БЛОК 1.
Понятие статистики и ее задачи.
Статистика - это наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороны, количественное выражение закономерности общественного развития.
Статистика изучает количественную сторону массы явлений и процессов в тесной связи с их содержанием. Она выражает выявленные закономерности с помощью обобщающих количественных оценок.
Основные задачи:
-всестороннее исследование, происходящих в обществе, глубоких преобразований экономических и социальных процессов на основе научно-обоснованной системы показателей;
-обобщение и прогнозирование тенденции и развития народного хозяйства;
-выявление имеющихся резервов эффективности общественного производства;
-своевременное обеспечение надежной информации, законодательной власти, управленческих и хозяйственных органов, а также широкой общественности.
Общее множество и его единицы. Привести примеры.
Статистика рассматривает множество событий и его единиц.
Каждая единица обладает общим свойством, которое позволяет объединять их в единое множество.
Всякое явление обладает множеством различных признаков. Собирать информацию по всем признакам нецелесообразно, а часто и невозможно. Поэтому необходимо отбирать те признаки, которые являются существенными для характеристики объекта исходя из цели исследования.
Примерами множеств являются: количество студентов данного вуза, множество предприятий некоторой отрасли производства, множество людей данной отрасли, национальности, множество натуральных чисел и т.д. и т.п. В то же время элементы множества, например, студенты отличаются друг от друга успеваемостью, способностями, состоянием здоровья и т.п.
|
Частные подмножества и задачи их изучения
Возникновение и развитие конкретного множества в пространстве и во времени приводит к образованию более однородных групп. Их называют частными совокупностями, либо подмножествами.
Задачи изучения:
¾ Возможность получения более точной характеристики изучаемого подмножества;
¾ Изучение структуры явлений;
¾ Выявление связей между частными подмножествами;
¾ Определение зависимости частных подмножеств от общей совокупности.
Общая совокупность и частные подмножества, общая и частная закономерности. Пример.
Статистика рассматривает множество событий или единиц. Каждая единица обладает общим свойством, которое позволяет объединить их в единое множество или совокупность. Общая совокупность подчиняется общей закономерности. Это значит, что развитие множества подчиняется устойчивой правильности происходящих изменений. Каждое отдельное явление- единица совокупности. Каждая единица имеет общие и индивидуальные особенности, которые формируются под действием существенных причин и случайных обстоятельств.
Возникновение и развитие конкретного множества в пространстве и во времени приводит к образованию более однородных групп. Их называют частными совокупностями, либо подмножественными.
Общая закономерность проявляется в подмножествах в особой форме.
Задачи управления множеством требует общей закономерности, а регулирование подмножеств- знание особых форм и развитий.
|
Пример: прожиточный минимум в разных группах населения за разные годы.
Год | Все население | Темп роста, % | Трудоспособные | Пенсионеры | Дети | ||||
От ур-ня 2012 | От ур-ня предыдущего года | Т.Р. | Кт | Т.Р. | Кт | Т.Р. | Кт | ||
6,5 | … | 7,0 | … | 5,1 | … | 6,3 | … | ||
7,3 | 7,9 | 6,0 | 7,0 | ||||||
8,1 | 8,7 | 6,8 | 7,8 |
Темпы роста прожиточного минимума отличаются не только по годам, но и по группам населения. У группы пенсионеров при наименьшем уровне прожиточного минимума отмечаются самые высокие темпы роста.
Общая закономерность по-разному проявляется в разное время и в разных объектах.
Признаки единицы совокупности и их виды.
Каждая единица совокупности обладает рядом свойств, получивших название признаков совокупности.
Различают след группы:
1. По характеру выражения - количественные (напр. для автомобиля –цвет, марка) и качественные (описательные). Описательные делятся на номинальные и порядковые. Порядковые характеризуют качество явлений, интенсивность которого выражена по-разному, например, способность к учебе. Их можно упорядочить (ранжировать), например, образование. Номинальные нельзя ранжировать. Они просто указывают принадлежность единицы к определенной категории.
2. Существенные (прямые) и несущественные (косвенные).
3. По способу измерения - первичные и вторичные. Первичные выражены абсолютными величинами. Они могут быть измерены, сосчитаны, взвешены. Например, у предприятия численность работников, стоимость фондов. Вторичные выражены относительными величинами, это соотношение первичных признаков. Например, рентабельность, производительность труда, себестоимость.
|
4. По характеру вариации: альтернативные (могут принимать только 2 значения, например, пол – м/ж), дискретные (могут принимать только целые значения, например, количество детей в семье), непрерывные (могут принимать любые значения, например, возраст).
5. По отношению ко времени – моментные и интервальные (статистические и динамические). Монетные характеризуют объкт на определенный момент времени (публикуются данные о численности населения на 1 января). Интервальные – в опред. период времени (число родившихся за мес).