Подготовка современных менеджеров может быть организована на двух уровнях, отличающихся друг от друга степенью вовлеченности слушателей в учебный процесс.
Это, во-первых, пассивно-созерцательный уровень, когда обучающиеся прослушивают на лекциях соответствующие темы учебного плана и, самое большее, пытаются применить усвоенные схемы к типовым задачам на практических занятиях.
Во-вторых, это активно-деятельностный уровень, обучение на котором построено на создании собственного управленческого опыта путем выработки навыков поведения и принятия решений в неоднозначных, слабоструктурированных ситуациях, когда достижению цели препятствуют объективные обстоятельства и намерения других людей.
Несмотря на то, что первый уровень имеет не очень высокую эффективность обучения и столь непривлекательное название, представляется все же невозможным полностью отказаться от него. Ведь именно здесь закладываются основы знаний по соответствующей учебной дисциплине, формируются логические схемы и концепции для последующего анализа собственной управленческой практики. Вместе с тем решающее значение для успешного формирования управленческих навыков в ходе обучения и последующей управленческой адаптации приобретает активно-деятельностный уровень, позволяющий уже в ходе занятий моделировать будущую деятельность в качестве менеджера. Отсюда возникает необходимость подготовки методического обеспечения для проведения занятий на активно-деятельностном уровне, включающем как саму схему проведения упражнений (собственно управленческие ситуации), так и технические средства обучения, направленные на обеспечение необходимой информации и установление обратной связи.
|
Исходя из этого, мы решили остановиться на теоретических и методических аспектах организации видеотренинга основных ролей менеджера как основных поведенческих единиц его труда.
В ходе ролевого видеотренинга перед участниками ставятся следующие задачи:
—подробно познакомиться с особенностями управленческой деятельности, спецификой труда руководителя, а также с основными ролями менеджера;
—уяснить специфику управленческих действий, характерных для каждой из ролей менеджера;
—выработать навыки эффективного поведения в различных управленческих ситуациях, требующих отыгрывания соответствующих ролей;
—сформировать навыки анализа и самоанализа успешности управленческого поведения с точки зрения соответствия той или иной роли, качества принятого управленческого решения.
С учетом того что в ходе тренинговых упражнений и их последующего обсуждения будут использоваться понятия и закономерности, связанные с научным анализом проблем управления, желательно, чтобы видеотренингу предшествовала некоторая общетеоретическая подготовка: например, хотя бы в первом приближении был освоен круг вопросов, связанных с такими понятиями, как «менеджмент», «основные разделы менеджмента», «функции управления», «мотивация», «личность менеджера», «деловое общение», «роли менеджера» и др.
Вместе с тем описываемый ниже видеотренинг представляет собой достаточно самостоятельный учебный материал; поэтому занятия с разыгрыванием ролей могут выступать в качестве предворяющих основной лекционный курс. В этом последнем случае обязательным является самостоятельное изучение разделов 5.1 и 5.2, во всех остальных вариантах организации учебного процесса первые два раздела играют информационно-справочную роль. Исходя из этого определяется минимальная временная протяженность ролевого видеотренинга, равная двум-трем полным учебным дням.
|
Весьма важным является то, что упражнения по эффективному отыгрыванию менеджерских ролей проводятся с широким использованием учебного видеооборудования (минимальная конфигурация — это комплекс, состоящий из видеокамеры и телевизора), позволяющего не только резко увеличить скорость и качество обратной связи (использование видеотехники дает возможность участникам посмотреть на себя со стороны, увидеть глазами других и осознать свои сильные и слабые стороны) но и создает предпосылки для формирования навыков анализа собственного управленческого поведения.
Кроме того, разбор отснятых видеосюжетов проводится в условиях группового обсуждения, что также способствует формированию профессионально важных качеств будущего менеджера: умения аргументированно отстаивать свою точку зрения, влиять на формирование общегруппового мнения или принимать доводы других.
Предлагаемые для видеотренинга задания обладают еще одной важной особенностью. Дело в том, что подавляющее большинство практических ситуаций и проблемных заданий, встречающихся в научно-методической литературе по подготовке менеджеров, рассматривают вопросы высшего звена управления организацией, то есть типичным является задание, когда обучающегося ставят в положение руководителя какой-либо компании (фирмы, банка и т.п.), определяют ресурсы, дают дополнительную информацию и предлагают принять на основании этого, управленческое решение. Но ведь после прохождения менеджерской подготовки и даже присвоения соответствующей квалификации человек не получает автоматически руководящую должность и тем более не назначается первым руководителем в какой-либо организации! Те, кто получает менеджерскую подготовку, как правило, находятся только в начале своей управленческой карьеры и если и занимают руководящую должность, то, как правило, на низшем уровне управления (в крайнем случае осуществляют руководство малым предприятием). Поэтому в пособии содержатся управленческие ситуации, описывающие проблемы самого многочисленного и разнообразного слоя руководителей — менеджеров первичного (низового) звена.