Вводные замечания
Основные стратегии в повышении адаптированности лиц, относящихся по своему профессиональному статусу к соционимическим видам деятельности, на наш взгляд, заключаются в использовании ресурсов индивидного, личностного и субъектного уровней индивидуальности человека.
Так, различные способы регуляции психофизиологического тонуса, предполагающие, в первую очередь, нормализацию организменных функций (дыхание и сердечно-сосудистая система), а уже затем, на основе системности в формировании целостного состояния (Е. П. Ильин, 1980), способствующие уменьшению нервно-психического напряжения, могут быть отнесены к ресурсам индивидной составляющей человека в противодействии психическому стрессу и, соответственно, повышению его адаптированности.
В свою очередь, различные группы методов, направленные на реализацию характерологических и мотивационных потенций (тренинги личностного роста, упражнения по выработке уверенности в себе и формированию позитивных установок) являются личностно-ориентированными средствами, увеличивающими стрессоустойчивость человека.
И наконец, разнообразные пути и формы повышения профессиональной компетентности (семинары, тренинги деловых навыков и креативности, деловые и имитационно-организационные игры), а также сознательное формирование индивидуального стиля деятельности (поведения) относятся к технологиям повышения адаптированности через привлечение ресурсов человека как субъекта деятельности. Ниже приводятся распространенные и, на наш взгляд, наиболее продуктивные в связи с обозначенным подходом технологии повышения адаптационных возможностей человека.
|
5.1. Способы регуляции психофизиологического состояния*
* Упражнения по регуляции психосоматического тонуса и аутогенной тренировке приводятся с незначительными дополнениями и изменениями на основе следующих источников: Ладанов И. Д. Управление стрессом. М., 1989; Дзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте. М., 1985.
Упражнение «Наблюдение»
1. В процессе наблюдений за людьми делайте выводы о преобладании у них положительных и отрицательных эмоций.
2. Опишите состояние тех, кто переживает преимущественно положительные или отрицательные эмоции (внешний вид, походка, поза, жестикуляция, цвет лица, наличие морщин).
3. Наблюдая за людьми, старайтесь определить причины изменения их настроения. Как наблюдаемые воспринимают других?
4. Оцените свою способность переносить стрессовые нагрузки.
Упражнение «Контроль над мышцами»
Исходное положение: сидя на стуле, согните иизо всех сил напрягите указательный палец правой руки. Проверьте: как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы. А еще? В кисть руки. А дальше? Затем в локоть, в плечо, в шею. Левая рука напрягается. Проверьте! Почувствуйте напряжение мышц.
Уберите излишнее напряжение. Держите палец напряженным, но освободите шею. Освободите плечо, потом локоть. Нужно, чтобы рука двигалась свободно (палец держите напряженным, как и прежде). Снимите излишки напряжения с большого пальца, с безымянного (указательный напряжен по-прежнему). Теперь снимите напряжение и с указательного пальца.
Напрягите левую ногу так, как если бы вы вдавливали каблуком в пол гвоздь. Проверьте напряжение мышц в теле. Почему напряглась правая нога? Нет ли излишков напряжения в спине?
|
Встаньте. Наклонитесь. Напрягите спину таким образом, будто вам положили на спину ящик с большим грузом. Для этого вспомните ощущения из прошлого опыта (когда вы переносили какие-нибудь тяжести). Проверьте напряжение в теле. Как напряжены колени? Чувствуете ли вы напряжение в глазах?
Это упражнение тренирует навыки мышечного внимания — умения быстро и точно направлять мышечный контроль к любой группе мышц. Этот процесс самопроверки и снятия излишнего напряжения должен быть доведен до механической, бессознательной деятельности.
Упражнение «Интерпретация позы» («оживленная скульптура»)
По репродукции, фотографии в журнале или скульптуре обучаемый воспроизводит позу, называет и объясняет смысл напряжения различных групп мышц. Для чего напрягают мышцы? К какому действию подготавливает поза? Как будет действовать субъект на базе данной позы?
Упражнение «Голова»
Представитель управленческих профессий (менеджер, педагог) вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на подчиненных (учащихся): в чем-то их сдерживать, подавлять их волю и активность, оценивать, контролировать. Такое интенсивное управление производственной (учебной) ситуацией вызывает у управленца «стресс руководства» и, как следствие этого, — перенапряжение, различные физические недомогания. Одной из наиболее частых жалоб является сетование на головные боли, тяжесть в затылочной области головы.
Предлагаемое упражнение помогает снять неприятные соматические ощущения. Встаньте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.