Дневник производственной практики ПП 01.02. Производственная практика
«Первые дни ребенка в школе» профессионального модуля ПМ 01.
Преподавание по программам начального общего образования
для студентов 4 курса
специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах»
по заочной форме обучения
ФИО студента______________________________
___________________________________________
___________________________________________
Место практики (образовательная организация, класс) _____________________________________
___________________________________________
ФИО учителя_______________________________
___________________________________________
ФИО руководителя практики
___________________________________________
___________________________________________
Утвержден: научно-методическим советом __________ Е.А. Чувашева «» __________2018 г. | Составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах |
Одобрен
Предметной (цикловой)
комиссией «Преподавание по программам начального общего образования»
Протокол № ____
от «_____» _________ 2018 г.
Председатель предметной
(цикловой) комиссии
__________ Е.В.Власова
Разработчики:
Кузина Д.В., преподаватель КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»;
Фрицлер Н.А., преподаватель КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького».
Содержание:
Введение в производственную практику ПП 01.02. | |
1. Период адаптации | |
2. Цель и задачи практики | |
3. Сроки практики «Первые дни ребенка в школе» | |
4. Отчетная документация по практике | |
5. Содержание практики | |
6. Структура дневника практики и система работы с ним | |
7. Результаты освоения программы практики | |
8. Права и обязанности студента, учителя | |
Часть I. Общие сведения | |
1.Сведения о классе и учителе | |
2. Соответствие образовательного процесса, помещений, мебели, оборудования и др. требованиям, предъявляемым к образовательным организациям | |
Часть II. Теоретические основы организации образовательного процесса в первом классе. | |
Часть III. Анализ собственной деятельности. | |
Часть IV. Оценка работы студента руководителем практики. | |
|
Путь к школе, взрослой жизни отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции».
Д.Б. Эльконин
Введение в производственную практику ПП 01.02.
Период адаптации.
Очень сложным для первоклассников является период адаптации к школе. Обычно он составляет от четырех до семи недель. В этот период одни дети шумны, на уроках постоянно отвлекаются, другие наоборот скованны, робки, смущаются, когда к ним обращается учитель, при малейшей неудаче плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, у них вдруг возрастает интерес к играм и книжкам для совсем маленьких детей, увеличивается количество заболеваний.
Все нарушения вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с изменением образа жизни, значительным увеличением и качественным усложнением тех требований, которым ребенок должен отвечать. Что же изменилось в жизни первоклассника? Прежде всего – это включение в новую для него учебную деятельность, отличающуюся от игровой. Новый режим дня и работы, появление новых для него обязанностей. Не все дети легко вступают в новые отношения с учителями, одноклассниками, часто они испытывают затруднения в общении.
|
Цель и задачи практики «Первые дни ребенка в школе».
Производственная практика ПП 01.02. (Программа учебной и производственной практики. Раздел 5. Производственная практика «Первые дни ребенка в школе» (далее – практика «Первые дни ребенка в школе») является составной частью профессионального модуля (далее – ПМ) 01. Преподавание по программам начального общего образования.Основная цель практики «Первые дни ребенка в школе» - знакомство с психолого-педагогическими основами и особенностями организации работы в первые дни обучения ребенка в школе.
Задачи:
1) исследовать поведение и возможности ученика в этот период обучения,
2) познакомиться с аспектами деятельности учителя, адекватными данному периоду обучения первоклассников,
3) осуществить рефлексию готовности к работе учителем в данный период.
Сроки практики «Первые дни ребенка в школе».
В соответствии с графиком учебного процесса практика «Первые дни ребенка в школе» проводится с 1 по 14 сентября в первых классах общеобразовательных организаций под руководством учителя.
4. Отчетная документация по практике:
1. дневник практики (с выполненными заданиями) в печатном варианте;
2. аттестационный лист результатов прохождения практики в печатном варианте;
3. характеристика результатов освоения общих компетенций в печатном варианте;
|
4. отчет по итогам прохождения практики в печатном варианте.
Содержание практики «Первые дни ребенка в школе».
I. Теоретическая часть.
1. Изучение специфики адаптационного периода первоклассников.
2. Углубленное изучение возрастных особенностей адаптационного периода первоклассников.
II. Практическая часть.
1. Наблюдение уроков и их анализ.
2. Исследование готовности к школе обучающегося (на 1 студента - 1 ученик) (см. приложение 3,4,5). Заполнение протоколов и характеристики (см. приложение 1,2).
3. Включение в деятельность учителя:
- организация перемен, физических пауз и иных режимных моментов;
- проведение фрагментов уроков;
- подготовка дидактических материалов для проведения уроков (по просьбе учителя).
4. Анализ соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил организации учебного процесса (см. приложение 5).
Структура дневника практики и система работы с ним.
Дневник состоит из введения и четырех тематических частей.
Введение содержит информацию об общих вопросах, касающихся практики «Первые дни ребенка в школе»: цель и задачи практики, сроки проведения, содержание, план практики и критерии оценивания работы студента, а так же права и обязанности студентов, учителей. Введение не требует письменных записей, но обязательно к ознакомлению.
Часть I заполняется студентом с первого дня пребывания на практике и содержит сведения об учителе, классе, режиме работы. Задание 3 выполняется студентом с опорой на СанПин 2.4.2.2821-10 (см. приложение 5).
Часть II дает возможность студенту актуализировать знания о периоде адаптации, готовности детей к обучению в школе.
Таблица 2 ориентирована на рефлексию приращений, которые должны быть сформированы во время практики. Исходя из личных целей на практику, студент должен спланировать виды деятельности, которыми будет заниматься, определить компетенции и умения, которые могут быть в них сформированы и по окончанию практики выявить их наличие или отсутствие у себя.
Часть III заполняется ежедневно в ходе практики, позволяет студенту отследить изменения, происходящие с обучающимися, отследить новообразования, которые появились у детей, проанализировать опыт учителя по организации процесса адаптации, научиться планировать работу в соответствии с реальной ситуацией.
Часть IV предполагает самооценку студента и оценку работы студента учителем на основании материалов, представленных студентом, отчетной документации, деятельности по включению в работу учителя.
7.Результаты освоения программы практики: в ходе прохождения практики Вы должны в части освоения основного вида профессиональной деятельности:преподавание по программам начального общего образования иметь практический опыт (ПО):
ПО 1. анализа учебно-тематических планов и процесса обучения по всем учебным предметам начального общего образования, разработки предложений по его совершенствованию;
ПО 2. определения цели и задач, планирования и проведения уроков по всем учебным предметам начального общего образования;
ПО 3. проведения диагностики и оценки учебных достижений обучающихся с учетом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся;
ПО 4. составления педагогической характеристики обучающегося;
ПО 5. применение приемов страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений;
ПО 6. наблюдения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
ПО 7. ведения учебной документации;
ПО 8.* анализа авторских и примерных рабочих программ по предметам начального общего образования в разных учебно – методических комплектах;
ПО 9.* взаимодействия с учащимися с ОВЗ.
в части освоения соответствующих общих компетенций (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.
ПК 1.2. Проводить уроки.
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
ПК 1.4. Анализировать уроки.
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по образовательным программам начального общего образования.
ПК 1.8.* Создавать условия для развития учащихся через педагогическую эмпатию, корректное и адекватное восприятие учащихся с ОВЗ.
ПК 1.9.* Применять методы педагогической диагностики для оценки уровня развития и динамики развития учащегося с ОВЗ.
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования.
Критерии оценки за практику «Первые дни ребенка в школе».
- Формальные критерии:
- своевременное оформление документов по практике (дневник, отчет);
- Содержательные критерии:
- умение планировать свою деятельность,
- умение осуществлять рефлексию,
- умение организовать психолого-педагогическое исследование, представить его результаты,
- умение вести педагогическое наблюдение,
- умение выстроить конструктивный диалог с детьми, учителем,
- умение удерживать реальную ситуацию, адекватно реагировать на внешние обстоятельства.