость организации от внешней среды, показать как эта особенность организации отражается на функционировании организации, формировании ее целей, задач, планов. Сформулировать необходимость и задачи взаимодействия с внешней средой, формы и методы взаимодействия. Осветить современные подходы на организацию взаимодействия с внешней средой, подчеркнув новую функцию управления – связь с общественностью и пиар, сравнить ее с традиционными способами взаимодействия с внешней средой.
Во втором задании необходимо указать, какую или какие управленческие роли, связанные с принятием решения перечислены. Ответ аргументировать.
На примере конкретной организации проанализировать внешнюю среду. Привести пример влияния изменения каждого фактора на конкретную сторону деятельности организации. Указать на специфические факторы внешней среды данной организации, зависящие от ее сферы деятельности и формы собственности.
Дать характеристику сложности, неопределенности и динамичности внешней среды, т.е указать сколько факторов влияет на деятельность данной организации, какой объем и достоверность информации о них, как быстро они меняются, как взаимосвязаны между собой.
Вариант 8
1. Кадровый менеджмент и его роль в эффективном развитии организации
2. Привести примеры реализации руководителем информационных управленческих ролей (по 3 примера на каждую роль)
3. Определите количество уровней управления и их состав, назовите управленческие роли и реализуемые функции управления, используя следующие данные о распределении обязанностей в организации (табл.1).
Таблица 1 - Распределение должностных обязанностей в организации
№ | Должность | Обязанности |
1. | Директор | Решает вопросы по руководству деятельности Общества, подписывает исходящие документы Общества, а также платежные документы. Заключает хозяйственные договора. Подборка кадров предприятия. Осуществляет иные полномочия, связанные с реализацией его компетенции |
2. | Зам. директора | Осуществляет контроль за оборудованием для обеспечения бесперебойной работы производства |
3. | Гл. бухгалтер | Осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности общества, исходя из обязанностей, определяемых «Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ». |
4. | Инспектор отдела кадров | Ведение личных дел сотрудников, составление и оформление договоров с физическими и юридическими лицами, а так же работа с исходящей и входящей документацией |
5. | Зав. производством | Осуществляет руководство производственно-хозяйственной деятельностью колбасного цеха |
6. | Мастер | Осуществляет контроль за работой рабочих, занятых в технологическом процессе, контролирует движение сырья и вспомогательных материалов на своем участке |
7. | Технолог | разрабатывает и внедряет технологические процессы и режимы производства на выпускаемую продукцию |
Методические указания
Дать определение кадровому менеджменту, показать его цели и задачи, функции, сходство и различие с управлением персоналом и человеческими ресурсами. Осветить основные теоретические концепции кадрового менеджмента и методы. Показать его влияние на эффективность организации.
Выполняя второе задание, необходимо указать, какую или какие управленческие роли реализуются в каждом примере, ответ аргументировать. Вырезки или перепечатки материалов из прессы представить в приложении к контрольной с указанием источников.
Выполняя третье задание, нужно сначала выделить управленческие должности, построить организационную структуру управления, определить количество уровней управления, указать какие управленческие функции реализует каждая должность исходя из должностных обязанностей. Привести пример реализации управленческих ролей (по одной на каждую группу) каждым должностным лицом.
Вариант 9
1. Современная управленческая парадигма и экономические преобразования в России
2. Приведите пример ситуаций, в которых руководитель высшего (среднего, низового) уровня выполняет все основные роли, присущие данному уровню.
3. Исследования показывают, что существует ограниченное количество проблем, снижающих эффективность коммуникаций на уровне отдельного сотрудника. В таблице 1 приведены виды коммуникационных барьеров. Дайте характеристику сути коммуникационного барьера и приведите примеры.
Таблица 1 - Индивидуальные коммуникационные барьеры
Барьеры | Суть | Пример |
Различие в восприятии | ||
Семантика | ||
Субъективная оценка | ||
Навыки коммуникации | ||
Культурные различия |
Методические указания
В первом вопросе необходимо рассмотреть сущность понятия «управленческая парадигма», историю его возникновения, эволюцию управленческой парадигмы, дать характеристику научных подходов, господствовавших в теории и практике управления в разное время, указать причины смены управленческих парадигм. Сформулировать современную управленческую парадигму, раскрыть ее составляющие, методологическую основу, перспективы дальнейшей трансформации. Дать характеристику управленческой парадигмы, доминирующей в России, объяснить причины, выделить трудности и закономерности.
Во втором вопросе необходимо привести пример ситуаций, в которых руководители разных уровней выполняют управленческие роли. Указать, какую или какие управленческие роли реализуются в каждом примере, ответ аргументировать. Примеры могут быть из СМИ. В этом случае вырезки или перепечатки материалов из прессы представить в приложении к контрольной с указанием источников. Студент может также сам смоделировать и описать такие ситуации. В этом случае нужно привести подробное описание смоделированной ситуации и в сноске указать, что ситуация разработана лично автором контрольной работы.
В третьем вопросе нужно сформулировать суть коммуникационного барьера и привести пример из управленческой практики по каждому виду коммуникационных барьеров.
Вариант 10.
1. Проектирование организации и его основные факторы
2. При выполнении каждой из функций, реализуемых организацией, задействуются определенные виды ресурсов.
В соответствие функциям поставьте ресурсы: технологии; время; деньги; потребитель; данные; культура; идеи; бизнес, люди(табл.1).
Таблица 1 - Функции и ресурсы современной организации
Функция Организации | Основной ресурс |
Планирование | |
Маркетинг | |
Предпринимательство | |
Финансы | |
Организация | |
Производство | |
Инновация | |
Информация | |
Социальное развитие |
3. Решить кроссворд
Кроссворд
По горизонтали:
2. Конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе
4. Послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работником, справедливое применение санкций и наказаний
6. Представитель школы человеческих отношений, провел известный Хотторнский эксперимент
8. Объект обмена организации с внешней средой, одно из основных свойств материи — мера её движения, а также способность производить работу.
10. Основатель классической (административной) школы управления, разработал 14 универсальных принципов управления
12. Достоверность информации
14. Логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигнуть цели организации