1. Сведения о классе и учителе:
1. Фамилия, имя, отчество учителя:
2. Образовательная организация, класс:
3. Учебно-методический комплект, по которому работает учитель:
4. Количество обучающихся в классе:
5. Возраст обучающихся:
6лет - ___________ человек;
7 лет - ___________человек;
8 лет - ___________человек.
2. Соответствие организации образовательного процесса, помещений, мебели, оборудования и др. требованиям, предъявляемым к образовательным организациям.
2.1. Составьте план класса, обследуйте мебель, ее расположение и др. на соответствие гигиеническим требованиям организации обучения в первом классе в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 (см. приложение 5).
2.2. Оформите в виде схем организацию образовательного пространства класса (план класса), в соответствии с формами организации урока. Проанализируйте и оцените ее эффективность.
2.3. Соответствует ли организация образовательного процесса в образовательной организации санитарно-гигиеническим нормам и правилам в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (см. приложение 5).
Таблица 1. Соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Предписываемая норма | Соблюдение / нарушение |
Часть II. Теоретические основы организации образовательного процесса в первом классе.
1. Ответьте на вопросы.
Что в психолого-педагогической литературе понимается под термином «готовность к школе»? Почему, на Ваш взгляд, процесс адаптации выделен как особый период в первом классе?
|
Сформулируйтеличные (профессиональные) задачи на практику.
2. Используя диагностическую программу (см.приложение 3) определите уровень готовности к школе у одного обучающегося класса. Оформите индивидуальную карту диагностического исследования (образец карты - приложение 1).
3. Оформите психолого-педагогическую характеристику на одного ребёнка (см. приложение 2).
4. Изучите действия учителя по организации образовательного процесса обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ): проведите наблюдение в течение 1 дня, используя таблицы 2 и 3.
Таблица 2.Наблюдение за поведением ученика на уроках в течение 1 дня.
Параметры наблюдения | 1 урок | 2 урок | 3 урок |
Контакт с учителем | |||
Контакт с одноклассниками | |||
Интерес к учебному материалу | |||
Активность при выполнении заданий | |||
Реакция на критику |
Таблица 3. Наблюдение за поведением ученика на перемене в течение 1 дня.
Параметры наблюдения | 1 перемена | 2 перемена | 3 перемена |
Контакт с учителем | |||
Контакт с одноклассниками |
При заполнении карты наблюдения необходимо давать развернутое описание поведения обучающегося с ОВЗ. Например:
Параметры наблюдения | 1 урок | 2 урок | 3 урок |
Контакт с учителем (прямое обращение) | На обращение реагирует, отвечает на вопросы | На обращение реагирует, контакт «глаза в глаза» устанавливает, на вопросы не отвечает | На обращение не реагирует, занят рисованием в тетради. |
5. Проведите беседу с учителем с целью определения его роли в процессе адаптации первоклассников к школе. Оформите протокол беседы по представленным вопросам:
|
- Характерен ли интерес (желание) учиться для детей, поступающих в школу?
- В чем, на ваш взгляд, заключается период адаптации первоклассника к школе?
- Какова роль учителя в процессе адаптации первоклассников к школе?
- В чем вы видите трудности адаптации к школе, их причины?
- Существует ли познавательный барьер между детским садом и школой?
- Адекватно ли дети переживают свои успехи и неудачи в процессе познания?
- Как вы оцениваете уровень адаптации своих учеников?
- Установлен ли контакт с семьей и ведется ли совместная работа по созданию условий для успешной адаптации первоклассников к школе? (см. приложение 5).
6. Проведите беседу с учителем с целью определения обоснования выбора учебно-методического комплекта. Оформите протокол беседы по представленным вопросам:
- Чем был обусловлен выбор учебно-методического комплекта?
- Рассматривались ли альтернативные учебно-методические комплекты?
- Какие методические материалы по учебным предметам разрабатываются вами? С какой целью?
7. Выполните анализ рабочей программы учителя по учебному предмету (предмет – на ваш выбор):
1.Назовите документы, положенные в основу написания программы отдельного учебного предмета.
2. Выделите структуру программы отдельного учебного предмета.
3. Определите, что является основанием для постановки цели и задач при написании программы отдельного учебного предмета.
4.На формирование каких видов результатов ориентирована программа отдельного учебного предмета?
|
5. Что необходимо учитывать педагогу 1 класса при определении образовательных результатов, формируемых у школьников?
8. Выделите формы взаимодействия (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая) и методы (практические, наглядные, словесные), которые преимущественно использует учитель при организации взаимодействия с учащимися в адаптационный период (см. приложение 6). Обеспечивается ли учителем эмоциональный настрой и интерес детей к содержанию уроков? Докажите ваше мнение конкретными примерами. Объясните эффективность выбора учителя с позиции возрастных возможностей детей 6-7 лет.
9. Организуйте проведение активных перемен и «режимных моментов» (посещение столовой, переходы в кабинеты для занятий) с обучающимися класса. Опишите типичные затруднения отдельных учеников. Форма – свободная. Проведите обобщение дежурных моментов (перемен, сопровождение детей). Результаты представьте в дневнике.