Одним из широко распространенных профессиональных «недостатков» представителя управленческих видов деятельности является его взрослость. Парадоксально, но факт. Так, например, учитель подходит к ребенку из непонятного и в чем-то чуждого последнему «мира взрослых», в котором на каждом шагу — ограничения, правила, нормы. Являясь представителем «мира взрослых» для учащегося, учитель как бы «отодвигается» от ребенка, становится ему непонятным и вызывает в нем либо подавленность, либо агрессию, бунт, желание нарушить дисциплину. Разумеется, ведущая роль учителя в учебно-воспитательном процессе необходима, однако отчуждение и противостояние, которые она вызывает у ребенка, могут быть существенно смягчены.
Этого можно достигнуть, если учитель поработает над собой с целью «оживления» и обновления своих воспоминаний о том, каким он был в детстве (а менеджер — в роли подчиненного) и какие впечатления переживал. Регулярно актуализируя воспоминания о своем детстве, учитель психологически сможет приблизиться к своему ученику, начнет лучше его понимать, при этом сохраняя и даже упрочивая свою роль ведущего.
Предлагаем вам несколько упражнений для актуализации «комплекса детскости». Во время посещения своих родителей (знакомых) расспросите их о том, каким вы были в детстве (когда занимали более низкую должность), какие шалости и проделки (недоработки) вы совершали. В ходе рассказа попробуйте живо представить себя ребенком (начинающим работником) и как бы заново пережить свои детские (ранние) впечатления. Главное, вспомните, какие внутренние мотивы заставили вас тогда совершить тот или иной поступок.
Например, в составе класса вы прогуляли урок (прямо сказали начальнику, что о нем думаете). Это был геройский поступок! Вы впервые в жизни проявили самостоятельность (позволили себе открыто заявить недовольство). А как вы презирали тех учащихся (коллег), которые не смогли поддержать общий «почин» и явились на урок (безропотно выполняли явно необдуманные решения начальства)! С каким страхом и одновременно удовольствием вы «вкусили запретный плод»!
|
Организуйте для себя регулярные занятия, посвященные воспоминаниям о вашей прежней школьной (производственной) поре. Постарайтесь почувствовать своих учеников (подчиненных), опираясь на свой ранний опыт, попробуйте понять мотивы их поступков, посочувствовать им, проявите к ним доверие. Через некоторое время вы заметите, что нарушения дисциплины в вашем классе становятся все реже и реже. В чем причина? Дело в том, что подопечные откликнулись на ваше предложение к взаимодействию: ваше желание понять и почувствовать их состояние вызывает с их стороны такие же чувства. У них пропадает стремление к бунту, противостоянию, демонстрации «во что бы то ни стало» своей независимости. Они почувствовали себя ВМЕСТЕ С ВАМИ.
Упражнение «Открытость»
Одним из условий успеха в управленческой (и особенно в педагогической) деятельности выступают умения правильно общаться, вступать во взаимодействие в ходе диалога или полилога. Часто удачно осуществляя вербальное поведение при формулировании вопросов и ответов, говорящий все же мало следит за своим внутренним состоянием, особенно в тех случаях, когда он общается с подчиненными (учащимися). Тем не менее известен факт: можно сформулировать правильные и не вызывающие возражений положения, но через свое состояние транслировать отрицательные эмоции, полностью блокирующие процесс взаимодействия, такие, например, как высокомерие, холодность, пренебрежение, отчуждение. В результате слушатели не воспримут ваши целесообразные воздействия, начнут протестовать против ваших требований, демонстративно пренебрегать ими.
|
Для того чтобы исключить в себе эмоции блокирования диалога и активизировать внутреннее состояние открытости к взаимодействию, предлагаем несколько простых упражнений.
Перед вами — собеседник (ученик, коллега по работе, член семьи). Постарайтесь придать своему лицу доброжелательность, улыбнитесь, кивните собеседнику в знак того, что вы его внимательно слушаете и понимаете. «Распахните» свою душу перед человеком, с которым вы взаимодействуете, постарайтесь психологически близко подойти к нему.
Получилось? Ну а теперь вступайте в диалог!
Упражнение «Ритм»
Это упражнение поможет вам сформировать открытость к собеседнику. Выполнять его необходимо в паре с одним из близких вам людей.
Два человека встают лицом друг к другу и договариваются о своих ролях: один — ведущий, второй — «зеркало». Руки участников подняты на уровень груди и повернуты ладонями навстречу друг другу. Ведущий начинает осуществлять произвольные движения руками, а играющий роль «зеркала» пытается отразить их в том же ритме. Роли несколько раз меняются.
Психологический смысл упражнения состоит в том, чтобы почувствовать внутренний «ритм» другого человека и как можно полнее отразить его. При этом полезно подумать о том, что каждый человек (ученик, коллега по работе, член вашей семьи) — индивидуальность, обладающая уникальным психологическим «ритмом», и чтобы правильно понять человека, необходимо прежде всего почувствовать его энергетику, темперамент, направленность, динамику, внутреннюю экспрессию.
|
Упражнение «Резервуар»
При разговоре с собеседником сыграйте роль «пустой формы», резервуара, в которые ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои слова, состояния, мысли, чувства. Постарайтесь достигнуть внутреннего состояния «резервуара»: вы — форма, вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в свое внутреннее пространство. Отбросьте свои личные оценки— вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма!
Трудно? Потренируйтесь перед началом беседы 2-3 раза, и у вас будет легко получаться. Затем, когда вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог и постарайтесь беспристрастно и нетенденциозно отнестись к своему собеседнику. Это поможет вам лучше понять его.
Упражнение «Фокусировка »
Упражнение выполняется за 10-15 минут до начала работы и направлено на повышение способности к самоконтролю. Удобно расположитесь в кресле или на стуле. Отдавая самому себе команды, сосредоточьте свое внимание на том или ином участке тела и почувствуйте его теплоту. Например, по команде«Тело!» сосредоточьтесь на своем теле, по команде «Рука!» — на правой руке, «Кисть!» — на кисти правой руки, «Палец!» — на указательном пальце правой руки и, наконец, по команде «Кончик пальца!» — на кончике указательного пальца правой руки. Команды следует подавать самому себе с интервалами 10-12 секунд (найдите при этом благоприятный для вас ритм).