Какой ислам угоден Богу?




Выступающие от имени Корана эксклюзивисты чаще всего цепляются за айаты 19 и 85 из суры 3, интерпретируя их в том смысле, что именно ислам представляет собой единственно угодное Богу исповедание. И такое толкование обычно звучит в предлагаемых российским мусульманам переводах Корана, подготовленных под руководством или при содействии зарубежных духовных инстанций традиционалистской ориентации. В частности, у Э. Кулиева эти айаты соответственно передаются так: «Воистину, религией у Аллаха является ислам»; «От того, кто ищет иную религию, помимо ислама, это никогда не будет принято…» ][5].

Некоторые богословы, по-видимому, осознавая несовместимость такой интерпретации с кораническим признанием доисламских пророков, делают оговорку, что в указанных айатах Божья угроза адресована людям, отказывающимся признать посланничество Мухаммада. В комментариях к айату 3: 85 авторы «аль-Мунтахаба» пишут: «После того, как Мухаммад… был избран Аллахом посланником, тот, кто выберет какую-нибудь религию, а не ислам и его шариат, вызовет недовольство Аллаха, и… в будущей жизни будет ему мучительное наказание». Та же мысль, но вложенная в уста самого Пророка, высказывается и в комментариях, данных к этому айату Э. Кулиевым. В передаче Абу-Хурайры здесь приводятся такие слова Пророка: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада! Если кто-либо из этой общины, будь то иудей или христианин, услышит обо мне и умрет, так и не уверовав в то, с чем я был послан, то он непременно окажется обитателем Огня».

Этот хадис, заметим, не вошел ни в один из шести канонических сводов, кроме свода Муслима (М 153)[6]. Сам факт его отсутствия у аль-Бухари при том, что он единственный хадис на данную тему, уже вызывает определенную настороженность. Кроме того, хадис принадлежит к разряду āхад[7], а таковые, как считают многие богословы (особенно среди ханафитов), не могут быть основанием для категорических — догматических или нормативных — заключений.

Неясно также, о какой общине собственно идет речь — об арабах вообще или только о современниках Пророка, или об одних мекканцах, мединцах, а может быть, об определенном племени или роде. Ведь без таких сведений — а их нет! — слишком рискованно будет делать столь далеко идущие выводы, относя хадис ко всем народам и ко всем временам, начиная с VII в.

Более серьезное возражение против достоверности понятого таким образом хадиса состоит в следующем. Неужели одного лишь знания о Пророке понаслышке достаточно для веры в него? А что, если мусульманскую религию донесли до человека в искаженном виде, как это делают не только недоброжелатели ислама, но и немалое число его невежественных приверженцев?[8]

Главное, однако, в другом — в противоречии этого хадиса Корану, а ведь Пророк никак не мог учить о чем-либо, идущем вразрез с Божьим Писанием. Цитируемые выше айаты 2:112 и 4:123–124, а также приведенный ниже айат 5:69 недвусмысленно свидетельствуют: для вечного спасения Бог поставил лишь два условия — вера в Него и творение добра.

Помимо указанных откровений, об этом говорят и другие отзывы Корана о современниках Пророка из числа иудеев и христиан Аравии, и сие при всем их отклонении от собственно иудейской и, соответственно, христианской ортодоксии[9] и при всей их вражде (особенно иудеев) к Пророку и вооруженных столкновениях с мусульманами. В частности, сура 3 отмечает:

Не все они одинаковы, приверженцы Библии.

Есть среди них благочестивые,

Кто проводит ночи в чтении откровений Божиих,

Творя молитвы;

Они веруют в Бога и Последний день,

Склоняют к благому, остерегая от дурного,

Усердствуют в добрых делах;

Таковые истинно праведны.

(3:113–114)

А в суре 7 об иудеях сказано:

И в народе Моисеевом есть такие,

Кто следует путем истины,

Кто справедливо судит по ней.

(7:159)

Но вернемся к самим айатам 3:19, 85 и посмотрим, насколько адекватна их эксклюзивистская интерпретация. Фигурирующее в арабском оригинале слово «ислам» действительно впоследствии стало обозначать религию, проповедуемую пророком Мухаммадом. Но в Коране это слово, как и производные от него, имеют и более широкий смысл, выражая идею преданности Богу и покорности Его воле. Поэтому, согласно Корану, все богооткровенные религии суть ислам, а их приверженцы — муслимун, «мусульмане». И Священное Писание широко прилагает такие эпитеты к доисламским пророкам и их последователям[10].

Кроме того, сам контекст айатов 3:19, 85 указывает на употребление здесь слова «ислам» именно в широком смысле. Первый айат следует за упоминанием свидетельства, данного Богом, а также ангелами и учеными мужами о том, что нет божества кроме Него. А второй айат завершает айаты, в которых говорится о покорности (асляма) Богу всех, кто на небесах и на земле, и о заповеди веры во всех прежних пророков, не делая меж ними различия.

Следовательно, указанным айатам соответствует следующее толкование и перевод: «Воистину, [угодная] Богу религия — это преданность (покорность) Ему [одному]»; «Кто изберет веру иную, нежели единобожие (покорность) Богу, / Она не будет [Им] принята…»[11].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: