Тема 5. Искусство средневекового Востока
I. Информационно-проблемное поле
искусства средневекового Востока
Для средневековых культур Востока характерен традиционализм, консерватизм, авторитет прошлого, созерцательное, а не преобразовательное отношение человека к миру, неприятие европейской механистической картины мира. Восточные культуры, как правило, мыслили себя самодостаточными, ни с кем не соревнующимися, тысячелетиями ассимилирующими инокультурные вторжения (например, набеги кочевников). При этом на Востоке ценилась культура, образованность, книжность, занятия государственными делами: так, именно арабы в средневековье сохранили многие достижения Античности.
Период средневековья в культуре и искусстве Востока более продолжителен, чем в Европе и длится с IV по XVIII века.
Специфика художественной культуры средневекового Востока определяется религией (исламом, буддизмом, индуизмом, даосизмом и др.). Например, в IX – X вв. формируется иконоборческая позиция ислама: запрет на определенные категории изображений под страхом наказания в загробном мире, что определило бурное развитие орнаментов, обусловило выраженную декоративность арабо-мусульманского искусства. Однако данный запрет соблюдался не везде.
Искусство средневекового Востока имеет ярко выраженные региональные особенности: так, искусство Сирии, Ирака, Египта, Туниса, Алжира, Марокко представляет собой самобытные художественные феномены.
Наконец, в цивилизациях средневекового Востока доминирует образное мышление, в то время как на Западе преобладает мышление логическое, понятийное. Соответственно можно говорить о повышенной образности и символичности искусства Востока, не столь сильно тяготевшего к рациональному началу, как искусство Европы.
1. Ключевые проблемы и вопросы, которые решались в искусстве средневековых цивилизаций Востока можно обозначить следующим образом:
· если человек воспринимается не как венец творения, а как органическая часть природного и религиозно-мифологического мира, каким образом эти идеи можно адекватно воплотить в произведениях искусства?
· Как новшества и открытия (порой намного более ранние, чем в Европе, как, например, изобретение фарфора) гармонично соседствуют с тысячелетними традициями в сфере художественной культуры?
· Как религиозные нормы и предписания, ритуалы, церемонии, этикет влияют на стратегии поведения художников и в какой степени обуславливают содержание художественных произведений?
I. Образ эпохи: знаковый памятник
![]() |
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Перед вами традиционная средневековая японская скульптура защитника веры и стража гробниц (период Камакура, 1185-1333 гг.). Монументальные статуи изображают защитников буддизма и буддистов в облике мифологических воинов, охраняющих святыни и уничтожающих врагов веры.
1 Период Камакура в истории Японии связан c утверждением нового социального уклада связанного с господством феодального сословия буси (самураев). В обществе утверждаются новые ценности, основанные на представлениях самураев о своей роли в обществе. Рассмотрите скульптурное изображение стража – защитника веры (стр.130) и попробуйте назвать те идеалы, которые воплощает этот образ. Поясните, что в скульптуре помогло вам это понять.
Период Камакура — это смена родовой аристократии военно-поместным дворянством. С тех пор сложился Сегунат, появились особые отношения (господин-вассал) и, как следствие, появление феодального кодекса чести и морали (бусидо). Он не только обязывал вассала охранять жизнь и имущество своего господина, но также воспитывал в нем дух мужества, стойкости, верности своему господину, презрения к смерти.
Также в период Камакура скульптура и живопись стали развиваться из только религиозного в направлении к человеку и миру его чувств. Скульптура защитника веры и стража гробниц олицетворяет все вышеизложенное. В пластике лица отражены бесстрашие и отвага, вся фигура стража отражает готовность к борьбе с врагом, лицо искажено гневом и нетерпимостью.
2. Опишите облик защитника веры. Какие его характерные черты выделены в скульптуре? Какие художественные средства использованы, чтобы добиться нужного впечатления у зрителя? Ответ аргументируйте.
Изображения Быдды статичны, мало эмоциональны. Фигура стража полна человеческих эмоций (гнев, ярость). Против статичных статуй эта полна движения и активности. Пластика лица (несмотря на маску) очень живая и близка к человеческим эмоциям. Реалистичность облика стража показывает значимость военного в обществе.
3. Сравните скульптуру защитника веры с произведениями, созданными в предшествующий период (эпоха Хэйан, 794-1185 гг.). В чем разница? Поясните свое мнение. Подберите несколько прилагательных, которые, с вашей точки зрения, точнее всего выражают особенности культуры этого периода.
Буддийская скульптура статична, изображения Будды всегда в нескольких позах (хоть стоящие, хоть сидящие). В них чувствуется холодность, отстраненность от внешнего мира, совершенно другая скульптура стража. Он живой, полон живых эмоций. Эта направленность от чисто религиозной иконографики к реализму и отличает скульптуры.
![]() | |||
![]() |
II. Творческий конструктор
1. Рассмотрите на стр. 132 изображения предметов декоративно-прикладного искусства, созданные в эпоху средневековья в разных странах Востока. Попробуйте найти общее в художественной стилистике произведений. Зафиксируйте свои наблюдения.
![]() |
Общее — вязь, связь каллиграфии и орнамента, пластичность изображения.
2. Формирование культуры средневекового Востока во многом определялось исламом (араб. – покорность, предание себя [Богу]) – религиозным учением, возникшим в VII веке. В своих проповедях пророк Мухаммед призывал к вере в единого Бога, говорил о братстве верующих и соблюдении простых норм морали, осуждал ростовщичество и неравенство, что способствовало быстрому распространению новой религии. После завоевания мусульманами Мекки в 630 г., ислам стал общеарабской религией (Мекка – центр ислама) и распространился в странах Передней и Средней Азии, Северной Африки, части Индии и Закавказья, на Балканах.
Прочтите несколько фрагментов священных текстов мусульман, попробуйте определить основные запреты и найти им объяснения.
· … посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах Всевышний сказал: “Кто же может быть более несправедливее того, кто пытается создать нечто подобное тому, что сотворил Я? Пусть создадут они муравья, или пусть создадут они пшеничное или ячменное зерно!”»
· Ибн ‘Аббас (двоюродный брат пророка Мухаммеда) сказал: «Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Каждый создатель изображений будет в Огне, и каждое изображение, которое он сделал, будет создано, чтобы явиться к нему, и будет мучить его в Аду"».
· Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В день Воскресения появится шея из Огня и скажет: «Поистине, я уполномоченный мучитель для троих: для каждого, кто взывал наряду с Аллахом к кому-либо, для всякого тирана, и для создающих изображения».
· …посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Явился ко мне ангел Джибриль, мир ему, и сказал: “Я приходил к тебе вчера и не зашел лишь потому, что у дверей твоих были скульптуры, и в доме были красная занавеска с изображениями и собака. Так повели же отделить голову скульптуре, и скульптура станет подобной дереву, и повели разрезать занавес и сделать из нее два коврика (подстилки) для ног, а также повели выгнать собаку”».
· Пророк Мухаммед говорил: «В Судный день великому мучению будут подвергнуты художники», «Дом, в котором имеются портреты, – не войдут туда ангелы»; «В день Последнего суда ждет страшная кара: изображенные сойдут с картин, потребуют, чтобы им дали душу, и, если художник не выполнит это требование, он будет гореть в вечном пламени».
В Коране нет прямого запрета на изображение живых существ, но это не одобряется, порицается Ибн Аббасом и др., т. к. не имеет смысла состязаться в творчестве с Создателем.
Изображение животных могут быть восприняты как изображения идолов, что осуждается.
Изображение живых существ порицается и потому, что художник не может дать им душу.
19. 3. Как вы считаете, какие религиозные запреты обусловили художественные особенности искусства арабо-мусульманского мира? Приведите примеры, подтверждающие вашу точку зрения (нарисуйте или вклейте изображение в рамку).
Распространена миниатюра и орнамент, высокое искусство каллиграфии (связь слова с Создателем).
4. Мусульманские философы утверждали: «Письмо – половина знания», что обусловило в мусульманской средневековой культуре Востока важность владения «красотой письма». Каллиграфия (от греч. – красивый почерк) – искусство красивого письма – стала показателем интеллектуальности, образованности и духовного совершенства личности. Стили арабского письма были канонизированы: 1. «насх» (переписка) – горизонтальный строгий подчерк; 2. «мухакак» (правильный) – по правилам арабской вязи; 3. «сульс» (одна треть) – прямолинейные и криволинейные компоненты в соотношении 1:3; 4. «тауки» (указ) – самый убористый подчерк; 5. «рики» (скорописный) – размашистый быстрый в исполнении; 6. «райхани» (базиликовый) – очень изысканный.
Рассмотрите изображения образцов арабского письма и попробуйте определить их виды, соответственно пронумеровав иллюстрации.
| ![]() | ||||
мухаккак | 1 насх | 6.райхани |
![]() |
____рики_____ ______ 3_сульс ____ __4 тауки_____
5. Искусство средневекового Востока невозможно представить без орнамента. Орнамент (от лат. ornamentum – украшение) – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный.
Рассмотрите в Интернете изображения различных восточных орнаментов (https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BF%D0%BD%D1%82%20%D0%B2%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D1%85%20%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B0&parent-reqid=1485166403339647-766577911093195177807713-man1-3580).
Попробуйте придумать и нарисовать орнаменты разного типа, которые могли бы украсить арабские книги или стать частью фресок.
Геометрический орнамент Растительный орнамент
Зооморфный орнамент Антропоморфный орнамент
6. В исламском мире искусство орнамента было доведено до совершенства. Возникает особая техника создания орнамента – «арабеска». Арабеска (ит. arabesco, фр. arabesque – арабский) – европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего, в основном, из геометрических, каллиграфических и растительных элементов и созданного на основе точного математического расчета. Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора.
Попробуйте себя в качестве художника, которому предстоит создать орнамент в технике «арабеска» на стандартной кафельной плитке. Эта работа войдет в ваше портфолио, которое вы представите как часть зачета. Ниже приведены примеры подлинного орнамента в технике арабески и орнамент, выполненный в качестве творческого задания студентами ВШНИ.
7. Архитекторы средневекового Востока создали удивительные по красоте культовые сооружения – мечети, разработав систему эстетических требований к мусульманским храмам. В соответствии с ними возводились мечети в странах Европы. Есть соборная мечеть и в Петербурге – ее еще называют «Голубая мечеть». Закладка здания состоялась на Петроградской стороне в 1910 г. в день 25-летнего юбилея правления Эмира Бухарского. Рассмотрите иллюстрации внешнего облика и интерьеров постройки.
20.
![]() | ||||||
![]() | ||||||
![]() | ||||||
![]() | ||||||
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Какие характерные конструктивные и стилевые особенности мечети вы заметили? Какое впечатление произвела на вас постройка? Ответ поясните.
В центре большой купол — олицетворение неба и взымающиеся ввысь минареты. Нежный голубой цвет подчеркивает религиозность постройки. Расписанное внутреннее убранство мечети гармонично сочетается с внешним обликом.
8. В культовой архитектуре, которая всегда выражает идеи и понятия, присущие определенному типу религиозного миропонимания, ислам выработал систему эстетических категорий, призванных подчеркнуть величие этой религии. Большое значение имеют понятия-символы: джамал – совершенная, божественная красота, воплощается в куполе мечети (если таковой имелся); джалал – божественное величие, возвышенное начало бытия, которое олицетворялось в минаретах; сыфат – божественное имя, божественное слово – выражали надписи на стенах мечети и в нише внутри помещения, предназначенной для молитвы имама. Как вы думаете, почему именно с этими архитектурными элементами ислам связывал олицетворение понятий-символов? Ответ аргументируйте.
Центр мечети — постройка с большим куполом как символ Создателя, тонкие высокие башни-минареты подчеркиваю значимость совершенной красоты и указывают на стремление человека к небу и Создателю. Слово очень важно в культуре исламе, т. к. Коран — это собрание откровений. Логично, что мечеть нужно украшать только словами Корана, подчеркивая его значимость. Но, человек — творение всегда стремящееся к прекрасному, поэтому слова пишутся вязью.
9. Наряду с культовыми сооружениями арабы строили здания светского назначения. Особой красотой отличались архитектурные дворцовые комплексы, возведенные для правителей Арабского халифата в Сирийской пустыне, Иордании, Ираке, сильно поврежденные и плохо сохранившиеся в настоящее время. Прекрасным образцом мавританского стиля в архитектуре является дворцовый комплекс Альгамбра (г. Гранада, Южная Испания), возведенный по приказу мусульманских правителей, завоевавших Испанию и сделавших Гранаду столицей (сохранившиеся дворцы относятся преимущественно к XIV веку). Рассмотрите изображения (стр. 139) и попробуйте сформулировать характерные конструктивные и стилевые особенности Альгамбры.
34.
![]() | ![]() | |||||||||
![]() | ![]() | |||||||||
![]() | ||||||||||
![]() | ||||||||||
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
10. Во второй половине XIX в архитектуре Европы получил распространение мавританский стиль, использовавший стилистику и декор построек периода Арабского халифата. В Санкт-Петербурге для представителей богатого и знатного рода князей Юсуповых был возведен дворец, в котором переплелись разные архитектурные стили (наб. р. Мойки, 94). Рассмотрите интерьер Мавританской гостиной дворца – дань увлечения востоком. Попробуйте определить характерные детали этого стиля, назвать элементы декора, которые роднят его с постройками Альгамбры.
57.
![]() | ![]() | ||
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
11. В древнеримской и византийской архитектуре важным элементом декора были мозаичные украшения. Использовали мозаики в культовых и светских постройках и архитекторы средневекового Востока. Рассмотрите изображения мозаик и попробуйте определить, какие из них римские (1), византийские (2) и восточные (3), отметив иллюстрацию соответствующей цифрой. Поясните, какие особенности помогли вам это определить.
![]() | |||||
![]() | |||||
![]() | |||||
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
С петухами — римская, римская символика (петух, стол с ветвью и пр.), византийская с библейским сюжетом — Моисей снимает обувь перед горящим терновым кустом, остальные геометрического орнамента без изображения животных и людей — арабские.
12. Средневековая арабская поэзия дала миру выдающихся поэтов. Особое место среди них принадлежит персидскому философу, математику, астроному и поэту Омару Хайяму (1048-1123). На протяжении всей жизни он писал стихи и афоризмы (рубаи), в которых высказывал свои сокровенные мысли о жизни, о человеке, его знании. Прочтите их. Нашли ли вы в его строках созвучные масли? Какое «послание» оставил нам Омар Хайям?
Когда уходите на пять минут Не забывайте оставлять тепло в ладонях В ладонях тех, которые вас ждут, В ладонях тех, которые вас помнят. Не забывайте заглянуть в глаза, С улыбкой робкой и покорною надеждой. Они в пути заменят образа Святых, даже неведомых вам прежде. Когда уходите на пять минут Не закрывайте за собою двери- Оставьте это тем, которые поймут, Которые сумеют в вас поверить. Когда уходите на пять минут, Не опоздайте вовремя вернуться, Чтобы ладони тех, которые вас ждут, За это время не успели разомкнуться. | Кто понял жизнь, тот больше не спешит, Смакует каждый миг и наблюдает, Как спит ребенок, молится старик, Как дождь идет и как снежинки тают. В обыкновенном видит красоту, В запутанном простейшее решенье, Он знает, как осуществить мечту, Он любит жизнь и верит в воскресенье, Он понял то, что счастье не в деньгах, И их количество от горя не спасет, Но кто живет с синицею в руках, Свою жар-птицу точно не найдет Кто понял жизнь, тот понял суть вещей, Что совершенней жизни только смерть, Что знать, не удивляясь, пострашней, Чем что-нибудь не знать и не уметь. |
Вот снова день исчез, как ветра легкий стон, Из нашей жизни, друг, навеки выпал он. Но я, покуда жив, тревожиться не стану О дне, что отошел, и дне, что не рожден. | Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало, Два важных правила запомни для начала: Ты лучше голодай, чем что попало есть, И лучше будь один, чем вместе с кем попало. |
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
75.
76. 13. В художественной культуре стран Арабского Востока особой утонченностью и изысканностью отличалась керамика. Рассмотрите изображения сосудов и попробуйте определить, что у них общего и в чем художественные различия?
77.
![]() | ![]() | |||||
![]() | ![]() | |||||
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
101. 14. Важное место в средневековой художественной культуре Востока принадлежит искусству Китая и Индии. Средневековый Китай называли «страной роскоши», чему в немалой степени способствовало производство шелка и фарфора. Рассмотрите изображение фарфоровых сосудов.
102.
![]() | ![]() | |||||||||||
![]() | ||||||||||||
![]() | ![]() | |||||||||||
![]() | ||||||||||||
![]() | ![]() | |||||||||||
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128. Определите их основные художественно-стилистические особенности. Сравните с фарфором, произведенным в странах Арабского халифата: в чем отличия? Средневековые китайские керамисты иногда использовали в своих произведениях формы, цветовые и художественные открытия мастеров других стран и эпох. Отметьте изображения, в которых, по вашему мнению, есть подобный «диалог культур». Напишите рядом, что именно и из какой культуры заимствовано.
129. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
130.
131. 15. Распространение буддизма способствовало появлению в Китае своеобразных культовых сооружений – пагод (конструкции сакрального назначения в форме ступенчатых башен). Самой знаменитой является Большая пагода диких гусей (652-704 гг.) в г. Сиань (основание 25 кв. м, высота 60 м). Название связано с легендой: в одном древнем государстве был храм, возле которого летал дикий гусь, отбившийся от стаи. Он упал замертво перед храмом. Буддисты решили, что этот гусь – перевоплощение Будды и решили построить пагоду в его честь.
132. Рассмотрите изображение пагоды. Какого впечатления добился архитектор? Какие средства использовал для этого?
133. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
134.
135. 16. Один из самых необычных архитектурных памятников Китая – мечеть Ниуцзие (996 г.), которая объединила в себе два стиля. Рассмотрите иллюстрации и попробуйте определить эти стили. Аргументируйте свое мнение.
136.
![]() | ![]() | ||
137.
138.
139.
140.
141.
142.
143.
144. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
145.
146. 17. В XVII веке в Европу приходит мода на китайское искусство. Формируется стиль «шануазри» (китайщина) – использование мотивов и стилистических приемов средневекового китайского искусства в живописи, декоративно-прикладном искусстве, костюме, оформлении садово-парковых ансамблей. В Санкт-Петербурге по приказу Екатерины II в Александровском парке Царского Села была построена деревня в китайском стиле на основе китайской гравюры из ее личной коллекции. Рассмотрите иллюстрации построек и мостиков в китайской деревне и попытайтесь определить, что, на ваш взгляд, соответствует традициям китайской культуры, а что является данью моде, «китайщиной». Свое мнение аргументируйте.
147.
![]() | ||||||||||
![]() | ||||||||||
![]() | ||||||||||
![]() | ||||||||||
![]() | ![]() | |||||||||
148.
149.
150.
151.
152.
153.
154.
155.
156.
157.
158.
159.
160.
161.
162.
163.
164.
165.
166.
167.
168.
169.
170.
171.
172.
173.
174.
175.
176.
177.
178.
179.
180. 18. В средневековом Китае появляется новый вид искусства – живопись на свитке – созданный исключительно для рассматривания и созерцания. Художники использовали технику «размытой туши», когда друг на друга накладывается несколько слоев туши различных тонов. Главная тема – поэзия природы, «поэзия без слов», которая подсказывает больше, чем показывает, создает таинственную атмосферу, в которой зритель ощущает скрытый смысл и стремится его разгадать.
181. Рассмотрите иллюстрации нескольких произведений и попытайтесь проникнуть в замысел художника. Проанализируйте художественные средства, которыми он этого достигает. Какие необычные для европейцев приемы вы заметили? Ответ поясните.
182.
![]() | ![]() | |||||||
![]() | ||||||||
![]() | ||||||||
![]() |
183.
184.
185.
186.
187.
188.
189.
190.
191.
192.
193.
194.
195.
196.
197.
198.
199.
200.
201.
202.
203.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
19. Рассмотрите изображения индийского храма Кайласанатха, названного по имени священной гималайской вершины. Храм – от огромного цоколя с фигурами львов и слонов в натуральную величину до верхушек башен – высечен из цельной скалы. Какое впечатление производит на вас это сооружение? Какие художественные особенности отличают архитектурный памятник? Ответ аргументируйте.
![]() | |||||
![]() | ![]() | ||||

204.
205.
206.
207.
208.
209.
210.
211.
212.
213.
214.
215.
216.
217.
218.
219.
220.
221.
20. Индийские мастера использовали самые разные материалы для создания изделий декоративно-прикладного искусства: дерево (1); листья (2); кора дерева (3); трава (4); кожа (5); металл (6); ткань (7); бумага (8). Рассмотрите иллюстрации и попробуйте определить материал, из которого выполнены изделия, соответственно пронумеровав изображения.
222.
![]() | ![]() |
223.
224.
225.
226.
227.
228.
229.
230.
231.
232.
233.
234.
235.
236.
237.
238.
239.
![]() | |||||
![]() | |||||
![]() | |||||

240.
241.
242.
243.
244.
245.
246.
247.
248.
249.
250.
251.
252.
253.
254.
255.
256.
257.
258.
259.
260. Сосуд в левом верхнем углу металл, инкрустация драгоценными камнями. Ниже, в середине левого столбца — вышивка, ниже — деревянная скульптура. Правый столбец — вверху роспись по коже, в середине
261.
262.
263.
264.
265.
266.
267.
268.
269.
270.
271.
272.
273.
274.
275.
276.
277.
278.
279.
280.
Словарь терминов
Аджанта ![]() | Буддистский храмово-монастырский пещерный комплекс в Индии в штате Махараштра. Представляет собой утес в виде подковы с 29 пещерами, которые подразделяются на два основных типа – чайтья и вихара. Пещеры украшают настенные росписи – иллюстрации к буддийским легендам и мифам. Храмы высекались в скалах в течение нескольких столетий (II в. до н.э. – V в. н.э.), но наиболее интенсивное строительство велось в V в. при Харишене, правителе центральной Индии. Этим же периодом датируются наиболее совершенные образцы скульптур и росписей Аджанты. В 1983 году храмовый комплекс «Аджанта» был объявлен памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО. | |||||||||||||
Айван ![]() | Сводчатое помещение с трех сторон обнесенное стеной и открытое с четвертой стороны (в исламской архитектуре). Айваном могут называться: большой сводчатый зал, открывающийся во внутренний дворик и служивший приемным залом во дворцах или культовых сооружениях; терраса с плоским покрытием, поддерживаемым колоннами или столбами, в среднеазиатских жилищах, мечетях и других сооружениях. | |||||||||||||
Апсары | От санскр. «многоводные» – в индуистской мифологии – полубогини, духи облаков или воды. Традиционные персонажи индийских рельефов, живописи; изображались в виде прекрасных женщин, танцовщиц, одетых в богатые одежды и носящих драгоценности. | |||||||||||||
Арабеска ![]() | От итал. arabesco – арабский – европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего из геометрических и растительных элементов. Арабеска может включать элементы графики арабского шрифта. Особое распространение арабески получили в эпоху Возрождения; позднее арабесками стали называть причудливый орнамент только из растительных форм, составляющих сложные переплетения. | |||||||||||||
Багдадская школа миниатюры ![]() | Школа иракской миниатюры периода Абассидов XII – XIII вв., развивающая особенности византийского восточно-христианского искусства, иранской и китайской художественной традиции. Миниатюра багдадской школы отличается импульсивностью, отрывистостью линий, отсутствием соблюдения принципов линейной перспективы в воспроизведении действительности. Колорит мягкий, гармоничный, разбеленный. | |||||||||||||
Буддизм ![]() | Религиозно-философское учение о духовном пробуждении, возникшее около VI века до н.э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни. Термин «буддизм» был введен европейцами в XIX в.; его определяли как религию, философию, этическое учение, культурную традицию. Согласно буддизму, причиной страдания людей являются они сами, их привязанность к жизни, материальным ценностям, вера в неизменную душу, являющаяся попыткой создать иллюзию, противостоящую всеобщей изменчивости. Прекратить страдания (вступить в нирвану) и достигнуть пробуждения, можно путем разрушения привязанностей и иллюзий устойчивости с помощью практики самоограничения и медитации | |||||||||||||
Веды | От санскр. «знание», «учение» – сборник древних священных писаний индуизма на санскрите; мантры, содержащиеся в Ведах, используются в различных религиозных ритуалах. На протяжении многих веков Веды передавались устно в стихотворной форме, позднее были записаны. Комментарии к Ведам – Упанишады. Существует четыре Веды: Ригведа – «Веда гимнов»; Яджурведа – «Веда жертвенных формул»; Самаведа – «Веда песнопений»; Атхарваведа – «Веда заклинаний». | |||||||||||||
Вихара ![]() | Термин, в настоящее время применяющийся для обозначения буддийских монастырей традиции Тхеравада, а также древних монастырей Индии.
В пещерах Аджанты – квадратные в плане залы, окруженные с трех сторон кельями или святилищами со
Поиск по сайту©2015-2025 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2019-09-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |