Раздел IV Народные художественные промыслы.




Цель: Познакомить детей с декоративным народным искусством, развивать творческие способности.

 

Тема 1: «Чудо – чудное, диво – дивное – Золотая Хохлома».

· Древнерусское искусство, знакомство и рассказ о традициях хохломской росписи. Самостоятельная роспись.

 

Тема 2: «Гжель прекрасная».

· Знакомство с художественным гжельским промыслом. Самостоятельное рисование детьми гжельских узоров.

 

Тема 3: Русская народная игрушка.

· Рассказ о народной игрушке (матрешка, кукла).

Тема 4: Путешествие на златогривой чудо – тройке.

· Знакомство детей с образом коня в русском декоративно – прикладном искусстве (Городецкая, палехская, хохломская роспись). Рассказ о мастерах Палеха. Использование иллюстраций.

 

III ЭТАП.

 

Стратегия развития группы, реализующей проект «Приобщение к истокам русской народной культуры».

 

 

Прогноз Создание условий Краткое содержание управления пед. персонала.
Развитие интереса к народной культуре, потребности в творческом самовыражении (рисунки, поделки, инсценирование), инициативности и самостоятельности в воплощении замысла. 1. Обогащение знаний ребенка о народной культуре, предметах быта, промыслах. 2. Организация художественной деятельности – музыкальной, изобразительной, игровой. 3. Предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, материалов и средств воплощения художественного замысла. 4. Участие ребенка в народных праздниках, обрядах. 5. Приобщение родителей к проведению народных праздников, поездке в музей. Способствовать накоплению знаний у ребенка о народной культуре: обычаях, традициях, праздниках, костюме, изделиях народного декоративно – прикладного искусства. Способствовать обогащение чувственных впечатлений ребенка посредством чтения сказок и др. форм устного народного творчества. Вовлекать детей в разные виды художественно – эстетической деятельности (изобразительную, музыкальную, театрализованную). Знакомить с традиционными национальными и художественными региональными промыслами.

 

Структура учебно – воспитательной системы в работе группы, реализующей проект книга Г.Г. Биличенко.

 

Ребенок

 

1. Организация самостоятельной художественной деятельности детей в течение пребывания ребенка в детском саду. 2. Совместная деятельность с музыкальным руководителем (пение песен по заявкам детей, индивидуальные занятия с детьми на музыкальных инструментах, показ кукольного настольного театра; рассказывание историй, сказок о звуках, музыке, мелодий). 3. Организация игровой деятельности детей в течение дня (нар. игр). 4. Традиционные развлекательные мероприятия вне занятий («Утро радостных встреч», «Сладкий вечер», «Новоселье», «Итог прожитого дня»); различные виды досугов: танцевальные, обрядовые, религиозные («Рождественские встречи»). 5. Занятия по интересам (студии, кружки). 6. Организация выставок детского творчества. 7. Конкурсы по выявлению творческих способностей.

 

Педагог

 

1. Малый совет по данной программе. 2. Творческая группа по наработке практического материала. 3. Методическое объединение специалистов. 4. Педагогические чтения. 5. Конференции. 6. Семинары. 7. Конкурсы профессионального мастерства. 8. Тематические лекции о композиторах, по знакомству разными видами искусств. 9. Курсы повышения квалификации по данной проблеме.

 

Родитель

 

1. «Дни открытых дверей» (просмотры занятий, студийной и кружковой работы). 2. Родительские собрания и конференции. 3. Совместная организация праздников и развлечений. 4. Участие в конкурсе «Талантливый родитель». 5. Организация выставок совместного творчества взрослых и детей.

 

Требования к педагогу.

 

Содержание нового учебно-воспитательного процесса требует от педагога соответствия новым требованиям. Прав В.А. Сухомлинский, утверждавший, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества, что этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать, что от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.

Педагогу необходим целый ряд педагогических и специальных умений. Приведем основные.

 

Гностические умения (связанные с познанием ребенка).

· Наблюдать все виды художественной деятельности детей и давать анализ их развития.

· Изучать по продуктам художественной деятельности интересы, склонности и другие индивидуальные способности детей.

· Заметить «продвижение» ребенка в овладении художественной деятельностью.

· Выделить детей, требующих особого внимания конкретного вида художественной деятельности.

 

Конструктивные умения (проектирование развития личности отдельного ребенка, группы детей в целом).

· Обогащать детей впечатлениями, переживаниями с целью развития их художественной деятельности.

· Планировать художественную деятельность детей, определять перспективы в ее развитии.

· Отобрать материал, в наибольшей степени отвечающий целям определенного вида художественной деятельности и конкретного занятия, в частности грамотно размещать материал для самостоятельной художественной деятельности детей в группе.

· Отобрать методы и приемы в работе с детьми, наиболее отвечающие их возрастным и индивидуальным особенностям.

· Предусмотреть возможные затруднения детей в художественной деятельности.

 

Коммуникативные умения (установление взаимоотношений).

· Вызывать эмоциональное отношение к предметам окружающей действительности, художественным произведениям.

· Стимулировать образное мышление, создавать в процессе руководства художественной деятельностью проблемные ситуации, решения которых детьми способствовало бы созданию наиболее выразительных точных художественных образов.

· Создавать в процессе руководства художественной деятельностью атмосферу сотворчества, вступать с детьми в личностно-деловое общение.

· Владеть мимикой, жестами, выразительностью речи, использовать данные умения, как при прямом, так и косвенном руководстве.

 

Организаторские умения.

· Организовывать художественную деятельность все группы, отдельных групп детей.

· Быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении практических задач при руководстве различными видами деятельности.

· Заразить детей своей энергией, увлечь их художественной деятельностью.

 

Специальные умения.

Умение рисовать, лепить, петь, танцевать, владеть кукловождением, конструировать, изготовить (при необходимости) нужный материал для данного вида деятельности (развести краски, сделать декорации, костюмы и т.д.) и др.

 

Смешанные умения.

· Коммуникативно-гностические:

- уметь проявлять гибкость в ходе руководства художественной деятельностью детей;

- учитывать уровень развития художественных способностей, положение ребенка в системе межличностных отношений;

- уметь дать оценку с учетом зоны ближайшего развития ребенка, указывающую пути и средства ее совершенствования, сформировать доступные детям критерии оценки в области художественной деятельности.

· Коммуникативно-организаторские:

- уметь использовать игру с целью создания положительного микроклимата в группе, включать в художественную групповую деятельность неуверенных в себе детей.

· Коммуникативно-специальные:

- уметь грамотно сочетать показ приемов художественной деятельности с доступным детям объяснением и др.

 

 

Ожидаемые результаты.

 

Выпускник детского сада:

- использует в речи русский фольклор;

- знает былинных и сказочных героев, умеет сопереживать им, характеризовать их;

- знает историю русского костюма;

- умеет различать изделия разных народных промыслов;

- знает историю своего края, поселка, семьи;

- знает и умеет играть в русские народные игры;

- знает особенности русских песен, плясок, умеет подбирать движения согласно музыки.

 

Педагог должен:

- создать условия для приобщения детей к русской народной культуре;

- повышать профессиональный уровень управления пед.процессом;

- повышать уровень знаний родителей по теме данного проекта.

 

 

Научно-методическое обеспечение проекта.

 

1. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Авторы: О.Л. Князева, М.Д. Маханевой.

Образовательная программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основные на их приобщении к истокам русской народной культуры. Содержит тематический годовой план работы в данном направлении, освещает приемы и способы деятельности педагогов, обеспечивающие эффективную реализацию программы в условиях ДОУ.

2. «Программа воспитание и обучение в детском саду» под ред. М.А. Васильевой (2004г. изд.дом «Воспитание дошкольника»).

 

Финансово – экономическое обоснование проекта

 

Циклограмма контроля администрации

МБДОУ «Вознесенский детский сад № 5».

 

Месяц Вид и форма контроля Сроки Методы контроля Ответ- ые Итог подве-дения Рассмот- рения
Сентябрь   I. Тематический. 1. Подготовка групп к новому уч.году. Цель: улучшить организацию развивающей среды в группах. 15.09     Наблюдение     Зав д/с, зам.зав.по ВР, завхоз   Произв. собра - ние     Приказ, справка  
2. Анализ оформления и содержание родительских уголков. Цель: подготовить оформление и содержание родительских уголков в соответствии с приоритетным направлением д/сада. 15.09     Наблюдение     Зав д/с, зам.зав.по ВР,     Пед. совет   Приказ, справка  
3. Выполнение инструкций по охране труда, по охране жизни и здоровья детей, техники безопасности. 01.09     Анализ доку - ментации, осмотр групп, др. помещений     Зав д/с, зам.зав.по ВР, завхоз   Произв. собра-ние     Приказ, справка  
II. Обзорный. 1. Санитарное состояние ДОУ. 01.09   Анализ док-ов, наблюдение.   Зав д/с, Завхоз, м/с. Произв. собра-ние.   Приказ, справка.    
III Результативный Вводная диагностика по «Программе воспитание и обучение в д/с» под ред.Васильевой М.А. 30.09 Диагностика ЗУН зам.зав.по ВР,     Метод час. Приказ, справка.
Октябрь I. Тематический. 1. Состояние среды в группах ран. возраста. До 20.10   Наблюдение.     Зав д/с, зам. зав. по ВР,     Метод час.   Приказ, справка.
II Обзорный. 1. Анализ документации по планированию. До 20.10 Анализ докумет. зам.зав.по ВР, Метод час.   Приказ, справка.
III Персональный. 1. За самообразованием муз. рук-ля Серебряковой Э.В. До 25.10 Наблюдение, анализ планов. зам. зав. по ВР, Метод час.   Приказ, справка.
Ноябрь I.Тематический 1. Состояние среды во 2 мл.группе. До 20.11. Наблюдение. зам. зав. по ВР, Пед совет     Приказ, справка.
II. Обзорный 1. Состояние оформления минимузея. До 20.11 Наблюдение. зам. зав. по УВР, Метод час.   Приказ, справка.
III. Персональный 1. За самообразованием вос-ей, работающих по данному проекту. До 30.11 Наблюдение. зам. зав. по ВР, Метод час.   Приказ, справка.
Декабрь I. Тематический 1. Состояние среды в средней группе. До 25.12. Приказ, справка. зам. зав. по ВР, Пед совет     Приказ, справка.
2. Состояние укрепления материально-технической базы ДОУ, сохранность имущества. До 10.12. Анализ докумен-тации зам. зав. по ВР, Произв. собр. Приказ, справка.
II. Обзорный 1. Состояние оформления изостудии, театральной комнаты, центра «Моя семья». До 15.12 Наблюдение. зам. зав. по ВР, Метод час.   Приказ, справка.
Январь I. Тематический 1. Состояние, предметно-развивающей среды в старшей группе. До 25.01 Наблюдение. зам. зав. по ВР, Пед совет     Приказ, справка.
2. Проведение обрядовых праздников (Рождество, Крещение) с привлечением родителей. Анализ. До 30.01 Наблюдение, беседы с детьми и восп-ей. зам. зав. по ВР, Пед совет     Приказ, справка.
  II. Персональный 1. Педагогов, работающих на группе, реализующей проект «Приобщение к истокам русской народной культуры». До 30.01 Анализ докумен-тации, наблюдения. зам. зав. по ВР, Метод час.   Приказ, справка.
Февраль I. Тематический 1. Состояние предметно-развивающей среды в подгот.группе. До 25.02 Наблюдение зам. зав. по ВР, Пед совет     Приказ, справка.
2. Анализ выставок работ детей совместно с родителями по декоративно-прикладному искусству. До 20.02 Наблюдение зам. зав. по ВР, Пед совет     Приказ, справка.
II. Обзорный 1. Проверка выполнения решений педсоветов и методчасов. До 25.02 Анализ докумен-таций зам. зав. по ВР, Метод час.   Приказ, справка.
Март I. Тематический 1. Организация кружковой работы, работы студий. До 15.03 Анализ докумен-таций Зав.д/с., зам. зав. по ВР, Пед совет     Приказ, справка.
Апрель     I. Тематический 1. Система работы с детьми по ознакомлению с окружающим (нар.культура). С 1 по 20.04 Наблюдение Зав.д/с., зам. зав. по ВР, Пед совет     Приказ, справка.
II. Обзорный 1. Анализ проведения развлечений по данной теме в течении года. По 25.04 Анализ докумен-таций Зав.д/с., зам. зав. по ВР, Метод час.   Приказ, справка.
III. Персональный 1. Педагога по дополнительному образованию. По 30.04   Просмотр занятий, анализ докумен-таций     Зав.д/с., зам. зав. по ВР, Метод час.     Приказ, справка.
Май I.Тематический 1. Подведение итогов по реализации проекта «Приобщение детей к истокам русской культуры». По 20.05 Анализ докумен-таций Зав.д/с., зам. зав. по ВР, Пед совет     Приказ, справка.
II. Результативный 1. Диагностика по «Программе воспитания и обучения в д/с» под ред. М.А. Васильевой. До 25.05 Диагностика ЗУН Зав.д/с., зам. зав. по ВР, Пед совет     Приказ, справка.
III. Обзорный 1. Итоги сотруд. МДОУ с родителями (участие в празд., оформ-е выставок, изгот. атрибутов к народным играм, костюмов). До 25.05 Анализ докумен-тации, наблюдения. Зав.д/с., зам. зав. по ВР, Произв собра-ние Приказ, справка.

Мониторинг учебно-воспитательного процесса.

 

 

Месяц Вид диагностики Цели диагностики Ответственные
Сентябрь 1. Первоначальная диагностика в группах по «Программе воспитания и бучения в д/с» под ред.Васильевой. 2. Диагностика по выявлению одаренности. - определить уровни развития детей с целью выявления задач в каждой группе. Вос-ли всех групп.
Октябрь Диагностика уровня развития творческого потенциала. - определить направления педагогической работы с одаренными детьми. Вос-ли, специалисты.
Январь Контрольные срезы по разв.речи, озн.с окружающим (раздел «Приобщение к истокам русской народной культуры). - выявить уровень выполнения программы. Зам.зав.по ВР.
Апрель Итоговая диагностика (разделы разв.речи; озн.с окружающим; изодеятельность, муз.воспитание. - выявить уровень выполнения программы. Воспитатели.

 

 

Диагностика музыкального воспитания.

 

Младшая группа.

 

Исключается исполнительство, музыкальное творчество (звуковысотный слух – на усмотрение), количество заданий – 2.

Восприятие:

· прослушивание песни (текст);

· прослушивание инструментальной пьесы.

Оцениваются: внимание, эмоциональная мобильность и просьба повтора.

Пение:

· пение знакомой песенки (подпевание), интонирование (гудение);

· произношение слов – стих, песня по желанию (дикция – чисто, невнятно).

Чувство ритма:

· «ходим – бегаем» - реакция на смену ритмических движений;

· прохлопывание простейших ритмических рисунков (без сопровождения на ударных инструментах).

 

Средняя группа.

Шесть разделов по два задания.

Восприятие:

· прослушивание песни, определение характера музыки;

· прослушивание пьесы, ее характеристика.

Звуковой смысл:

· определение регистров с использованием дидактических материалов;

· определение направления мелодии с применением лесенки и матрешки (фланелеграфе).

Пение:

· пение знакомой песенки (интонирование);

· пение малознакомой песенки с сопровождением (вокальная память, вокальные инструменты).

Ритм:

· прохлопывание (повтор) ритма знакомой песенки;

· движение в соответствии со сменой характера музыки.

Исполнительство:

· умение выбрать из предложенных наиболее подходящие инструменты для сопровождения;

· подбор простейших мелодий на металлофоне, исполнение движений матрешки по лесенке.

Творчество:

· выразительность движений – в знакомом танце;

· импровизированное (вокал, инструмент, движение) – свобода замысла и сопровождения, самовыражения.

Старшая группа.

Восприятие:

· определение характера музыки и ее содержания;

· определение жанра музыкального произведения;

· подбор соответствующей иллюстрации (из нескольких).

Звуковысотность:

· различие регистров в чистом и смешанном звучании (высокое + среднее…);

· фиксация по лесенке, на фланелеграфе или составление рисунка в форме графического направления мелодии;

· определение количества (1, 2, 3) одновременно звучащих звуков – «сколько нас поет?».

Ритм:

· прохлопывание ритма знакомой песни;

· ритмичные движения под музыку (свободные движения);

· умение отмечать сильную долю притопом или приседанием под плясовую (танцевальную) музыку.

Пение:

· исполнение знакомой песни с сопровождением (интонация);

· исполнение небольшой песни в удобном диапазоне без сопровождения;

· повторение отдельных звуков или небольших мотивов с голоса или инструмента (координация).

Исполнение:

· шумовое оформление (владение приемами игры);

· исполнение попевок на металлофоне (приемы игры);

· подбор знакомых песенок.

Творчество:

· выразительность исполнения в разных видах;

· сочинение окончания мелодии или нового конца к песне (вокально или на инструменте);

· сочинение историй, рассказов, сказок (с музыкальным сопровождением, движениями, рисунками и т.д.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: