Эффективность военно-социальной работы во многом зависит от правильной ее организации.
Организация военно-социальной работы в Вооруженных Силах возложена на органы воспитательной работы. В соответствии с Положением об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации органы воспитательной работы в сфере социальной защиты военнослужащих решают следующие задачи:
1. проводят в войсках государственную социальную политику, организуют военно-социальную работу в Вооруженных Силах, осуществляют изучение социальной обстановки в войсках, участвуют в реализации социальных прав и гарантий военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных Сил;
2. непосредственно участвуют в решении социально-бытовых и жилищных проблем военнослужащих и членов их семей;
3. осуществляют организационно-методическое обеспечение деятельности офицерских собраний, женских советов, советов и комиссий, действующих в воинских и трудовых коллективах;
4. организуют работу по социальной адаптации, профессиональной переподготовке увольняемых военнослужащих. граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, разрабатывают и реализуют соответствующие программы, в том числе с участием зарубежных партнеров;
5. осуществляют методическое руководство и контроль за организацией работы с обращениями граждан в Вооруженных Силах.
Организация военно-социальной работы включает:
• изучение и анализ социального положения, социальных проблем, уровня социальной защищенности военнослужащих;
• прогнозирование работы по обеспечению социальной защиты военнослужащих, определение и постановку первоочередных и перспективных целей и задач воспитательного воздействия;
|
• определение, какие воздействия на объект военно-социальной работы могут привести к положительным, а какие к отрицательным результатам;
• планирование военно-социальной работы, как составной части общей системы морально-психологического обеспечения деятельности войск, определение приемов и способов, содержания этой работы и последовательности проведения мероприятий;
• непосредственную организацию военно-социальной работы, представляющую собой подбор, расстановку и обучение исполнителей, доведение до них целей и задач военно-социальной работы, согласование и координация их воздействия на воинские коллективы и отдельных лиц;
• контроль и корректировка воздействий на военнослужащих и группы лиц в ходе осуществления мероприятий военно-социальной работы;
• анализ и обобщение хода и результатов военно-социальной работы, формирование и реализация предложений по ее совершенствованию, изучение и распространение передового опыта этой деятельности.
На основе детального изучения социальной ситуации, определения первоочередных и долгосрочных задач военно-социальной работы органы военного управления осуществляют планирование этой деятельности.
На уровне вида Вооруженных Сил, округа и армии мероприятия военно-социальной работы планируются в виде отдельного раздела в месячных и перспективных планах. В дивизии, полку, батальоне военно-социальная работа планируется в виде отдельных мероприятий в месячных и перспективных планах.
В роте мероприятия военно-социальной работы отражаются в расписаниях занятий.
|
Этот этап включает в себя также подбор и расстановку непосредственных исполнителей тех или иных мероприятий. Исходя из специфики решаемых вопросов, их сложности и условий выполнения старший командир (начальник) определяет конкретных должностных лиц, ответственных за их реализацию, дает им конкретные установки, поручения, устанавливает оптимальные сроки исполнения. Неотъемлемой частью этого этапа является также обеспечение действенного контроля за результатами этой работы. Результативность военно-социальной работы оценивается в ходе инспектирования войск (сил), рассматривается и оценивается в ходе подведения итогов воспитательной работы и состояния воинской дисциплины.
Органы военного управления, воинские должностные лица в процессе повседневной деятельности по руководству войсками должны руководствоваться правилом: какие бы задачи они ни решали, они должны сознательно ставить перед собой и решать проблему обеспечения социальной защиты подчиненных. В интересах этого целевые установки военно-социальной работы включаются в организационно-методические и планирующие документы, регулярно обсуждаются на совещаниях, собраниях, инструктажи и т.п. Способность должностных лиц обеспечивать реализацию и защищать социальные права подчиненных оценивается при их аттестовании.
Согласно Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации для оценки эффективности военно-социальной работы необходимо проанализировать и установить:
|
1. является ли военно-социальная работа составной частью воспитательной работы и степень ее соответствия законодательству Российской Федерации, правовым актам Министерства обороны по социальным вопросам;
2. деятельность командования воинской части (подразделения), военно-учебного заведения по обеспечению прав, гарантий и льгот военнослужащих и членов их семей, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
3. организацию изучения социальных процессов среди военнослужащих воинской части (подразделения), военно-учебного заведения, выработку предложений командованию по предупреждению негативных социальных явлений и участие должностных лиц воспитательной работы в их реализации;
4. проведение работы по разъяснению правовых актов Министерства обороны по социальным вопросам, правовому воспитанию военнослужащих;
5. своевременность рассмотрения жалоб и предложений;
проведение юридических консультаций и оказание адресной помощи в случае нарушения социальных прав военнослужащих.
Кроме того, проверяется наличие должностей и
укомплектованность органов воспитательной работы специалистами военно-социальной работы.
Целью оценки состояния военно-социальной работы является определение уровня реализации установленных законодательством социальных гарантий военнослужащих и членов их семей воинской части (подразделения), военно-учебного заведения. Состояние военно-социальной работы оценивается «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».
Учебный вопрос № 3. Система работы должностных лиц по организации военно-социальной работы в подразделении (части).
Современный командир должен хорошо понимать сущность военно-социальной работы, ее цели и задачи, уметь реализовывать эти знания в практической деятельности в подразделении, части, соединении, доходя до каждого военнослужащего и его семьи, знать основные сферы и направления указанной работы, проявлять настойчивость и такт в контактах с людьми, заботиться о качественной подготовке подчиненных офицеров не только как военных специалистов, но и как социальных работников.
Командир роты обязан:
— еженедельно, а при необходимости — чаще, заслушивать своих заместителей, командиров взводов, старшину роты о нуждах и запросах военнослужащих, о состоянии здоровья, о доведении до них положенных норм довольствия, по другим вопросам, касающимся социальной сферы;
— систематически проводить индивидуальные и коллективные беседы с личным составом в целях выявления его нужд и запросов, социальных проблем, жалоб и заявлений и т. п.;
— периодически присутствуя на подъеме, утреннем осмотре, на приеме пищи, на помывке личного состава в бане и других мероприятиях, лично проверять у подчиненных наличие и состояние предметов обмундирования, постельных и туалетных принадлежностей, состояние здоровья и т. п.;
— проверять правильность ведения отчетной документации по вещевому и продовольственному обеспечению личного состава роты, табачному, денежному и другим видам довольствия;
— посещать военнослужащих, находящихся на излечении в военно-медицинских учреждениях;
— составлять график основных отпусков военнослужащих роты и обеспечивать его выполнение;
— контролировать равномерность распределения нарядов между военнослужащими;
— путем переписки и личного общения с родителями и другими родственниками подчиненных выявлять нужды, запросы, жалобы военнослужащих;
— своевременно докладывать командиру батальона о нуждах и запросах личного состава, удовлетворение которых лежит в компетенции вышестоящих начальников.