Прежде чем перейти к изложению и обсуждению экспериментальных результатов исследования мотивационных особенностей учителей разного уровня профессионального мастерства, напомним, что под мотивационной сферой личности мы понимаем совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию, выражающую направленность личности.
Используемая в настоящем исследовании методика К. Замфир «Мотивация профессиональной деятельности» (модификация А. А. Реана) позволяет выявлять на основе выраженности конкретных мотивов педагогической деятельности три мотивационных компонента: внутреннюю мотивацию (ВМ), внешнюю положительную мотивацию (ВПМ) и внешнюю отрицательную мотивацию (ВОМ). Кроме определения величины ВМ, ВПМ, ВОМ нами оценивалась и степень оптимальности мотивационного комплекса (&), которая при математической обработке имела следующее балльное выражение:
- если ВМ > ВПМ > ВОМ, тогда & = 6 баллов (высшая степень оптимальности);
- если ВПМ > ВМ > ВОМ, тогда & = 5 баллов;
- если ВМ > ВОМ > ВПМ, тогда & = 4 балла;
- если ВПМ > ВОМ > ВМ, тогда & = 3 балла;
- если ВОМ > ВМ > ВПМ, тогда & = 2 балла;
- если ВОМ > ВПМ > ВМ, тогда & = 1 балл.
Напомним, что ВМ составляют такие мотивы профессиональной деятельности, как удовлетворенность от самого процесса и результата работы, а также возможность более полной реализации именно в данной деятельности.
ВПМ составляют мотивы, отражающие потребность в материальном вознаграждении, в достижении социального престижа, уважения со стороны других, и стремление к продвижению по работе.
Для ВОМ характерны стремления избежать критики со стороны администрации и уйти от возможных неприятностей и наказаний.
|
При сравнении мотивационных особенностей педагогов разного уровня мастерства нами был использован t-критерий Стьюдента. Результаты сравнительного исследования отражены в табл. 4.8.
Таблица 4.8
Результаты сравнительной диагностики мотивационных
особенностей педагогов разной успешности
Показатели | Учителя ВПМ | Учителя НПМ | Критерий разности (L) | Уровень значимости (р) |
Внутренняя мотивация | 4,2 | 3,9 | 1,4 | Незначима |
Внешняя положительная мотивация | 3,2 | 2,9 | 0,8 | Незначима |
Внешняя отрицательная мотивация | 2,4 | 3,2 | 2,3 | 0,05 |
Мотивационное соотношение (оптимальное) | 5,0 | 4,0 | 2,0 | 0,05 |
Из полученных результатов следует, что в структуре мотивации педагогов обеих групп преобладает ВМ, но на второй позиции у низкоуспешных учителей находится ВОМ, а у высокоуспешных — ВПМ. Кроме того, можно заметить, что мотивационное соотношение (&) в группе учителей-мастеров имеет почти наивысшую степень оптимальности (по усредненному показателю & = 5) и достоверно отличается от оптимальности мотивационного комплекса учителей-немастеров.
Приведенные в табл. 4.8. данные свидетельствуют и о том, что из всей мотивационной структуры учителя разной успешности достоверно отличаются друг от друга наиболее сильно по компоненту, отражающему внешнюю отрицательную мотивацию. То есть у учителей НПМ стремление избежать критики со стороны руководителей или коллег, а также уйти от возможных наказаний или неприятностей имеет больший удельный вес в мотивационном обеспечении их деятельности, чем у педагогов ВПМ.
|
Данный факт отражает, по-видимому, действие приспособительного механизма, защищающего педагогов НПМ от возможных дополнительных стресс-агентов педагогической деятельности, обязательно возникающих при активизации педагогической позиции. К тому же если учесть обнаруженную ранее у учителей НПМ большую степень депрессивности и застенчивости в сравнении с педагогами ВПМ, то можно заключить, что пассивно-оборонительные стресс-реакции находят в данном случае свое мотивационное обеспечение.
В этой связи хотелось бы отметить и особенности ВМ учителей разной успешности. По табличным результатам видно, что достоверных отличий в целом по ВМ между учителями обеих групп не наблюдается, но выявлены значимые отличия по одной из сторон данного мотивационного компонента. Так, более высокую потребность в полной самореализации именно в данной деятельности имеют учителя-мастера в сравнении с немастерами (t = 2,01; р < 0,05), что в ракурсе исследуемой проблематики можно трактовать как мотивационный фактор, способствующий повышению стрессоустойчивости учителей высокой успешности.
С целью выяснения взаимоотношений мотивационной сферы и стресс-проявлений нами проведен корреляционный анализ. Подробные результаты внутригруппового корреляционного анализа представлены в табл. 4.9 и 4.10.
Результаты корреляционного анализа, проведенного внутри выборки низкоуспешных учителей, свидетельствуют об отсутствии значимых корреляционных связей между мотивационными компонентами и стресс-реакциями. Этот феномен можно трактовать как низкую дифференциацию связен стресс-проявлений относительно особенностей мотивационной сферы, что косвенно может свидетельствовать о повышенном уровне дезорганизации деятельности и дисгармоничности в развитии личности учителей-немастеров.
|
Таблица 4.9
Коэффициенты корреляции стресс-проявлений с мотивационными компонентами в группе учителей ВПМ
Показатель | Депрессивность | Раздражительность | Застенчивость | Эмоциональная лабильность | Стрессоустойчивость |
Внутренняя мотивация | -,55 | -,55 | -,42 | -,54 | -,12 |
Внешняя положительная мотивация | ,11 | ,22 | ,05 | ,14 | -,29 |
Внешняя отрицательная мотивация | ,29 | ,41 | ,06 | ,45 | -,27 |
Мотивационное соотношение (оптимальное) | -,28 | -,47 | -,05 | -,39 | ,09 |
Таблица 4.10
Коэффициенты корреляции стресс-проявлений с мотивационными компонентами в группе учителей НПМ
Показатель | Депрессивность | Раздражительность | Застенчивость | Эмоциональная лабильность | Стрессоустойчивость |
Внутренняя мотивация | -,09 | -,15 | -,32 | -,09 | ,12 |
Внешняя положительная мотивация | -,26 | -,16 | -,34 | -,27 | ,29 |
Внешняя отрицательная мотивация | -,09 | -,01 | ,,01 | -,14 | -,18 |
Мотивационное соотношение (оптимальное) | -,04 | -,21 | -,38 | -,03 | ,07 |
Примечания к табл. 4.9 и 4.10:
а) нули перед точкой коэффициентов корреляции опущены;
б) жирным шрифтом выделены значимые коэффициенты корреляции на уроню надежности р = 0,05 и выше.
В то же время отрицательная связь оптимальности мотивационного комплекса с застенчивостью (r = -0,38 при р < 0,05) отражает позитивное влияние этой мотивационной особенности па стрессоустойчивость учителей НПМ. Полученный результат может свидетельствовать о включенности педагогической направленности низкоуспешных учителей в процесс преодоления ими стресса.
Наличие значимых связей между ВМ и всеми стресс-проявлениями (за исключением экспертной оценки стрессоустойчивости) свидетельствует о большом влиянии этого мотивационного компонента на стрессоустойчивость учителей высокой успешности, что отражается в следующих коэффициентах корреляции:
1. r (1; 2) = -0,55 (р < 0,01). Отрицательная связь депрессивности с ВМ.
2. r (1;3) = -0,55(р < 0,01). Отрицательная зависимость между раздражительностью и ВМ педагога.
3. r (1; 4) = -0,45 (р < 0,05). Обратно пропорциональная зависимость между уровнем застенчивости и выраженностью ВМ.
4. r (1; 5) = -0,54 (р < 0,01). Наличие отрицательной связи эмоциональной лабильности с ВМ учителей высокой успешности.
В свою очередь, ВОМ оказывает негативное влияние на стрессоустойчивость педагога-мастера, на что указывают такие коэффициенты корреляции, как:
5. r (3; 3) = 0,41 (р < 0,05). Наличие положительной связи между раздражительностью и ВОМ.
6. r (3; 5) = 0,45 (р < 0,05). Прямая положительная связь между уровнем эмоциональной лабильности и ВОМ.
О позитивном влиянии степени оптимальности мотивационного соотношения на стрессоустойчивость высокоуспешных учителей свидетельствуют следующие коэффициенты корреляций:
7. r (4; 3) = - 0,47 (р < 0,05). Связь указывает на то, что с повышением оптимальности мотивационного комплекса уменьшается проявление раздражительности у педагогов-мастеров.
8. r (4; 5) = -0,39. Наличие отрицательной связи между оптимальностью мотивационного соотношения и уровнем эмоциональной лабильности отражает факт стимулирующего влияния степени оптимальности па устойчивость эмоциональных реакций.
Резюме
Подводя итоги исследования мотивационных особенностей педагогов высокого и низкого профессионального мастерства и их влияния на стрессоустойчивость, можно отметить следующее: педагогическая направленность учителей ВПМ характеризуется более высокой степенью оптимальности мотивационного комплекса и пониженными значениями внешней отрицательной мотивации в сравнении с мотивационной структурой педагогов НПМ.
Также выявлено положительное влияние степени оптимальности мотивационного соотношения на стрессоустойчивость учителей обеих выборок, что позволяет рассматривать данный факт как мотивационное обеспечение стрессоустойчивости учителей высокой и низкой успешности.