У истоков зарождения угольной промышленности Донбасса




Петр Горлов родился 11 (23) мая 1839 г. в семье высокопоставленного сибирского чиновника, председателя Иркутского губернского правления, действительного статского советника Николая Петровича Горлова, человека довольно прогрессивных взглядов. Работая в высших эшелонах власти, Николай Петрович, тем не менее, не был бездушным «винтиком», имел свои взгляды на политическое и экономическое развитие страны. Что, в конце концов, и сказалось на его карьере. В 1828 г. Николай Петрович за самовольное облегчение режима пребывания декабристов в сибирской ссылке под давлением царя Николая I вынужден был подать в отставку. Семья из Иркутска переехала в Подмосковье, где ее глава начал заниматься бизнесом — производством шерстяной пряжи.

Детство Петра Горлова в подмосковном Измайлове, как он потом вспоминал, прошло в атмосфере уважения к наукам и литературе, семейного взаимопонимания. Отец часто брал сына с собой на фабрику. Там маленький Петр впервые увидел машины и оборудование, на которых изготавливали пряжу. Эти впечатления оказались самыми сильными. После успешного окончания 1-й Московской гимназии Петр поступил в престижный Петербургский институт Корпуса горных инженеров, который закончил с золотой медалью в 1859 г. Его имя было занесено на почетную Золотую доску.

Как один из лучших выпускников, Петр Горлов в 1859 г. был распределен в распоряжение Русского общества пароходства и торговли, где продолжил изучение горного дела. В 1864 г. в качестве младшего помощника инспектора горного промысла на землях Войска Донского он ближе знакомится со специалистами горного промысла, владельцами шахт. И вскоре новая карьерная ступенька — должность и. о. начальника довольно сложного в геологическом отношении II Горного округа. Молодому специалисту доверяют строительство водоотлива на Грушевском руднике. В свободное от строительства время он успевает составить первый горно-геологический атлас Грушевского рудника (с картами залежей пластов угольных месторождений и геологической картой с указанием выходов каменноугольных пластов на поверхность). Атлас был составлен так профессионально, что заслужил высокую оценку крупного специалиста угольного дела того периода академика г. Гельмерсена и без изменений был включен им в первую пластовую карту угольных месторождений Донбасса.

В этот период на деловом небосводе Донбасса появился один из крупнейших предпринимателей России, финансовый магнат, близкий к императорскому дому Романовых, «железнодорожный король» и российский «Вандербильд» Самуил Поляков. В 1868 г. Поляков получил от царского правительства подряд на строительство Курско-Харьковско-Азовской железной дороги и приехал в Донбасс, чтобы ознакомиться с условиями строительства Азовско-Донецкого участка железной дороги, а главное — подобрать специалистов для строительства магистрали. Одним из первых ему порекомендовали Петра Горлова. Горлов понравился С. Полякову, и тот назначил его руководителем строительства первой крупной железной дороги в Донбассе.

Как положено, провели горно-геологические разведывательные работы, составили карту прокладки магистрали и — недалеко от трассы, возле реки Корсунь, — обнаружили богатое угольное месторождение. Как вспоминал позднее П. Н. Горлов в своей книге «История горно-заводского дела на территории Донецкого кряжа и вблизи Керчи (1696—1859 гг.)», он внимательно изучил книгу горного специалиста Ле-Пле, изданную им на французском языке в 1843 г. «На приложенной к книге карте нанесены места выходов пластов на поверхность и проведены границы юго-восточной части… Она меня привела к месту, на котором раскинулась Горловка..».

Изучив запасы и качество угля, Горлов решил именно здесь добывать дешевый уголь для паровозного парка будущей железной дороги (не лишним он был и для всей железнодорожной империи Полякова). Две крестьянские шахты, расположенные возле строящейся трассы, были переоборудованы; углублены стволы, построена система конной тяги. К работе привлекли крестьян из соседних слобод — Железной и Никитовки. Добытое сырье Дало возможность полностью обеспечить потребности донецкого участка дороги, а затем стало вывозиться и на продажу. Горлов закончил строительство железной дороги в рекордно короткие сроки — 23 декабря 1869 г. состоялось торжественное открытие Движения поездов по линии Харьков—Славянск—Таганрог. Фактически Донбасс получил первую железнодорожную магистраль, связывающую его с центром России, что открыло донецкому углю выход на общероссийский и зарубежный рынки.

Уже как известный специалист, после успешного завершения строительства железной дороги, Петр Николаевич по приглашению помещика Иловайского уехал в Макеевку, чтобы помочь тому в обустройстве каменноугольного рудника, где под его руководством в 1869—1871 гг. начинает строиться Макеевская угольная копь. Он также занимается горно-геологической разведкой в Таганроге. Но Поляков не хотел отпускать толкового инженера и руководителя. Он прислушался к советам Горлова вкладывать средства не только в строительство железных дорог. В частности, Горлов предлагал построить металлургический завод у реки Корсунь, где уже успешно работали две угольные шахты.

Поляков добился высочайшего указа царя Александра II о выделении 500 десятин земли у реки Корсунь под строительство Азовского рельсового завода и пригласил в 1871 г. П. Горлова возглавить строительство. Пустив в ход связи, магнат выхлопотал в Петербурге перевод Горлова в свое распоряжение. Сохранилось предписание министра финансов генерал-адъютанта Грей-га: «Состоящий по Главному горному управлению горный инженер, надворный советник Горлов командируется в распоряжение коммерции советника Полякова для управления устройством и разработкой двух каменноугольных копей на железных дорогах Курско-Азовской и Воронежско-Ростовской с оставлением по Главному управлению без содержания от казны».

Горлов предложил построить для будущего завода каменноугольный рудник, строительство которого началось в сентябре 1871 г. Корсунская копь (сегодня шахта «Кочегарка») строилась и эксплуатировалась с учетом последних достижений горного дела. Впервые вгорной практике Горлов применяет здесь потолочноуступную систему добычи каменного угля, с закладкой выработанного пространства, которая дала возможность начать промышленную разработку крутопадающих пластов, с успехом применяющуюся и сегодня. Оборудованный новейшими механизмами и оборудованием того времени рудник включил в себя все горные выработки ранее реконструированных Горловым шахт и стал одним из крупнейших угольных предприятий Донбасса. Уже в 1879 г. здесь работали более одной тысячи человек, которые добывали свыше 5 млн. пудов каменного угля. Рядом с рудником был построен поселок с соответствующей инфраструктурой и железнодорожная станция, получившие в середине 80-х гг. название Горловка.

По инициативе Петра Николаевича строится железнодорожная ветка, соединившая шахты со станцией Корсунь (которая с середины 80-х гг. XIX в. была переименована в станцию Горловка). Журнал «Горное дело» в 1875 г. писал: «Корсунский рудник устроен весьма рационально, прочно и по своим техническим приспособлениям едва ли не должен быть поставлен на первом плане».

Источник: https://infodon.org.ua/pedia/200

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: