Первый русский директор Юзовского металлургического завода




Адам Свицын родился в семье известного хирурга в городе Ковно (современный Вильнюс) 16 (28 по новому стилю) октября 1875 года согласно сохранившемуся страховому свидетельству. Он не стал врачом, как отец, а выбрал нелегкую стезю инженера, что стало главным делом его жизни. В 1900 году он с отличием окончил Петербургский горный институт, и ему был присвоен чин, соответствующий 8-му классу в принятой в Российской империи Табели о рангах. Адам Свицын был лучшим на курсе, и его имя поместили на памятную доску вуза, которая сохранилась и поныне.

Дальше началась трудовая биография молодого горного инженера на металлургических заводах Южной России. Адам Свицын показал себя грамотным специалистом, до тонкостей знающим все нюансы металлургического процесса и при этом не боящимся предпринимать в экстремальной ситуации решительные действия. Вообще, Адам Александрович Свицын был решительным, даже отчаянным человеком с непростым и очень твердым характером.

После отъезда из поселка семьи Джона Юза в 1903 году металлургический завод Новороссийского общества переживал не лучшие времена. Особенно возмущало кадровых рабочих предприятия высокомерное поведение управляющего, подданного Великобритании Андерсона Якова Ивановича (так на русский лад простые жители переиначили его имя). Поэтому правление Новороссийского общества решило пригласить в Юзовку грамотного специалиста, хорошо знающего местные обычаи. Рассматривалось несколько кандидатур, и в конце концов выбор пал на Адама Свицына. На предложение возглавить завод он ответил согласием и в 1909 году переехал с семьей в Юзовку. Он занял должность главного управляющего завода и рудников с окладом в 40 тысяч рублей в год. Вместе с ним приехали и несколько специалистов с «Брянки», а впоследствии новый директор начал приглашать на завод лучших русских металлургов. Михаил Курако, Иван Бардин и другие — все они прошли через Юзовский металлургический завод. Свицын быстро проанализировал сложившуюся на заводе ситуацию и проявил себя как эффективный кризисный менеджер. Новый директор ввел жесткую дисциплину на производстве, штрафы за прогулы, брак и «неприлежание в работе». Однако такая требовательность не мешала Адаму Свицыну находить общий язык с рабочими. По поселку и заводу в те неспокойные времена он ходил без охраны. «Мне не нужны городовые — меня будут охранять сами рабочие», — говорил Адам Свицын. Как вспоминали очевидцы, в общении с рабочими он не повышал голос, держался с достоинством, уважительно относился к собеседникам. Директор старался сформировать кадры предприятия из высоквалифицированных работников, создавая им нормальные социальные условия жизни.

Новороссийское общество практиковало сдачу земли таким специалистам под строительство собственных домов. Плюс на заводе заботились и о культурном уровне трудящихся: работал летний театр «Аудитория», певчие хоры, оркестр духовых инструментов. Жена Адама Александровича была избрана председателем совета спортивного гимнастического общества. Список социальных инициатив Адама Свицына можно продолжать и продолжать. Рабочие по достоинству оценили усилия своего директора: на заводе в Юзовке вплоть до 1917 года не было забастовок.

Как оказалось, русский директор не стоял в стороне и от революционных событий тех времен. Проживала семья Адама Александровича в Юзовке в доме дирекции, или доме Юза. Так вот, согласно семейным легендам именно в подвалах этого дома Адам Александрович прятал от жандармов будущего руководителя Советской Украины Григория Петровского (в честь которого впоследствии Екатеринослав назвали Днепропетровском). Жандармы искали Петровского по всей Юзовке, но в дом директора им заходить было нельзя — таков был непререкаемый авторитет главного управляющего завода и рудников Новороссийского общества. (…)

В первые годы советской власти. Адам Александрович не покинул Россию после поражения Белой армии. У него были билеты на пароход, но он не стал эмигрировать, хотя его звали работать за границей. Как рассказал младший сын Свицына, его отец учился в гимназии в одном классе с Феликсом Дзержинским, они прекрасно знали друг друга. Когда после революции начали восстанавливать заводы, Дзержинскому принесли список специалистов — надо было разобраться, кто эмигрировал, а кто остался в России. Грозный руководитель ВЧК, ОГПУ, а затем председатель Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) просмотрел листок бумаги и ткнул в фамилию Свицына: «Этого, если жив, ищите в России. Он спичками на базаре будет торговать, а из страны не уедет». Свицына нашли и привлекли к восстановлению разрушенного гражданской войной металлургического производства. Однако и здесь сказался очень непростой характер Адама Александровича. Чего стоит его резкий доклад на Всеукраинском съезде промышленности и торговли в марте 1926 года, в котором он правдиво рассказал о положении в отрасли: «Металлургические заводы «Югостали», за исключением Петровского завода имени Рыкова и завода Дюмо имени Ворошилова, нагружены значительно выше довоенной нагрузки. При данном состоянии оборудования нагрузка их достигла возможного предела. Из-за недостатка отпускаемых средств на до-оборудование заводов технические мощности металлургических предприятий еще больше изнашиваются. По сравнению с 1 января 1926 года техническое состояние отдельных цехов на Сталинском, Днепровском заводах, а также на заводах Шодуар и Бантке ухудшилось. Большая сеть электромоторов на заводах пришла в негодность и требует замены. Поэтому некоторые металлургические заводы работают с риском выхода из строя целых цехов». Власть его слова запомнила и через два года на заседании Политбюро от имени Совета народных комиссаров объявила строгий выговор и сняла его с работы в «Югостали». В 1928 году Адама Свицына арестовали, но в итоге ничего доказать не смогли. Следствие тянулось около трех лет, и в 1931 году Свицына освободили и назначили консультантом на завод «Красный Октябрь» в Сталинграде. Тогда классные специалисты Советской России были еще нужны, поэтому Адама Александровича и бросали на ответственные участки работы. А дальше наступило время репрессий. Вот здесь и припомнили власти Адаму Свицыну его ершистый характер. Талантливый инженер и организатор металлургического производства попал в жернова карательной системы государства.

В знаменитых «сталинских списках» жертв политических репрессий, хранящихся в архиве президента России, об этом человеке остались только следующие скупые строчки: «Свицын Адам Александрович. Род. 1878 (так записано. — Прим. автора), г. Ковно; русский, б/п, обр. высшее, инженер-металлург, технический директор металлургического завода им. С. Орджоникидзе, прож. в Москве: Гоголевский бул., д. 8, кв. 73. Арест. 5.12.1937. Приговорен ВКВС СССР 7.02.1938 по обв. в шпионаже и участии в к.-р. организации. Расстрелян 8.02.1938. Реабилитирован 13.06.1956». Только после развала СССР стало известно предполагаемое место захоронения Адама Свицына — район Коммунарка в Московской области.

Источник: https://infodon.org.ua/uzovka/394

 

Талантливый англичанин

Джон Д. Хьюз родился в 1814 г. в Мертир-Тидвиле, одном из самых больших и богатых промышленных городов Южного Уэльса, в семье инженера-валлийца, возглавлявшего местный чугунолитейный завод. Юноша получил домашнее образование и некоторое время работал под началом отца на заводе Сайфарта. Ознакомившись на практике с металлургическим делом, он перешел на завод Эбби Вейл, а затем решил открыть собственное механическое производство в Ньюпорте. Здесь впервые проявился его талант изобретателя и организатора - молодому человеку довольно быстро удалось наладить доходное дело. На этом предприятии Хьюз первым в Англии оборудовал подъемную машину прямого действия.

В 1844 г. он женился на Элизабет Левис. Здесь же, в Ньюпорте, родились и все его 8 детей, трое из которых умерли в раннем возрасте. В конце 1850-х гг. его пригласили занять должность главного инженера Мильвольского железопрокатного завода в Лондоне, в 1860 г. Джон стал его директором. Именно в это время на мировом рынке появилось его изобретение - «юзовские» лафеты для дальнобойных тяжелых артиллерийских орудий. Кроме того, металлург-самоучка уделял большое внимание разработке рецептов бронированной стали для защиты судов и береговых батарей. Эти работы английского инженера совпали по времени с поисками завода-изготовителя брони, которые проводило русское Адмиралтейство.

В результате тестового обстрела броневированных листов, изготовленных на различных французских и английских предприятиях, лучшей была признана продукция Мильвольского завода, на котором и решено было разместить крупный правительственный заказ. Так впервые судьба английского предпринимателя пересеклась с интересами Российской империи. Во время выполнения этого выгодного заказа Хьюз побывал в Кронштадте, где продукцией его завода укрепляли форт «Константин», и познакомился с русскими военными инженерами – генералом Э. И. Тотлебеном и полковником О. Терном. Последний и предложил Юзу (как стали называть англичанина в России) принять выгодную концессию - постройку на юге страны «завода для выделки железных рельсов».

Опытный предприниматель нашел это предложение весьма выгодным и перспективным и с присущей ему энергией и знанием дела принялся за более детальное изучение вопроса. С этой целью он поехал в Украину, внимательно обследовал местность, где планировалась постройка завода, осмотрел залежи каменного угля и железной руды и согласился участвовать в концессии. По договору, который был Высочайше утвержден 18 апреля 1869 г., британский подданный Джон Юз принимал на себя обязательство образовать акционерное общество со складочным капиталом в 3 млн рублей «для разработки каменного угля и основания рельсового производства» в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии.

Устроив в России все дела, связанные с заключением договора, Хьюз вернулся в Лондон и приложил максимум усилий для сбора необходимого капитала. Всего через месяц необходимые средства были найдены, устав Новороссийского акционерного общества был утвержден, а Джон был избран инвесторами на должность директора-распорядителя будущего завода. На этом подготовительные мероприятия закончились и можно было приступать к работе.

Следующие два года Юз провел на строительной площадке, не зная отдыха ни днем, ни ночью. Место для закладки металлургического завода было выбрано на правом берегу реки Кальмиус, южнее села Александровка, где был свой каменный уголь. Возле соседнего села Стыла находились залежи железных руд, а рядом с селом Еленовка необходимый камень - известняк. Источником водоснабжения служила река, рабочей силой обеспечивали близлежащие села. Летом 1870 г. из Южного Уэльса было отправлено оборудование и инструменты. Следом за ними по тому же маршруту отправились около сотни специалистов - металлургов и шахтеров. Восемь груженых кораблей прибыли в порт Таганрога, оттуда по степи на быках добрались до места.

Результатом титанических усилий коллектива, возглавляемого Юзом, стал пуск домны в апреле 1871 г. Однако первый блин вышел комом - через три дня работа печи была остановлена, поскольку выяснилось, что она не держит нужную температуру. Требовалась серьезная переделка конструкции, которая повлекла за собой дополнительные капиталовложения и временные затраты. На этом переломном этапе, грозившем крахом всему предприятию, Джон, не сомневаясь в успехе, начал работу с самого начала.

Вторично домна была пущена 24 января 1872 г., и с этого времени завод не останавливался ни на минуту несколько десятилетий. Все это время Юз вместе со своими английскими инженерами настойчиво работал над усовершенствованием технологического процесса выплавки чугуна. Он добился оптимального режима работы печи, значительно улучшил состав шихты, научил рабочих регулировать дутье. Но его главный успех заключался в том, что впервые в российском металлургическом производстве было использовано минеральное топливо - кокс.

Одновременно со строительством домны возводился железоделательный и рельсопрокатный завод с подсобными цехами: механическими и кузнечными мастерскими, водокачкой и водонапорной сетью. Рельсовый завод был пущен в 1873 г., с этого же момента была начата карьерная разработка камня, извести, глины и производство огнеупорного кирпича. В следующем году предприятие Юза приступило к выпуску сортового железа, в 1876 г. была пущена вторая домна, а спустя три года начался выпуск марганцевого чугуна. В том же 1879 г. сварили первую мартеновскую сталь и уже в следующем году были произведены стальные рельсы, качество которых не уступало английским аналогам.

«Новороссийское общество» имело 15 собственных паровозов и 35 вагонов, а также владело самостоятельно построенными железнодорожными путями широкой колеи, которые были связаны с новой Екатерининской веткой. Завод, все его мастерские и главные железнодорожные переезды освещались электричеством. По соседству с Юзовским возникло несколько мелких литейных и механических заводов, получавших уголь, чугун, железо и сталь от головного предприятия.

В конце XIX столетия Джон Юз активно приобретал в собственность дворянские имения, расположенные в Екатеринославской губернии. Это были земли, богатые залежами первоклассной железной руды, которая стала основным сырьем для предприятия. Семье английского предпринимателя принадлежали и земли в Верхнеднепровском уезде под общим названием «Кривой Рог». На эти закупки тратились громадные средства. Так, например, только на покупку двух имений (Е. А. Лариной и Л. И. Смоляниновой) было потрачено 255 тыс. рублей серебром.

В конце XIX в. доменные цеха «Новороссийского общества» насчитывали 6 печей объемом от 3288 до 13440 куб. футов, производительность которых достигала 70 тыс. пудов в сутки. Местная железная руда, употреблявшаяся в первое время исключительно для выплавки чугуна, не потеряла своего значения и впоследствии. Она шла в дело вместе с более богатой криворожской рудой, что только улучшило качество конечного продукта. Пудлинговое железо производилось в двадцати обыкновенных печах, сталь отливалась в двух мартеновских, а в начале следующего столетия ее начали плавить и бессемеровским способом. Общая производительность железопрокатного отдела в это время достигала 10 млн пудов в год, а листопрокатного и кровельного - до 2,7 тысяч. На заводе действовало 494 коксовальные печи с возможной выработкой до 25 млн пудов кокса в год. Рельсопрокатный цех прокатывал в сутки до 75 тыс. пудов рельсов. «Новороссийское общество» имело свои представительства в различных городах Российской империи - Петербурге, Москве, Харькове, Варшаве, Клеве, Ростове-на-Дону, Вильно, Баку, Мариуполе и др.

Хронология становления и расширения предприятия говорит о том, что Россия в лице Юза приобрела не только талантливого инженера, но и энергичного предпринимателя, в сжатые сроки успешно организовавшего производственный процесс многопрофильного железоделательного комбината. В историю отечественной металлургии английский бизнесмен вошел как первый специалист, организовавший обширную выплавку чугуна из местных руд на местном минеральном топливе и переработку его в железо и сталь.

Россия стала для Джона Хьюза второй родиной. Его жена Элизабет, дочь Сара-Анна, сыновья - Джон, Артур, Айвор, Альберт и многочисленная прислуга навсегда покинули родные места Южного Уэльса и переселились в рабочий поселок, возникший буквально на пустом месте. Работники предприятия знали своего хозяина как энергичного, целеустремленного и предприимчивого человека с трезвым расчетом и умением предугадывать перспективу. Мало кто догадывался, что в глубине души Юз был фантазером. Он мечтал, что наступит время, когда русский каменный уголь будет конкурентоспособным на Средиземноморских рынках, а русский чугун станет пользоваться таким же успехом, как и английский.

В 1889 г. «Новороссийское общество» выплавило 17,7 млн. пудов чугуна, число заводских рабочих достигло 7 тыс., а горняков - около 6 тыс. человек. Из 17 металлургических предприятий, действовавших на юге России в период промышленного подъема 1890-х гг., Юзовский завод был крупнейшим. Английский бизнесмен строил далеко идущие, но вполне реальные планы, собираясь довести ежегодную добычу каменного угля до 45 млн пудов, а выплавку чугуна - до 15 миллионов. С целью заключения новых договоров с правительством летом 1889 г. он отправился в Петербург. Там, в гостинице «Англетер» Джон Хьюз внезапно заболел и 17 июня скончался….

Источник: Елена Константиновна Васильева, Юрий Сергеевич ПернатьевИз книги «50 знаменитых бизнесменов XIX - начала XX в.» // https://secrethistory.su/547-yuz-dzhon.html

 

«На память Донбассу он оставил целый город…»

Будущий донецкий промышленник родился 11 января 1852 г. в семье потомственных дворян: отец, Егор Васильевич Енакиев, майор жандармского управления, был выходцем из Херсонской губернии и служил начальником Динаурского участка жандармско-полицейского управления Петербургско-Варшавской железной дороги (…), мать, Косовская Михалина Антоновна, была дочерью коллежского ассесора.

Федор рос старшим в большой и дружной семье, где, кроме него, было еще семеро детей. После успешного получения среднего образования на семейном совете юноша объявил о том, что станет поступать в Институт инженеров путей сообщения. В тот период в России начался бум железнодорожного частного строительства, так называемая «концессионная горячка», которая дала толчок стремительному развитию транспортной отрасли.

Окончив в 1876 г. институт, Ф. Енакиев вместе с институтским дипломом и званием гражданского инженера получает право на чин коллежского секретаря в случае «вступления в государственную службу». …Свою трудовую биографию он начал на Николаевской железной дороге, потом переходит в Главное общество Российских железных дорог, где работает в Главном комитете для сбора пожертвований в пользу детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии, а затем — в Общество Балтийской Железной дороги….

В начале 90-х гг. он учреждает Общество подъездных железнодорожных путей и активно берется за его организацию. Однако и этого ему оказывается мало. Именно на то время приходится активизация иностранного капитала на промышленном рынке России. Инвестиции вкладываются как в акционерные общества, учрежденные за границей, но имевшие свои предприятия в России, так и в «родные», российские акции и облигации, которые котировались достаточно высоко на зарубежных биржах. Из общей суммы (примерно 2 млрд. руб. таких капиталовложений) около 1,5 млрд. приходилось на промышленность, 0,3 млрд. — на кредитные, страховые и торговые предприятия, 0,2 млрд. — на городскую недвижимость и строительство. При этом более половины иностранных инвестиций в промышленности прихолилось на горное дело, около четверти — на металлообработку, свыше десятой части — на текстильное производство.

Иностранные вложения в такие предприятия приходили из Франции (на 1/3), Великобритании (на 1/4), Германии (на 1/5) и Бельгии (на 1/7). Используя наработанные связи и возникшие возможности, Ф. Енакиев выдвигает идею создания Русско-бельгийского общества для организации металлургического предприятия в Донбассе. При этом он исходил из успешного опыта работы юзовского «Новороссийского Общества каменноугольного, железного и рельсового производства», развернутого англичанином Дж. Юзом.

Обосновав свои идеи и изучив возможности строительства металлургического завода в Донецком крае, Ф. Енакиев начинает искать сторонников и финансы для реализации этого проекта. В конечном итоге его идею поддерживают инженер Б. А. Яловецкий и бельгийские предприниматели Октав Неф-Орбан и Оскар Бие. Ф. Енакиев садится за разработку устава Русско-Бельгийского общества и 28 ноября 1894 г. подает его на рассмотрение Министерства финансов, которое весной 1895 г. представило его на утверждение Комитета министров. Кроме этого он направляет прошение Министру путей с просьбой предоставления правительственных заказов, в котором пишет: «Имею честь доложить Вашему Высокопревосходительству, что мы решились образовать в России Металлургическое предприятие. С этой целью означенные лица вошли в предварительное соглашение с одним из крупных землевладельцев в Донецком бассейне на покупку принадлежащих ему земель, изобилующих минеральными богатствами, каменным углем и железною рудою, и заключили условия с первоклассными кредитными учреждениями относительно реализации весьма значительного акционерного капитала. Техническая сторона предприятия обставлена таким образом, что рядом с лучшими русскими специалистами Общество будет пользоваться сотрудничеством упомянутых выше бельгийских заводов в области металлургического производства и постройки подвижного состава. С финансовой стороны за русскими капиталами оставлено преобладающее значение в развитии всего дела… к началу 1897 г. заводы НОВОГО общества могут быть вполне закончены и пущены в действие для изготовления рельс, скреплений и других принадлежностей пути и подвижного состава железных дорог».

Высказывая свое мнение по поводу утверждения этого документа, министр финансов С. Ю. Витте в своем заключении писал: «Увеличение производства железа, стали и изделий из них, а равно расширение машиностроения приобретает особенно важное значение в настоящее время ввиду неотложной необходимости удовлетворения потребностей строящейся Великой Сибирской дороги, а также ввиду предпринятой постройки линии от Вологды до Архангельска и предложенного постепенного сооружения сети местных железных дорог удешевленного типа… Поэтому всякий почин со стороны частных лиц в деле развития нашей металлургической, машинно-кораблестроительной промышленности представлялся бы заслуживающим поощрения. Но рассчитывать на учреждение в этой области содействия отечественных капиталов едва ли ныне представляется возможным как ввиду недостаточности у нас свободных капиталов, так и, в особенности, вследствие слабого проявления со стороны русских капиталистов склонности к направлению предприимчивости на металлургическое производство… Полагал бы разрешить инженерам: титулярному советнику Ф. Е. Енакиеву, надворному советнику Б. А. Яловецкому и бельгийским подданным Октаву Неф-Орбана и Оскару Бие учредить на основании прилагаемого при сем проекта устава акционерное общество под названием Русско-Бельгийское металлургическое общество».

Рассмотрев представленный устав, правительство 2 июня 1895 г. утверждает его, а 19 июня в С— Петербурге состоялось собрание акционеров и выборы правления.

К началу работ по строительству предприятия основной капитал общества составил 8 млн. руб. (уставный — 20 млн. руб.). 25 января 1897 г. был произведен выпуск акций на 2 млн. руб. — 8 тыс. акций по 250 руб.; 23 марта 1900 г. — на 5 млн. руб. — 2000 акций по 250 руб.; 2 августа 1911 г. — на 5 млн. руб. — 20000 акций по 250 руб. [8].

С этого времени начинается активная деятельность Ф. Енакиева в Донбассе. Изучив возможные варианты по строительству завода, он останавливается на селении Софиевка, расположенном возле речки Садки. Обосновывая перед компаньонами свой выбор, приводит следующие аргументы. Во-первых, здесь уже действовал до начала 1868 г. опытный чугуноплавильный завод, названный в честь Петра I Петровским. Во-вторых, имелись рабочие кадры, получившие определенную квалификацию на ранее действовавшем заводе. И, в-третьих, имелся перспективный рынок сбыта продукции в связи с активизацией железнодорожного строительства и переоснащением Военно-морского Черноморского флота.

В итоге Ф. Енакиев добивается того, что в 1895 г. в трех километрах от старого завода, на землях, приобретенных Русско-Бельгийским обществом у князя Долгорукого, началось сооружение нового металлургического завода, получившего то же название — Петровский.

Строительство продолжалось почти два года и потребовало от начинающего донецкого промышленника напряженной и кропотливой работы — по подбору специалистов и рабочих кадров, отработке технологических циклов, закупкам и транспортировке необходимых механизмов и материалов. Напряженная работа не пропала даром: 27 ноября 1897 г. была задута первая доменная печь и получены первые пуды металла.

В приемочном акте государственной комиссии отмечалось: «Завод состоит из двух доменных печей с суточной производительностью 18000 пудов чугуна, с плавкой на криворожских и местных рудах, 120 коксовых батарей, двух конверторов проектной мощностью 36000 пудов стали, двух угольных шахт, рельсопрокатного отделения, бессемеровского и мартеновского цехов».

Одновременно с заводом были построены каменноугольные рудники….

Ф. Енакиев большое внимание уделял развитию социальной инфраструктуры заводских поселков. Отмечая его заслуги в этом направлении, Бахмутское уездное и Екатеринославское губернское земские собрания в 1898 г. приняли решение местность, где были расположены Петровский завод, рудники и поселки Русско-Бельгийского металлургического общества, назвать именем его основателя — Енакиево. Аналогичное название получила и железнодорожная станция. К 1916 г. здесь проживало 16 тысяч человек. В центре Енакиево стояли две каменные церкви, молитвенный дом, костел, синагога, 4 двухэтажных и 20 одноэтажных домов для бельгийских специалистов и предпринимателей, 2 гостиницы, почта, столовая. Была построена заводская больница, где в 1912 г. работало 3 врача и 3 фельдшера, обслуживающие 185 коек.

Жители могли провести свой досуг в «Народном доме», кинематографе «Иллюзия», клубе работников металлургического завода, библиотеке потребительского товарищества. Дети работников Русско-Бельгийского общества учились в четырехклассной местной и заводской школах, трехклассной церковноприходской и двухклассной школах Товарищества помощи бедным евреям.

Завод постепенно расширялся и набирал силу. К 1899 г. здесь работало уже 2665 человек. В 1900 г. задувается третья домна и начинает действовать 20-тонная мартеновская печь. В последующие четыре года, благодаря постоянным усилиям Ф. Енакиева, вступают в строй еще две мартеновские печи и мелкосортньш стан «360». Енакиевский завод становится одним из крупнейших на юге страны, работая в основном по государственным заказам, производя рельсы для новых железных дорог.

Но неугомонная натура Ф. Енакиева требует новых дел. В промежутках между напряженной работой по руководству заводом он разрабатывает проект железнодорожной линии Штеровка — Мариуполь, тем самым, открыв дорогу углю Луганщины на рынки сбыта страны.

В 1901 г. совместно с рядом предпринимателей он учреждает Русско-Персидское общество для эксплуатации медных, серебро-свинцовых рудников Персии, которое начинает успешно вести дела в этой восточной стране. Деятельность общества была высоко оценена персидским правительством, в результате чего Ф-Енакиев из рук шаха Персии получает одну из высших наград страны — «Орден Льва и Солнца» второй степени с красной лентой.

В этот период в угольной промышленности региона складывается сложная обстановка, связанная с проблемой диспропорции между спросом на уголь и его предложением. Чтобы выйти из этой ситуации, ряд промышленников предложили создать синдикат «Продуголь». Однако решение этого вопроса затягивалось на правительственном уровне. К лоббированию этого проекта подключается Ф. Енакиев. По просьбе известного промышленника Н. С. Авдакова он пишет письмо в Министерство финансов, в котором он прямо заявляет, что «Скорейшее утверждение означенного устава (синдиката «Продуголь») является необходимым условием осуществления столь желанного для огромного большинства углепромышленников синдиката». В определенной степени это способствовало положительному решению данного вопроса, и 25 февраля 1906 г. состоялось учредительное собрание этой новой организации.

В мае 1905 г., когда в стране происходили известные революционные события, Ф. Енакиев вместе с другими известными представителями бизнеса избирается в специальное бюро, которому поручается срочно разработать «программу политико-экономических пожеланий, которые по возможности удовлетворяли бы потребностям промышленности и торговли». Подготовленный документ, названный «Политическая и экономическая программа русских торговцев и промышленников», был вынесен на обсуждение «собрания промышленников» Петербурга 25 июня 1905 г. В нем заявлялось, что «торговля и промышленность могут существовать и развиваться только при спокойной и закономерной государственной жизни», при этом признается «необходимым и неизбежным планомерное покровительство всем отраслям народного труда» и необходимость «децентрализации государственной власти» с тем, чтобы предоставить больше прав местным организациям и учреждениям.

Современники отмечают Ф. Енакиева как человека высокообразованного, «американского склада действий», недюжинного ума, сочетавшего в себе не только живость общения, но и деловую осторожность… Он пользуется заслуженным авторитетом и уважением среди предпринимателей, избирается руководителем и членом правления 6 различного рода коммерческих и промышленных структур, среди которых Общество Северо-Донецкой железной дороги, Русско-Бельгийское металлургическое общество, Русское паровозостроительное и механическое общество, Компания С-Петербургского металлического завода и другие.

Федор Егорович Енакиев внезапно умер в ночь на 29 января 1915 г. в одном из санаториев под Москвой. В некрологе, помещенном в журнале «Горнозаводское дело» № 5 за 1915 г., говорилось о том, что он «вечно носился с проектами широкого размаха, а доброта и отзывчивость оставили светлое воспоминание У тех, кто его знал».

На память Донбассу он оставил целый город, который и ныне успешно выплавляет металл и гордо носит имя своего создателя.

Источник: https://infodon.org.ua/pedia/205

 

Семья Рутченко

Основателем рода считается прапорщик Алексей Кириллович Рутченко. Он успел поработать и Бахмутским уездным судьей и вышел в отставку в 1817 году. При Екатерине Великой земли современного Донбасса интенсивно заселялись. Дворяне получали землю за служебные заслуги и перекупали земельные участки друг у друга. Таким образом, Алексей Рутченко стал владельцем участка, на котором сегодня стоят несколько донецких городских районов. Согласно завещания Алексея Кирилловича после его смерти каждому наследнику большого семейства (три сына и три дочери плюс вдова) достался земельный надел.

Один из трех сыновей — Иван — начал службу в канцелярии Бахмутского уездного суда, перешел потом в губернское правление, а в сентябре 1830 – уволился. В июле 1833 года Иван Алексеевич вновь определился на службу – в Кавказский край, где через год был переведен в комитет народного продовольствия. Его сын, Владимир, родившийся 13 июля 1836 года, избрал карьеру военного, окончил юнкерское училище. Службу начал офицером 8 июля 1855 года в Восьмом запасном батальоне Люблинского пехотного полка, через несколько лет был переведен в Камчатский пехотный полк. 19 октября 1870 года, в чине штабс-капитана сдал роту и вышел в отставку. В браке с дочерью капитана Соколовой Софьей Ивановной у Владимира Ивановича было три сына: Александр (р.1.02.1871 г.), Николай (р.14.02.1875 г.) и младший – Сергей. Умер В.И. Рутченко довольно рано. Его жена сама ставила сыновей на ноги.

Александр Владимирович в 1894 году окончил Горный институт. Работал на шахтах Новороссийского общества, на рудниках Рутченковского горнопромышленного общества. С 1 июля 1899 года служил помощником окружного инженера Бахмутского горного округа.

Средний из братьев Николай Владимирович в 1898 году окончил Горный институт, отслужил год в Санкт-Петербурге крепостным инженером, затем был отправлен на рудник С.С. Кгаевского (район слободы Ровеньки), а 9 июня 1900 года был переведен на Рутченковский рудник Французского общества, неоднократно избирался в Бахмутское уездное земство.

Младший, Сергей Владимирович, окончил Московскую сельскохозяйственную академию, потом владел и руководил графитным заводом в Мариуполе.

Земля, доставшаяся Софье Ивановне и трех ее сыновьям, находилась вокруг их имения в Григорьевке. Дом усадьбы Рутченко в перестроенном виде можно видеть и сегодня в составе спорткомплекса футбольного клуба «Олимпик», напротив проходной завода «Донгормаш».

1 дом рутченко на фото 1961г.Недра имения были богаты углем. Софья Ивановна даже прикупила пару участков – на всякий случай. А вдруг пригодится. И ведь пригодилось. Женщина она была властная и безумно любила своих детей. Как любящая мать, она делала все для удовлетворения запросов выросших чад. Деньги в семействе водились немалые. Старшего сына Александра она послала в вояж по Италии. Там молодой горный инженер потратил солидные деньги на покупку скульптур, которые были привезены в Григорьевку и расставлены по коридорам отчего дома. Софья Ивановна была человеком консервативных взглядов и обнаженных натур не воспринимала, поэтому, «срамные» места были аккуратно прикрыты материей. По итогам Первой всероссийской переписи 1897 года, за участие в которой Александр Владимирович Рутченко был награжден темнобронзовой медалью, владельческая усадьба Софьи Ивановны Рутченко состояла из одного домостроения, где проживало 7 мужчин и 11 женщин. Граничила усадьба с селом Григорьевка. Село Григорьевка, оно же Рутченко (а в начале ХIХ века Гуляй Поле), находилось на крестьянской общественной земле. В селе было 95 дворов, в которых проживало 237 мужчин и 241 женщина.

Согласно возложенных на него обязанностей помощника окружного инженера Александр Владимирович курировал рудники Юзовки и окрестностей. По долгу службы часто бывал, как по делу, так и на светских приемах у владельцев Вознесенского рудника Карповых-Пестеревых. Их имение находилось на территории современной Марьинки. Здесь он встретил и сильно полюбил жену горного инженера Вознесенского рудника Ольгу Павловну. Через некоторое время та ответила взаимностью. Назревал скандал, но вмешалась Софья Ивановна. Она дала крупную сумму денег мужу-инженеру, и тот отступил. Александр с Ольгой поженились. Судя по оставшимся скудным воспоминаниям, они представляли идеальную пару, любили петь дуэтом и делали это неплохо, хотя при разговоре Александр Рутченко заикался. Молодые оставили скучные места и переселились в Харьков. У них было двое детей: сын Александр и дочь (вроде бы, Ольга). Ольга Павловна Рутченко умерла через несколько лет от внезапной остановки сердца. Вдовец с двумя детьми на руках – продолжал быть заботливым и любящим отцом. Произошедшие социальные перемены и Гражданская война заставили его бежать за границу. Александр Владимирович с детьми обосновался в Лондоне.

Сын Александра Владимировича, Александр Александрович, обратился за помощью в бывшее правление Рутченковского горнопромышленного общества, находившееся в Брюсселе. Там отнеслись с пониманием и уважением к заслугам его отца, работавшего когда-то на шахтах общества. Ему оплатили обучение в политехническом институте. Закончив обучение, Александр Александрович уехал дипломированным специалистом в Англию, где прожил всю жизнь и скончался в середине 1970-х годов.

Уже в начале 2000-х группой краеведов была предпринята попытка найти потомков Александра Владимировича Рутченко, для чего даже изучалась книга телефонных абонентов Лондона. Поиски результатов не принесли.

Автор — член ДГО В. Степкин // https://dongeosociety.ru/дворяне-рутченко/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: