Учебный вопрос № 1. - Военно-социальная работа в ВС РФ.




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по дисциплине "Воспитательная работа"

Тема №5

Военно-социальная работа

Занятие №1. Организация военно-социальной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации

 

Методическая разработка

одобрена на заседании

предметно–методической

комиссии кафедры

Протокол № ___

от "___" _________ 201_ г.

 

 

г. Санкт-Петербург

УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

 

Учебная цель:

- уяснить сущность и организацию военно-социальной работы;

- ознакомиться с системой работы должностных лиц по организации военно-социальной работы и организацией войскового, ротного хозяйства как направлением военно-социальной работы.

Воспитательная цель:

- воспитание у студентов (будущих офицеров по воспитательной работе) ответственности за проведение военно-социальной работы среди подчиненных.

ВРЕМЯ: ____ 4 часа____.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ

На изучение данной темы отводится ___22 часа ____.

Вид учебного занятия – _________.

 

При подготовке к учебным занятиям необходимо:

- изучить приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 февраля 2005 г. №79 “О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных силах Российской Федерации”.

- определить и четко сформулировать цели темы и произвести расчет времени, необходимого для изучения основных вопросов;

- не позднее, чем за три дня до начала занятия, утвердить план проведения занятия по данной теме у начальника цикла, а в день, предшествующий проведению учебного занятия, проверить готовность учебной аудитории, средств ТСО, плакатов, слайдов и другого вспомогательного материала и материальных средств.

Занятие проводится методом лекции.

В ходе проведения лекции необходимо изложить основные систематизированные понятия по учебной дисциплине, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и проблемных вопросах и указывать направления дальнейшего их изучения. Главной задачей лекции считать организацию познавательной деятельности студентов, развитие их творческого мышления, формирование умения самостоятельно решать возникающие задачи.

Лекционное занятие проводить в информативно-проблемной форме. Информативная часть лекции имеет цель – изложение обучаемым учебного материала ознакомительного, обзорного и констатирующего характера. Проблемное изложение учебного материала необходимо проводить с целью обеспечения возможности творческого участия обучающихся в процессе усвоения новых знаний, формирования творческого мышления и познавательных интересов личности.

Информативно-проблемную форму изложения лекционного материала использовать при рассмотрении вопросов, тесно связанных с ранее изученным материалом в данной и обеспечивающих дисциплинах.

Занятие состоит из трех частей: вводной части, основной части и заключительной части занятия.

 

 

РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ

 

 

№ п/п Содержание занятия Время (минут)
1. Вводная часть  
2. Основная часть: - 1 учебный вопрос - 2 учебный вопрос - 3 учебный вопрос - 4 учебный вопрос      
3. Заключительная часть  

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТСО И МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

 

В ходе занятия преподаватель для систематизации и большей наглядности с помощью проектора высвечивает на экран подготовленные слайды. Для наглядности также используется классная доска и плакаты.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Военно-социальная работа в ВС РФ. 2. Организация военно-социальной работы в подразделении (части). 3. Система работы должностных лиц по организации военно-социальной работы в подразделении (части). 4. Организация войскового, ротного хозяйства как направление военно-социальной работы.  

 

 

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

 

1. Заслушать доклад дежурного по взводу о наличии студентов, проверить внешний вид и готовность личного состава взвода к занятию.

2. Проверить наличие студентов на учебном занятии по журналу успеваемости, отметить отсутствующих.

3. Объявить тему, цели занятия, учебные вопросы и перейти к основной части занятия.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Учебный вопрос № 1. - Военно-социальная работа в ВС РФ.

Военно-социальная работа - это деятельность государственных органов, органов военного управления, должностных лиц по реализации установленных законодательством социальных гарантий военнослужащим, членам их семей и обеспечения на этой основе их социальной защищенности, соответствующей характеру и интенсивности военной службы.

Основные задачи военно-социальной работы:

• изучение социальной ситуации в войсках (силах);

• правовое воспитание военнослужащих;

• обучение должностных лиц практике социальной работы;

• взаимодействие с государственными органами и общественными объединениями в интересах социальной защиты военнослужащих и членов их семей.

Военно-социальная работа - новый вид деятельности в Вооруженных Силах. Она осуществляется профессионально подготовленными специалистами в области социальной работы и профилактики правонарушений.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 28 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:

• реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;

• совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;

• охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

Деятельность по обеспечению социальной защиты выступает как одно из средств, гарантирующих военнослужащим реализацию их правового статуса, как необходимое условие действенности социального обеспечения, установленного государствам своим защитникам. Исходя из этого, военно-социальная работа представляет с собой социально-правовой механизм разрешения сложившегося противоречия между законодательно определенным статусом военнослужащих и реальным их положением в обществе, т.е. социальным статусом. Необходимость организации военно-социальной работы в Вооруженных Силах обусловлена:

• коренным изменением статусно-ролевого положения военнослужащих, когда контрактные обязательства, все больше наполняясь реальным смыслом, требуют установления ответственности государства перед военнослужащими за обеспечение минимума социальных благ, предусмотренных законом;

• наличием большого количества нерешенных социально-бытовых проблем воинских частей и гарнизонов;

• необходимостью осуществлять более широкие и
предметные связи военного командования с органами
государственной власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления, правоохранительными
органами, общественностью по решению социально-
бытовых вопросов военнослужащих;

• объективной необходимостью увеличения объема работы с
семьями военнослужащих.

Названные обстоятельства дают все основания выделять военно-социальную работу в относительно самостоятельное направление деятельности командиров, других должностных лиц, органов военного управления. Исходя из этого, военно-социальную работу в Вооруженных Силах можно определить как осуществляемую в тесном взаимодействии с органами государственной власти, общественными объединениями деятельность органов военного управления, воинских должностных лиц с использованием правовых, организационных, воспитательных средств по реализации установленных законодательством социальных гарантий военнослужащих и членов их семей, и созданию на этой основе социальных условий для более эффективного решения задач боевой готовности, укрепления правопорядка и воинской дисциплины, поддержания высокого уровня морально-психологического состояния военнослужащих.

Важное значение для понимания сущности и значения военно-
социальной работы имеет рассмотрение ее в качестве
неотъемлемого компонента морально-психологического обеспечения жизнедеятельности войск, под которым понимается единый и неразрывный процесс формирования и поддержания у воинов высокого боевого духа, устойчивого психологического состояния, развития других морально-психологических качеств, необходимых для успешного выполнения задач боевой подготовки, службы войск, достижения высокой боевой готовности в мирное время и ведения боевых действий по защите государственных интересов в условиях современной войны.

Высокоэффективная военно-социальная работа в тесном единстве с информационно-воспитательной, психологической и культурно-досуговой работой призвана помочь военнослужащему иметь чувство уверенности в настоящем и будущем, успешно интегрироваться с системой военной службы.

Наиболее общим психологическим механизмом влияния нарушений прав человека на личность военнослужащего является реакция на фрустрацию. Это означает, что в условиях невозможности реализовать потребность в осуществлении своих прав у человека возникает внутриличностный конфликт междуосознанием своих прав, закрепленных законодательством, и невозможностью в реальности осуществить их.

Осознание невозможности решать жизненные проблемы в условиях систематического нарушения прав человека приводит в действие механизм бегства от ситуации. В армейских условиях проявление этого нежелательного психологического защитного механизма достаточно многообразны (например, досрочное расторжение контрактов о прохождении военной службы, поиск т.н. «дополнительных заработков» и т.п.).

Основные психологические последствия нарушений социально-экономических прав человека в Вооруженных Силах:

1. Нарушения прав офицерского состава и членов их семей
приводят к длительным фрустрациям и нарушениям адаптивных
свойств личности, массовым увольнениям
высококвалифицированных военных кадров, общему ухудшению
качества боевой подготовки и низкому морально-
психологическому состоянию командного состава и воинских
подразделений.

2. Негативное отношение офицерского состава к выполнению служебных обязанностей приводит к нарушениям прав военнослужащих по призыву, усилению агрессивности и враждебности во взаимоотношениях начальников и подчиненных, распространению неуставных отношений в армейской среде.

3. Неуставные взаимоотношения порождают такие тяжкие преступления, как нарушения прав личности на жизнь, здоровье, сохранение чести и достоинства, резко ухудшают морально-психологическую атмосферу в воинских коллективах, приводят к массовым самовольным оставлениям мест службы, снижению уровня психического здоровья военнослужащих, увеличению опасности суицидов.

Общий синдром социальной дезадаптации, возникший в результате нарушений основных прав, свобод и льгот военнослужащих, подрывает боевую готовность и военную мощь страны, создает реальную угрозу национальной безопасности.

Преодоление указанных неблагоприятных последствий нарушений социальных прав военнослужащих возможно через устранение их причин, а также при усилении социальной направленности в деятельности военных кадров, которая означает умение ставить в центр своей деятельности и забот конкретного человека, способность создавать благоприятные условия для службы, боевой учебы, жизни и быта военнослужащих и их семей. Важное место в реализации данной задачи принадлежит военно-социальной работе, которая призвана не только удовлетворять материально-бытовые и культурные потребности военнослужащих, но и служить целям упрочения и развития всего военного социума.

Целью военно-социальной работы является реализация социальных гарантий военнослужащих.

Основные задачи военно-социальной работы в Вооруженных Силах:

• изучение и прогнозирование развития социальных
процессов в воинских коллективах и районах дислокации
воинских частей;

• выработка, принятие и организация исполнения
управленческих решений по осуществлению социальной
защиты военнослужащих;

• организация и проведения правового воспитания различных категорий военнослужащих, разъяснение нормативных правовых актов о социальных гарантиях военнослужащих;

• оказание индивидуальной юридической помощи различным категориям военнослужащих в целях разрешения конкретных социально-правовых проблем;

• обучение командиров, других должностных лиц правовым основам служебной деятельности по осуществлению социальной защиты подчиненных; рассмотрение и разрешение жалоб и заявлений по социальным вопросам военнослужащих и членов их семей;

• взаимодействие и партнерство с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями в деле осуществления социальной защиты военнослужащих и их семей.

Осуществление социальной защиты военнослужащих невозможно без изучения и прогнозирования социальной обстановки в воинских коллективах и в районах дислокации воинских частей, а также без определения реального уровня социальной защищенности военнослужащих. Важность решения этой задачи состоит в том, чтобы органы военного управления, их юридические подразделения всегда имели объективную информацию о социальных проблемах конкретного воинского гарнизона, конкретного воинского коллектива с тем, чтобы находить адекватные средства их разрешения, наиболее эффективные в той или иной ситуации формы и методы военно-социальной работы. Получение такой информации осуществляется различными путями:

• проведение социологических исследований;

• изучение и анализ обращений от военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

В целях получения постоянной информации о социальной
ситуации в войсках (силах) осуществляется ежегодный
мониторинг, порядок проведения которого установлен
Инструкцией, утвержденной директивой Министра обороны
Российской Федерации. Мониторинг представляет собой
государственную систему непрерывного наблюдения за состоянием
социальной защищенности указанных категорий граждан и
проводится в целях предупреждения негативных тенденций,
прогнозирования социальных последствий принимаемых решений
и выработки предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой сфере. Основными направлениями мониторинга являются:

• состояние денежного довольствия и пенсионного обеспечения, уровень среднедушевого дохода члена семьи;

• уровень продовольственного, вещевого, квартирно-эксплуатационного и других видов материального обеспечения;

• медицинское обеспечение;

• реабилитация инвалидов и социальное обслуживание пожилых ветеранов;

• жилищное обеспечение;

• трудоустройство и переподготовка граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

• адресность предоставления льгот и социальных гарантий;

• реализация права на образование;

• обязательное личное государственное страхование. Важной формой получения информации о социальных проблемах является также изучение и анализ обращений, поступающих в органы государственного и военного управления от военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. В этом же ряду стоит работа по анализу жалоб, заявлений, предложений в воинских частях и учреждениях, которая регламентируется Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил, а также соответствующим приказом Министра обороны Российской Федерации. Практика показывает, что при хорошо налаженном учете и контроле исполнения поручений письма, заявления, жалобы военнослужащих и других граждан становятся важным источником общественно значимой информации, необходимой для принятия управленческих решений в сфере военно-социальной работы, незаменимым средством контроля за деятельностью органов военного управления и должностных лиц в социальной сфере Опыт показывает, что многие из социальных проблем могут быть разрешены непосредственно на местах - в воинских частях, соединениях, и зачастую без дополнительных материальных ресурсов, нужно лишь своевременно вскрывать возникающие проблемы, чутко реагировать на изменения ситуации.

Сложная, объемная и исключительно важная задача военно-социальной работы - осуществление правового воспитания военнослужащих, под которым понимается целеустремленное и систематическое влияние на сознание, чувства и психологию людей с целью формирования у них глубоких и устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек правомерного поведения. Необходимость осуществления правового воспитания в рамках военно-социальной работы обусловлено тем, что главная и наиболее сложная проблема в области социальной защиты военнослужащих связана не столько с законодательным обеспечением их прав, сколько с адекватным восприятием нормативного материала, т.е. с уровнем правовой подготовки, правосознания и правовой культуры военнослужащих.

Главной задачей правового воспитания является достижение того, чтобы военнослужащие знали, всегда и везде строго и точно соблюдали Конституцию Российской Федерации и законы, Военную присягу, уставы, требования других нормативных правовых актов и активно участвовали в их реализации.

Основные задачи правового воспитания:

• обучение личного состава правовым знаниям;

• превращение полученных правовых знаний в личные убеждения, в практические навыки и привычки правомерного поведения;

• привитие личному составу чувства нетерпимости к любым отступлениям от требований правовых норм;

• формирование готовности и умения личного состава активно отстаивать и защищать свои права;

• укрепление законности и правопорядка в подразделении,
части.

На практике правовое воспитание осуществляется по основным направлениям:

• выработка мировоззренческих установок;

• формирование глубоких и устойчивых правовых представлений и убеждений, навыков активного правомерного поведения;

• анализ ситуации в стране и Вооруженных Силах с решением проблем укрепления законности и правопорядка и определение на этой основе системы приоритетов;

• обеспечение взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, правоохранительными органами, общественными объединениями при осуществлении правового воспитания личного состава;

• использование исторического и современного отечественного и зарубежного опыта правового воспитания;

• обучение командиров (начальников) современным формам и методам правового воспитания;

• повышение уровня эффективности и полноты оперативного информирования личного состава о требованиях нормативно-правовых актов;

• организация противодействия противоправному общественному мнению в воинских коллективах;

• повышение эффективности научных исследований в области формирования у личного состава правосознания, теории и практики поддержания правопорядка и дисциплины в войсках;

• улучшение морально-психологического климата в воинских коллективах.

Основными средствами правового воспитания путем разъяснения и изучения права являются:

• правовая пропаганда;

• правовое обучение;

• правовое самообразование.

Правовое обучение носит в войсках (силах) систематический и планомерный характер. Оно регламентируется Инструкцией о правовом обучении в Вооруженных Силах, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации.

Существенное влияние на формирование правосознания военных кадров оказывает также самовоспитание, самостоятельное изучение военнослужащими норм права.

Воздействие на сознание и чувства военнослужащих осуществляется с использованием таких средств, как:

• поддержание твердого уставного порядка;

• личный пример командиров (начальников);

• правильная дисциплинарная практика;

• своевременное и законное разрешение жалоб, заявлений и предложений;

• правоохранительная деятельность органов военной юстиции;

• личное участие военнослужащих в работе по укреплению законности и правопорядка.

С правовым воспитанием тесно связана другая задача военно-социальной работы - обучение должностных лиц правовым основам деятельности по осуществлению социальной защиты подчиненных.

Войсковая практика свидетельствует, что нормативно-правовые акты о социальной защите военнослужащих начинают действовать только тогда, когда офицерский состав, как организатор службы, не только сам знает конкретные нормы права, но и признает право реальной силой, уважает его, проявляетпозитивные правовые чувства. Каждый командир (начальник) должен четко знать правовые основы для совершения конкретных действий по обеспечению прав и льгот подчиненных, а также отдавать себе отчет в тех правовых последствиях, которые повлекут за собой эти действия. Отсюда - значимость обучения командиров правовым основам служебной деятельности, поскольку именно в слабых правовых знаниях заключается причина многих злоупотреблений со стороны должностных лиц, ущемление законных интересов личного состава, медленная реализация установленных для него льгот.

Действенной формой обучения командиров и должностных лиц правовым основам служебной деятельности является изучение и анализ правоприменительной практики, в частности - приговоров и решений военных судов. Большую практическую значимость имеет также подготовка и регулярная рассылка в войска обзоров с результатами проверок состояния военно-социальной работы, анализом правоприменительной практики в сфере социальной защиты военнослужащих, а также обобщением передового опыта этой деятельности.

В ряду задач, решаемых военно-социальной работой, особое место занимает анализ состояния правопорядка и воинской дисциплины в войсках и выработка рекомендаций по их укреплению, так как именно через дисциплину и правопорядок реализуются права гражданина в военной форме на жизнь, здоровье, защиту чести и достоинства личности. Степень реализации прав и льгот военнослужащих как членов конкретного воинского коллектива и уровень дисциплины в нем тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Там, где командиры и начальники целенаправленно работают над решением социальных проблем, на деле осуществляют социальную защиту военнослужащих и их семей, там выше дисциплина, люди сознательно соблюдают требования законов и уставов. И, с другой стороны, там, где строго поддерживаются законность иправопорядок, где командиры проявляют повседневную требовательность к подчиненным в соблюдении уставных норм, где ни одно отклонение от этих норм не остается без немедленного реагирования, там успешнее и легче решаются социальные проблемы, строго соблюдаются права и льготы военнослужащих.

В обеспечение социальной защиты военнослужащих большой вклад призваны вносить общественные объединения. Поэтому налаживание сотрудничества и координация деятельности общественных институтов по реализации социальных гарантий военнослужащих - неотъемлемая составная часть круга проблем, которые призвана решать военно-социальная работа.

Общественные структуры в Вооруженных Силах, возникнув как средство реализации разнообразных интересов военнослужащих, в соответствии с нормативными актами, определяющими жизнедеятельность армии и флота, представляют собой самостоятельные, самоуправляющиеся добровольные объединения, содействующие развитию творчества, активности и социальной защите своих членов в интересах укрепления обороноспособности, повышения боевой готовности.

Серьезная задача военно-социальной работы - партнерство с органами государственной власти и местного самоуправления в целях решения социальных проблем военнослужащих. Функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области реализации социальных гарантий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей определены Федеральным законом от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне». В ст. 7 данного закона записано, что указанные органы во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации о социальных гарантиях, установленных для граждан Российской Федерации в связи с военной службой, их участием в военных действиях, а также для членов их семей. Многолетний опыт военного строительства в нашей стране показывает, что военные гарнизоны не могут жить изолированной от внешнего мира жизнью; социальные проблемы жителей этих гарнизонов могут быть успешно решаемы лишь при тесном взаимодействии командования с местными органами власти, предприятиями, учреждениями по месту дислокации воинских частей. Трудоустройство членов семей военнослужащих, обучение детей в школах и дошкольных учреждениях, обеспечение жильем военнослужащих и граждан, уволенных в запас, торгово-бытовое обслуживание - вот далеко не полный перечень социальных проблем, которые командование воинских частей решает в тесном взаимодействии с органами местного самоуправления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: