Исследование особенностей мотивации учителей относительно степени их стрессоустойчивости




Прежде чем перейти к изложению и обсуждению экспериментальных результатов исследования мотивационных особенностей учителей разного уровня профессионального мастерства, напомним, что под мотивационной сферой личности мы понимаем совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию, выражающую направленность личности.

Используемая в настоящем исследовании методика К. Замфир «Мотивация профессиональной деятельности» (модификация А. А. Реана) позволяет выявлять на основе выраженности конкретных мотивов педагогической деятельности три мотивационных компонента: внутреннюю мотивацию (ВМ), внешнюю положительную мотивацию (ВПМ) и внешнюю отрицательную мотивацию (ВОМ). Кроме определения величины ВМ, ВПМ, ВОМ нами оценивалась и степень оптимальности мотивационного комплекса (&), которая при математической обработке имела следующее балльное выражение:

- если ВМ > ВПМ > ВОМ, тогда & = 6 баллов (высшая степень оптимальности);

- если ВПМ > ВМ > ВОМ, тогда & = 5 баллов;

- если ВМ > ВОМ > ВПМ, тогда & = 4 балла;

- если ВПМ > ВОМ > ВМ, тогда & = 3 балла;

- если ВОМ > ВМ > ВПМ, тогда & = 2 балла;

- если ВОМ > ВПМ > ВМ, тогда & = 1 балл.

Напомним, что ВМ составляют такие мотивы профессиональной деятельности, как удовлетворенность от самого процесса и результата работы, а также возможность более полной реализации именно в данной деятельности.

ВПМ составляют мотивы, отражающие потребность в материальном вознаграждении, в достижении социального престижа, уважения со стороны других, и стремление к продвижению по работе.

Для ВОМ характерны стремления избежать критики со стороны администрации и уйти от возможных неприятностей и наказаний.

При сравнении мотивационных особенностей педагогов разного уровня мастерства нами был использован t-критерий Стьюдента. Результаты сравнительного исследования отражены в табл. 4.8.

Таблица 4.8

Результаты сравнительной диагностики мотивационных

особенностей педагогов разной успешности

Показатели Учителя ВПМ Учителя НПМ Критерий разности (L) Уровень значимости (р)
         
Внутренняя мотивация 4,2 3,9 1,4 Незначима
Внешняя положительная мотивация 3,2 2,9 0,8 Незначима
Внешняя отрицательная мотивация 2,4 3,2 2,3 0,05
Мотивационное соотношение (оптимальное) 5,0 4,0 2,0 0,05

Из полученных результатов следует, что в структуре мотивации педагогов обеих групп преобладает ВМ, но на второй позиции у низкоуспешных учителей находится ВОМ, а у высокоуспешных — ВПМ. Кроме того, можно заметить, что мотивационное соотношение (&) в группе учителей-мастеров имеет почти наивысшую степень оптимальности (по усредненному показателю & = 5) и достоверно отличается от оптимальности мотивационного комплекса учителей-немастеров.

Приведенные в табл. 4.8. данные свидетельствуют и о том, что из всей мотивационной структуры учителя разной успешности достоверно отличаются друг от друга наиболее сильно по компоненту, отражающему внешнюю отрицательную мотивацию. То есть у учителей НПМ стремление избежать критики со стороны руководителей или коллег, а также уйти от возможных наказаний или неприятностей имеет больший удельный вес в мотивационном обеспечении их деятельности, чем у педагогов ВПМ.

Данный факт отражает, по-видимому, действие приспособительного механизма, защищающего педагогов НПМ от возможных дополнительных стресс-агентов педагогической деятельности, обязательно возникающих при активизации педагогической позиции. К тому же если учесть обнаруженную ранее у учителей НПМ большую степень депрессивности и застенчивости в сравнении с педагогами ВПМ, то можно заключить, что пассивно-оборонительные стресс-реакции находят в данном случае свое мотивационное обеспечение.

В этой связи хотелось бы отметить и особенности ВМ учителей разной успешности. По табличным результатам видно, что достоверных отличий в целом по ВМ между учителями обеих групп не наблюдается, но выявлены значимые отличия по одной из сторон данного мотивационного компонента. Так, более высокую потребность в полной самореализации именно в данной деятельности имеют учителя-мастера в сравнении с немастерами (t = 2,01; р < 0,05), что в ракурсе исследуемой проблематики можно трактовать как мотивационный фактор, способствующий повышению стрессоустойчивости учителей высокой успешности.

С целью выяснения взаимоотношений мотивационной сферы и стресс-проявлений нами проведен корреляционный анализ. Подробные результаты внутригруппового корреляционного анализа представлены в табл. 4.9 и 4.10.

Результаты корреляционного анализа, проведенного внутри выборки низкоуспешных учителей, свидетельствуют об отсутствии значимых корреляционных связей между мотивационными компонентами и стресс-реакциями. Этот феномен можно трактовать как низкую дифференциацию связен стресс-проявлений относительно особенностей мотивационной сферы, что косвенно может свидетельствовать о повышенном уровне дезорганизации деятельности и дисгармоничности в развитии личности учителей-немастеров.

Таблица 4.9

Коэффициенты корреляции стресс-проявлений с мотивационными компонентами в группе учителей ВПМ

Показатель Депрессивность Раздражительность Застенчивость Эмоциональная лабильность Стрессоустойчивость
           
Внутренняя мотивация -,55 -,55 -,42 -,54 -,12
Внешняя положительная мотивация ,11 ,22 ,05 ,14 -,29
Внешняя отрицательная мотивация ,29 ,41 ,06 ,45 -,27
Мотивационное соотношение (оптимальное) -,28 -,47 -,05 -,39 ,09

Таблица 4.10

Коэффициенты корреляции стресс-проявлений с мотивационными компонентами в группе учителей НПМ

Показатель Депрессивность Раздражительность Застенчивость Эмоциональная лабильность Стрессоустойчивость
           
Внутренняя мотивация -,09 -,15 -,32 -,09 ,12
Внешняя положительная мотивация -,26 -,16 -,34 -,27 ,29
Внешняя отрицательная мотивация -,09 -,01 ,,01 -,14 -,18
Мотивационное соотношение (оптимальное) -,04 -,21 -,38 -,03 ,07

Примечания к табл. 4.9 и 4.10:

а) нули перед точкой коэффициентов корреляции опущены;

б) жирным шрифтом выделены значимые коэффициенты корреляции на уроню надежности р = 0,05 и выше.

 

В то же время отрицательная связь оптимальности мотивационного комплекса с застенчивостью (r = -0,38 при р < 0,05) отражает позитивное влияние этой мотивационной особенности па стрессоустойчивость учителей НПМ. Полученный результат может свидетельствовать о включенности педагогической направленности низкоуспешных учителей в процесс преодоления ими стресса.

Наличие значимых связей между ВМ и всеми стресс-проявлениями (за исключением экспертной оценки стрессоустойчивости) свидетельствует о большом влиянии этого мотивационного компонента на стрессоустойчивость учителей высокой успешности, что отражается в следующих коэффициентах корреляции:

1. r (1; 2) = -0,55 (р < 0,01). Отрицательная связь депрессивности с ВМ.

2. r (1;3) = -0,55(р < 0,01). Отрицательная зависимость между раздражительностью и ВМ педагога.

3. r (1; 4) = -0,45 (р < 0,05). Обратно пропорциональная зависимость между уровнем застенчивости и выраженностью ВМ.

4. r (1; 5) = -0,54 (р < 0,01). Наличие отрицательной связи эмоциональной лабильности с ВМ учителей высокой успешности.

В свою очередь, ВОМ оказывает негативное влияние на стрессоустойчивость педагога-мастера, на что указывают такие коэффициенты корреляции, как:

5. r (3; 3) = 0,41 < 0,05). Наличие положительной связи между раздражительностью и ВОМ.

6. r (3; 5) = 0,45 < 0,05). Прямая положительная связь между уровнем эмоциональной лабильности и ВОМ.

О позитивном влиянии степени оптимальности мотивационного соотношения на стрессоустойчивость высокоуспешных учителей свидетельствуют следующие коэффициенты корреляций:

7. r (4; 3) = - 0,47 (р < 0,05). Связь указывает на то, что с повышением оптимальности мотивационного комплекса уменьшается проявление раздражительности у педагогов-мастеров.

8. r (4; 5) = -0,39. Наличие отрицательной связи между оптимальностью мотивационного соотношения и уровнем эмоциональной лабильности отражает факт стимулирующего влияния степени оптимальности па устойчивость эмоциональных реакций.

Резюме

Подводя итоги исследования мотивационных особенностей педагогов высокого и низкого профессионального мастерства и их влияния на стрессоустойчивость, можно отметить следующее: педагогическая направленность учителей ВПМ характеризуется более высокой степенью оптимальности мотивационного комплекса и пониженными значениями внешней отрицательной мотивации в сравнении с мотивационной структурой педагогов НПМ.

Также выявлено положительное влияние степени оптимальности мотивационного соотношения на стрессоустойчивость учителей обеих выборок, что позволяет рассматривать данный факт как мотивационное обеспечение стрессоустойчивости учителей высокой и низкой успешности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: