Профетологическое водительство всеобще.




В Коране под «исламом» понимается и фитра — благоверная природа, или естественная вера, изначально заложенная во всех людях (см. 30:30). Такое исповедание человеческого рода состоялось в некий метафизический, трансисторический момент, о котором повествуется в айате 7:172. Собрав всех будущих людей (их души?), Бог спросил:

— Не Я ли Господь ваш?

— Да, воистину, — отвечали они. —

Мы [это] свидетельствуем.

И это исповедание, полагают (Д 4716; Х 2451), подразумевается в словах Пророка: «Каждый младенец рождается согласно фитре»[12]. С самого рождения все люди являются истинно верующими, «мусульманами». Только потом, под воздействием религиозной среды, они могут отклониться от этой веры. Но даже если они вырастут в немусульманской среде, то до достижения совершеннолетия они считаются «мусульманами» и в случае смерти тут же попадут в Рай[13]. Некоторые богословы толкуют хадис о фитре и в том смысле, что изначальное признание Бога-Творца сохранится у людей, даже если они будут поклоняться Ему под иными именами или если, наряду с Ним, будут почитать и другие божества[14]. И такая интерпретация вполне сообразуется со словами вышеупомянутого айата 30:30 — «сотворенная Богом [фитра] неизменяема».

В вопросе о благоверной природе человека мусульманская доктрина существенно отличается от христианской. Обе религии учат о создании человека «по образу» Божьему[15], под которым обычно понимается наделение его такими «божественными», духовными качествами, как разум, свобода, совесть, вера и т.п. Как и Библия, Коран повествует о согрешении прародителей — Адама и Евы. Но ислам не разделяет христианскую трактовку последствий этого события, которая связывает с ним потерю человеком «богоподобия», субстанциональное изменение его природы, ставшей подлинно греховной, — «первородный грех» имеет наследственный характер, переходя от прародителей ко всем их потомкам, а снятие его стало возможным лишь благодаря жертве Иисуса. По учению Корана, сам грех Адама[16] был непреднамеренным, в состоянии забвения (20:115). А после удаления из Рая Адам и Ева — по внушению Божьему — раскаялись, и Бог простил их (2:37). Изначальная благоверная природа человека после «грехопадения» существенно не пострадала, ибо фитра, как было отмечено, неизменяема.

Согласно айату 20:122, Бог, приняв покаяние Адама, вновь приблизил его к Себе и направил на путь истинный. Другой айат (2:38) передает слова Божии, обращенные к прародителям и их потомкам:

Вам придет от Меня водительство —

Кто последует ему,

За таковых тревожиться нечего,

И не знать им печали.

Так Всевышний обещал людям водительство, в частности, дарованием Откровения, Писания и пророков, следование которым обеспечивает счастье и в этом мире, и в ином. Следовательно, путь к вечному блаженству был открыт с самого начала существования человека на земле.

Своей всеохватывающей милостью Бог всем человеческим общностям являл пророков, просвещающих и увещевающих их: «В каждом народе Мы воздвигали посланника» (16:35); «У каждого народа [был] свой наставник» (13:7). Такая универсальность пророческих миссий вытекает из фундаментальной установки коранической этики — принципа справедливости. И само арабское слово, выражающее это понятие, — ‘адль — этимологически означает «равенство», «быть равным, ровным». Божья справедливость предполагает не обходить вниманием ни один народ, никого не оставлять без пророческого дара.

Всеобщность пророческого дара выражает принцип справедливости и в другом его аспекте. Ведь без предварительного разъяснения соответствующих положений истинной веры и правил подобающего поведения нельзя осуждать людей за отклонения от них:

Мы являли посланников благовещать и предупреждать,

Дабы более не было у [неверных] людей оправдания.

(6:165).

И нет народа, кому не был [дарован] увещеватель.

(35:24)

Мы [никогда и никого] не подвергаем каре,

Не отправив прежде посланника [с предупреждением].

(17:15)

Коран учит не только о всеобщности пророческих миссий, но и об их субстанциональной идентичности. Все пророки проповедовали единую религию (4:163; 21:92; 23:51–52; 42:15), ядро которой составляет вера в единого Бога (16:36; 21:25; 41:14). Единобожие, общее между всеми пророками, и есть, как уже говорилось, «ислам». В этом смысле все богооткровенные религии равны, и никакая группа не имеет монополии на истину.

Поэтому Коран проповедует верность всем духовным миссиям, которые несли людям прежние посланники Божии. Айат 2:136 повелевает мусульманам заявлять:

Мы веруем в Бога и в ниспосланное нам откровение,

В ниспосланное Аврааму, Измаилу, Исааку, Иакову и коленам,

В полученное Моисеем и Иисусом —

В полученное всеми пророками от Господа их,

Не делая меж ними различия.

Наравне с последователями ислама на вечное спасение могут надеяться и приверженцы других религий:

Воистину, верующие в [Коран],

Иудеи, сабеи и христиане,

Всякий, кто верует в Бога и Судный день,

Верша добрые деяния, —

О них не должно тревожиться,

И не знать им печали.

(5:69)

Однако Коран признает не только пророков, имена которых известны по семитской традиции. В айате 40:78 Бог открывает Пророку Мухаммаду:

Мы являли посланников прежде тебя;

Об одних тебе Мы рассказывали,

О других же — нет.

Священное Писание мусульман упоминает около тридцати пророков. Согласно одному внеканоническому хадису, всего их было 124 тысячи (Х 21785)[17]. А коли всем народам были дарованы посланники Божии, то в основе и таких религий Востока, как индуизм, буддизм и конфуцианство, могло лежать богооткровенное вероучение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: