МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по дисциплине "Воспитательная работа"
Тема №5
Военно-социальная работа
Занятие №1. Организация военно-социальной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации
Методическая разработка
одобрена на заседании
предметно–методической
комиссии кафедры
Протокол № ___
от "___" _________ 201_ г.
г. Санкт-Петербург
УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
Учебная цель:
- уяснить сущность и организацию военно-социальной работы;
- ознакомиться с системой работы должностных лиц по организации военно-социальной работы и организацией войскового, ротного хозяйства как направлением военно-социальной работы.
Воспитательная цель:
- воспитание у студентов (будущих офицеров по воспитательной работе) ответственности за проведение военно-социальной работы среди подчиненных.
ВРЕМЯ: ____ 4 часа____.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ
На изучение данной темы отводится ___22 часа ____.
Вид учебного занятия – _________.
При подготовке к учебным занятиям необходимо:
- изучить приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 февраля 2005 г. №79 “О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных силах Российской Федерации”.
- определить и четко сформулировать цели темы и произвести расчет времени, необходимого для изучения основных вопросов;
- не позднее, чем за три дня до начала занятия, утвердить план проведения занятия по данной теме у начальника цикла, а в день, предшествующий проведению учебного занятия, проверить готовность учебной аудитории, средств ТСО, плакатов, слайдов и другого вспомогательного материала и материальных средств.
|
Занятие проводится методом лекции.
В ходе проведения лекции необходимо изложить основные систематизированные понятия по учебной дисциплине, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и проблемных вопросах и указывать направления дальнейшего их изучения. Главной задачей лекции считать организацию познавательной деятельности студентов, развитие их творческого мышления, формирование умения самостоятельно решать возникающие задачи.
Лекционное занятие проводить в информативно-проблемной форме. Информативная часть лекции имеет цель – изложение обучаемым учебного материала ознакомительного, обзорного и констатирующего характера. Проблемное изложение учебного материала необходимо проводить с целью обеспечения возможности творческого участия обучающихся в процессе усвоения новых знаний, формирования творческого мышления и познавательных интересов личности.
Информативно-проблемную форму изложения лекционного материала использовать при рассмотрении вопросов, тесно связанных с ранее изученным материалом в данной и обеспечивающих дисциплинах.
Занятие состоит из трех частей: вводной части, основной части и заключительной части занятия.
РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ
№ п/п | Содержание занятия | Время (минут) |
1. | Вводная часть | |
2. | Основная часть: - 1 учебный вопрос - 2 учебный вопрос - 3 учебный вопрос - 4 учебный вопрос | |
3. | Заключительная часть |
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТСО И МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
|
В ходе занятия преподаватель для систематизации и большей наглядности с помощью проектора высвечивает на экран подготовленные слайды. Для наглядности также используется классная доска и плакаты.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Военно-социальная работа в ВС РФ. 2. Организация военно-социальной работы в подразделении (части). 3. Система работы должностных лиц по организации военно-социальной работы в подразделении (части). 4. Организация войскового, ротного хозяйства как направление военно-социальной работы. |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Заслушать доклад дежурного по взводу о наличии студентов, проверить внешний вид и готовность личного состава взвода к занятию.
2. Проверить наличие студентов на учебном занятии по журналу успеваемости, отметить отсутствующих.
3. Объявить тему, цели занятия, учебные вопросы и перейти к основной части занятия.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Учебный вопрос № 1. - Военно-социальная работа в ВС РФ.
Военно-социальная работа - это деятельность государственных органов, органов военного управления, должностных лиц по реализации установленных законодательством социальных гарантий военнослужащим, членам их семей и обеспечения на этой основе их социальной защищенности, соответствующей характеру и интенсивности военной службы.
Основные задачи военно-социальной работы:
• изучение социальной ситуации в войсках (силах);
• правовое воспитание военнослужащих;
• обучение должностных лиц практике социальной работы;
• взаимодействие с государственными органами и общественными объединениями в интересах социальной защиты военнослужащих и членов их семей.
|
Военно-социальная работа - новый вид деятельности в Вооруженных Силах. Она осуществляется профессионально подготовленными специалистами в области социальной работы и профилактики правонарушений.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 28 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:
• реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;
• совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;
• охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
Деятельность по обеспечению социальной защиты выступает как одно из средств, гарантирующих военнослужащим реализацию их правового статуса, как необходимое условие действенности социального обеспечения, установленного государствам своим защитникам. Исходя из этого, военно-социальная работа представляет с собой социально-правовой механизм разрешения сложившегося противоречия между законодательно определенным статусом военнослужащих и реальным их положением в обществе, т.е. социальным статусом. Необходимость организации военно-социальной работы в Вооруженных Силах обусловлена:
• коренным изменением статусно-ролевого положения военнослужащих, когда контрактные обязательства, все больше наполняясь реальным смыслом, требуют установления ответственности государства перед военнослужащими за обеспечение минимума социальных благ, предусмотренных законом;
• наличием большого количества нерешенных социально-бытовых проблем воинских частей и гарнизонов;
• необходимостью осуществлять более широкие и
предметные связи военного командования с органами
государственной власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления, правоохранительными
органами, общественностью по решению социально-
бытовых вопросов военнослужащих;
• объективной необходимостью увеличения объема работы с
семьями военнослужащих.
Названные обстоятельства дают все основания выделять военно-социальную работу в относительно самостоятельное направление деятельности командиров, других должностных лиц, органов военного управления. Исходя из этого, военно-социальную работу в Вооруженных Силах можно определить как осуществляемую в тесном взаимодействии с органами государственной власти, общественными объединениями деятельность органов военного управления, воинских должностных лиц с использованием правовых, организационных, воспитательных средств по реализации установленных законодательством социальных гарантий военнослужащих и членов их семей, и созданию на этой основе социальных условий для более эффективного решения задач боевой готовности, укрепления правопорядка и воинской дисциплины, поддержания высокого уровня морально-психологического состояния военнослужащих.
Важное значение для понимания сущности и значения военно-
социальной работы имеет рассмотрение ее в качестве
неотъемлемого компонента морально-психологического обеспечения жизнедеятельности войск, под которым понимается единый и неразрывный процесс формирования и поддержания у воинов высокого боевого духа, устойчивого психологического состояния, развития других морально-психологических качеств, необходимых для успешного выполнения задач боевой подготовки, службы войск, достижения высокой боевой готовности в мирное время и ведения боевых действий по защите государственных интересов в условиях современной войны.
Высокоэффективная военно-социальная работа в тесном единстве с информационно-воспитательной, психологической и культурно-досуговой работой призвана помочь военнослужащему иметь чувство уверенности в настоящем и будущем, успешно интегрироваться с системой военной службы.
Наиболее общим психологическим механизмом влияния нарушений прав человека на личность военнослужащего является реакция на фрустрацию. Это означает, что в условиях невозможности реализовать потребность в осуществлении своих прав у человека возникает внутриличностный конфликт междуосознанием своих прав, закрепленных законодательством, и невозможностью в реальности осуществить их.
Осознание невозможности решать жизненные проблемы в условиях систематического нарушения прав человека приводит в действие механизм бегства от ситуации. В армейских условиях проявление этого нежелательного психологического защитного механизма достаточно многообразны (например, досрочное расторжение контрактов о прохождении военной службы, поиск т.н. «дополнительных заработков» и т.п.).
Основные психологические последствия нарушений социально-экономических прав человека в Вооруженных Силах:
1. Нарушения прав офицерского состава и членов их семей
приводят к длительным фрустрациям и нарушениям адаптивных
свойств личности, массовым увольнениям
высококвалифицированных военных кадров, общему ухудшению
качества боевой подготовки и низкому морально-
психологическому состоянию командного состава и воинских
подразделений.
2. Негативное отношение офицерского состава к выполнению служебных обязанностей приводит к нарушениям прав военнослужащих по призыву, усилению агрессивности и враждебности во взаимоотношениях начальников и подчиненных, распространению неуставных отношений в армейской среде.
3. Неуставные взаимоотношения порождают такие тяжкие преступления, как нарушения прав личности на жизнь, здоровье, сохранение чести и достоинства, резко ухудшают морально-психологическую атмосферу в воинских коллективах, приводят к массовым самовольным оставлениям мест службы, снижению уровня психического здоровья военнослужащих, увеличению опасности суицидов.
Общий синдром социальной дезадаптации, возникший в результате нарушений основных прав, свобод и льгот военнослужащих, подрывает боевую готовность и военную мощь страны, создает реальную угрозу национальной безопасности.
Преодоление указанных неблагоприятных последствий нарушений социальных прав военнослужащих возможно через устранение их причин, а также при усилении социальной направленности в деятельности военных кадров, которая означает умение ставить в центр своей деятельности и забот конкретного человека, способность создавать благоприятные условия для службы, боевой учебы, жизни и быта военнослужащих и их семей. Важное место в реализации данной задачи принадлежит военно-социальной работе, которая призвана не только удовлетворять материально-бытовые и культурные потребности военнослужащих, но и служить целям упрочения и развития всего военного социума.
Целью военно-социальной работы является реализация социальных гарантий военнослужащих.
Основные задачи военно-социальной работы в Вооруженных Силах:
• изучение и прогнозирование развития социальных
процессов в воинских коллективах и районах дислокации
воинских частей;
• выработка, принятие и организация исполнения
управленческих решений по осуществлению социальной
защиты военнослужащих;
• организация и проведения правового воспитания различных категорий военнослужащих, разъяснение нормативных правовых актов о социальных гарантиях военнослужащих;
• оказание индивидуальной юридической помощи различным категориям военнослужащих в целях разрешения конкретных социально-правовых проблем;
• обучение командиров, других должностных лиц правовым основам служебной деятельности по осуществлению социальной защиты подчиненных; рассмотрение и разрешение жалоб и заявлений по социальным вопросам военнослужащих и членов их семей;
• взаимодействие и партнерство с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями в деле осуществления социальной защиты военнослужащих и их семей.
Осуществление социальной защиты военнослужащих невозможно без изучения и прогнозирования социальной обстановки в воинских коллективах и в районах дислокации воинских частей, а также без определения реального уровня социальной защищенности военнослужащих. Важность решения этой задачи состоит в том, чтобы органы военного управления, их юридические подразделения всегда имели объективную информацию о социальных проблемах конкретного воинского гарнизона, конкретного воинского коллектива с тем, чтобы находить адекватные средства их разрешения, наиболее эффективные в той или иной ситуации формы и методы военно-социальной работы. Получение такой информации осуществляется различными путями:
• проведение социологических исследований;
• изучение и анализ обращений от военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
В целях получения постоянной информации о социальной
ситуации в войсках (силах) осуществляется ежегодный
мониторинг, порядок проведения которого установлен
Инструкцией, утвержденной директивой Министра обороны
Российской Федерации. Мониторинг представляет собой
государственную систему непрерывного наблюдения за состоянием
социальной защищенности указанных категорий граждан и
проводится в целях предупреждения негативных тенденций,
прогнозирования социальных последствий принимаемых решений
и выработки предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой сфере. Основными направлениями мониторинга являются:
• состояние денежного довольствия и пенсионного обеспечения, уровень среднедушевого дохода члена семьи;
• уровень продовольственного, вещевого, квартирно-эксплуатационного и других видов материального обеспечения;
• медицинское обеспечение;
• реабилитация инвалидов и социальное обслуживание пожилых ветеранов;
• жилищное обеспечение;
• трудоустройство и переподготовка граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
• адресность предоставления льгот и социальных гарантий;
• реализация права на образование;
• обязательное личное государственное страхование. Важной формой получения информации о социальных проблемах является также изучение и анализ обращений, поступающих в органы государственного и военного управления от военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. В этом же ряду стоит работа по анализу жалоб, заявлений, предложений в воинских частях и учреждениях, которая регламентируется Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил, а также соответствующим приказом Министра обороны Российской Федерации. Практика показывает, что при хорошо налаженном учете и контроле исполнения поручений письма, заявления, жалобы военнослужащих и других граждан становятся важным источником общественно значимой информации, необходимой для принятия управленческих решений в сфере военно-социальной работы, незаменимым средством контроля за деятельностью органов военного управления и должностных лиц в социальной сфере Опыт показывает, что многие из социальных проблем могут быть разрешены непосредственно на местах - в воинских частях, соединениях, и зачастую без дополнительных материальных ресурсов, нужно лишь своевременно вскрывать возникающие проблемы, чутко реагировать на изменения ситуации.
Сложная, объемная и исключительно важная задача военно-социальной работы - осуществление правового воспитания военнослужащих, под которым понимается целеустремленное и систематическое влияние на сознание, чувства и психологию людей с целью формирования у них глубоких и устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек правомерного поведения. Необходимость осуществления правового воспитания в рамках военно-социальной работы обусловлено тем, что главная и наиболее сложная проблема в области социальной защиты военнослужащих связана не столько с законодательным обеспечением их прав, сколько с адекватным восприятием нормативного материала, т.е. с уровнем правовой подготовки, правосознания и правовой культуры военнослужащих.
Главной задачей правового воспитания является достижение того, чтобы военнослужащие знали, всегда и везде строго и точно соблюдали Конституцию Российской Федерации и законы, Военную присягу, уставы, требования других нормативных правовых актов и активно участвовали в их реализации.
Основные задачи правового воспитания:
• обучение личного состава правовым знаниям;
• превращение полученных правовых знаний в личные убеждения, в практические навыки и привычки правомерного поведения;
• привитие личному составу чувства нетерпимости к любым отступлениям от требований правовых норм;
• формирование готовности и умения личного состава активно отстаивать и защищать свои права;
• укрепление законности и правопорядка в подразделении,
части.
На практике правовое воспитание осуществляется по основным направлениям:
• выработка мировоззренческих установок;
• формирование глубоких и устойчивых правовых представлений и убеждений, навыков активного правомерного поведения;
• анализ ситуации в стране и Вооруженных Силах с решением проблем укрепления законности и правопорядка и определение на этой основе системы приоритетов;
• обеспечение взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, правоохранительными органами, общественными объединениями при осуществлении правового воспитания личного состава;
• использование исторического и современного отечественного и зарубежного опыта правового воспитания;
• обучение командиров (начальников) современным формам и методам правового воспитания;
• повышение уровня эффективности и полноты оперативного информирования личного состава о требованиях нормативно-правовых актов;
• организация противодействия противоправному общественному мнению в воинских коллективах;
• повышение эффективности научных исследований в области формирования у личного состава правосознания, теории и практики поддержания правопорядка и дисциплины в войсках;
• улучшение морально-психологического климата в воинских коллективах.
Основными средствами правового воспитания путем разъяснения и изучения права являются:
• правовая пропаганда;
• правовое обучение;
• правовое самообразование.
Правовое обучение носит в войсках (силах) систематический и планомерный характер. Оно регламентируется Инструкцией о правовом обучении в Вооруженных Силах, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации.
Существенное влияние на формирование правосознания военных кадров оказывает также самовоспитание, самостоятельное изучение военнослужащими норм права.
Воздействие на сознание и чувства военнослужащих осуществляется с использованием таких средств, как:
• поддержание твердого уставного порядка;
• личный пример командиров (начальников);
• правильная дисциплинарная практика;
• своевременное и законное разрешение жалоб, заявлений и предложений;
• правоохранительная деятельность органов военной юстиции;
• личное участие военнослужащих в работе по укреплению законности и правопорядка.
С правовым воспитанием тесно связана другая задача военно-социальной работы - обучение должностных лиц правовым основам деятельности по осуществлению социальной защиты подчиненных.
Войсковая практика свидетельствует, что нормативно-правовые акты о социальной защите военнослужащих начинают действовать только тогда, когда офицерский состав, как организатор службы, не только сам знает конкретные нормы права, но и признает право реальной силой, уважает его, проявляетпозитивные правовые чувства. Каждый командир (начальник) должен четко знать правовые основы для совершения конкретных действий по обеспечению прав и льгот подчиненных, а также отдавать себе отчет в тех правовых последствиях, которые повлекут за собой эти действия. Отсюда - значимость обучения командиров правовым основам служебной деятельности, поскольку именно в слабых правовых знаниях заключается причина многих злоупотреблений со стороны должностных лиц, ущемление законных интересов личного состава, медленная реализация установленных для него льгот.
Действенной формой обучения командиров и должностных лиц правовым основам служебной деятельности является изучение и анализ правоприменительной практики, в частности - приговоров и решений военных судов. Большую практическую значимость имеет также подготовка и регулярная рассылка в войска обзоров с результатами проверок состояния военно-социальной работы, анализом правоприменительной практики в сфере социальной защиты военнослужащих, а также обобщением передового опыта этой деятельности.
В ряду задач, решаемых военно-социальной работой, особое место занимает анализ состояния правопорядка и воинской дисциплины в войсках и выработка рекомендаций по их укреплению, так как именно через дисциплину и правопорядок реализуются права гражданина в военной форме на жизнь, здоровье, защиту чести и достоинства личности. Степень реализации прав и льгот военнослужащих как членов конкретного воинского коллектива и уровень дисциплины в нем тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Там, где командиры и начальники целенаправленно работают над решением социальных проблем, на деле осуществляют социальную защиту военнослужащих и их семей, там выше дисциплина, люди сознательно соблюдают требования законов и уставов. И, с другой стороны, там, где строго поддерживаются законность иправопорядок, где командиры проявляют повседневную требовательность к подчиненным в соблюдении уставных норм, где ни одно отклонение от этих норм не остается без немедленного реагирования, там успешнее и легче решаются социальные проблемы, строго соблюдаются права и льготы военнослужащих.
В обеспечение социальной защиты военнослужащих большой вклад призваны вносить общественные объединения. Поэтому налаживание сотрудничества и координация деятельности общественных институтов по реализации социальных гарантий военнослужащих - неотъемлемая составная часть круга проблем, которые призвана решать военно-социальная работа.
Общественные структуры в Вооруженных Силах, возникнув как средство реализации разнообразных интересов военнослужащих, в соответствии с нормативными актами, определяющими жизнедеятельность армии и флота, представляют собой самостоятельные, самоуправляющиеся добровольные объединения, содействующие развитию творчества, активности и социальной защите своих членов в интересах укрепления обороноспособности, повышения боевой готовности.
Серьезная задача военно-социальной работы - партнерство с органами государственной власти и местного самоуправления в целях решения социальных проблем военнослужащих. Функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области реализации социальных гарантий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей определены Федеральным законом от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне». В ст. 7 данного закона записано, что указанные органы во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации о социальных гарантиях, установленных для граждан Российской Федерации в связи с военной службой, их участием в военных действиях, а также для членов их семей. Многолетний опыт военного строительства в нашей стране показывает, что военные гарнизоны не могут жить изолированной от внешнего мира жизнью; социальные проблемы жителей этих гарнизонов могут быть успешно решаемы лишь при тесном взаимодействии командования с местными органами власти, предприятиями, учреждениями по месту дислокации воинских частей. Трудоустройство членов семей военнослужащих, обучение детей в школах и дошкольных учреждениях, обеспечение жильем военнослужащих и граждан, уволенных в запас, торгово-бытовое обслуживание - вот далеко не полный перечень социальных проблем, которые командование воинских частей решает в тесном взаимодействии с органами местного самоуправления.