Искусства средневекового Востока




Тема 5. Искусство средневекового Востока

I. Информационно-проблемное поле

искусства средневекового Востока

Для средневековых культур Востока характерен традиционализм, консерватизм, авторитет прошлого, созерцательное, а не преобразовательное отношение человека к миру, неприятие европейской механистической картины мира. Восточные культуры, как правило, мыслили себя самодостаточными, ни с кем не соревнующимися, тысячелетиями ассимилирующими инокультурные вторжения (например, набеги кочевников). При этом на Востоке ценилась культура, образованность, книжность, занятия государственными делами: так, именно арабы в средневековье сохранили многие достижения Античности.

Период средневековья в культуре и искусстве Востока более продолжителен, чем в Европе и длится с IV по XVIII века.

Специфика художественной культуры средневекового Востока определяется религией (исламом, буддизмом, индуизмом, даосизмом и др.). Например, в IX – X вв. формируется иконоборческая позиция ислама: запрет на определенные категории изображений под страхом наказания в загробном мире, что определило бурное развитие орнаментов, обусловило выраженную декоративность арабо-мусульманского искусства. Однако данный запрет соблюдался не везде.

Искусство средневекового Востока имеет ярко выраженные региональные особенности: так, искусство Сирии, Ирака, Египта, Туниса, Алжира, Марокко представляет собой самобытные художественные феномены.

Наконец, в цивилизациях средневекового Востока доминирует образное мышление, в то время как на Западе преобладает мышление логическое, понятийное. Соответственно можно говорить о повышенной образности и символичности искусства Востока, не столь сильно тяготевшего к рациональному началу, как искусство Европы.

1. Ключевые проблемы и вопросы, которые решались в искусстве средневековых цивилизаций Востока можно обозначить следующим образом:

· если человек воспринимается не как венец творения, а как органическая часть природного и религиозно-мифологического мира, каким образом эти идеи можно адекватно воплотить в произведениях искусства?

· Как новшества и открытия (порой намного более ранние, чем в Европе, как, например, изобретение фарфора) гармонично соседствуют с тысячелетними традициями в сфере художественной культуры?

· Как религиозные нормы и предписания, ритуалы, церемонии, этикет влияют на стратегии поведения художников и в какой степени обуславливают содержание художественных произведений?


I. Образ эпохи: знаковый памятник

 
 

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

 


Перед вами традиционная средневековая японская скульптура защитника веры и стража гробниц (период Камакура, 1185-1333 гг.). Монументальные статуи изображают защитников буддизма и буддистов в облике мифологических воинов, охраняющих святыни и уничтожающих врагов веры.

1 Период Камакура в истории Японии связан c утверждением нового социального уклада связанного с господством феодального сословия буси (самураев). В обществе утверждаются новые ценности, основанные на представлениях самураев о своей роли в обществе. Рассмотрите скульптурное изображение стража – защитника веры (стр.130) и попробуйте назвать те идеалы, которые воплощает этот образ. Поясните, что в скульптуре помогло вам это понять.

Период Камакура — это смена родовой аристократии военно-поместным дворянством. С тех пор сложился Сегунат, появились особые отношения (господин-вассал) и, как следствие, появление феодального кодекса чести и морали (бусидо). Он не только обязывал вассала охранять жизнь и имущество своего господина, но также воспитывал в нем дух мужества, стойкости, верности своему господину, презрения к смерти.

Также в период Камакура скульптура и живопись стали развиваться из только религиозного в направлении к человеку и миру его чувств. Скульптура защитника веры и стража гробниц олицетворяет все вышеизложенное. В пластике лица отражены бесстрашие и отвага, вся фигура стража отражает готовность к борьбе с врагом, лицо искажено гневом и нетерпимостью.

 

2. Опишите облик защитника веры. Какие его характерные черты выделены в скульптуре? Какие художественные средства использованы, чтобы добиться нужного впечатления у зрителя? Ответ аргументируйте.

Изображения Быдды статичны, мало эмоциональны. Фигура стража полна человеческих эмоций (гнев, ярость). Против статичных статуй эта полна движения и активности. Пластика лица (несмотря на маску) очень живая и близка к человеческим эмоциям. Реалистичность облика стража показывает значимость военного в обществе.

 

3. Сравните скульптуру защитника веры с произведениями, созданными в предшествующий период (эпоха Хэйан, 794-1185 гг.). В чем разница? Поясните свое мнение. Подберите несколько прилагательных, которые, с вашей точки зрения, точнее всего выражают особенности культуры этого периода.

Буддийская скульптура статична, изображения Будды всегда в нескольких позах (хоть стоящие, хоть сидящие). В них чувствуется холодность, отстраненность от внешнего мира, совершенно другая скульптура стража. Он живой, полон живых эмоций. Эта направленность от чисто религиозной иконографики к реализму и отличает скульптуры.

       
 
   

 

II. Творческий конструктор

 

1. Рассмотрите на стр. 132 изображения предметов декоративно-прикладного искусства, созданные в эпоху средневековья в разных странах Востока. Попробуйте найти общее в художественной стилистике произведений. Зафиксируйте свои наблюдения.

 
 

 


 

 

 

 

Общее — вязь, связь каллиграфии и орнамента, пластичность изображения.

 

2. Формирование культуры средневекового Востока во многом определялось исламом (араб. – покорность, предание себя [Богу]) – религиозным учением, возникшим в VII веке. В своих проповедях пророк Мухаммед призывал к вере в единого Бога, говорил о братстве верующих и соблюдении простых норм морали, осуждал ростовщичество и неравенство, что способствовало быстрому распространению новой религии. После завоевания мусульманами Мекки в 630 г., ислам стал общеарабской религией (Мекка – центр ислама) и распространился в странах Передней и Средней Азии, Северной Африки, части Индии и Закавказья, на Балканах.

Прочтите несколько фрагментов священных текстов мусульман, попробуйте определить основные запреты и найти им объяснения.

· … посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах Всевышний сказал: “Кто же может быть более несправедливее того, кто пытается создать нечто подобное тому, что сотворил Я? Пусть создадут они муравья, или пусть создадут они пшеничное или ячменное зерно!”»

· Ибн ‘Аббас (двоюродный брат пророка Мухаммеда) сказал: «Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Каждый создатель изображений будет в Огне, и каждое изображение, которое он сделал, будет создано, чтобы явиться к нему, и будет мучить его в Аду"».

· Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В день Воскресения появится шея из Огня и скажет: «Поистине, я уполномоченный мучитель для троих: для каждого, кто взывал наряду с Аллахом к кому-либо, для всякого тирана, и для создающих изображения».

· …посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Явился ко мне ангел Джибриль, мир ему, и сказал: “Я приходил к тебе вчера и не зашел лишь потому, что у дверей твоих были скульптуры, и в доме были красная занавеска с изображениями и собака. Так повели же отделить голову скульптуре, и скульптура станет подобной дереву, и повели разрезать занавес и сделать из нее два коврика (подстилки) для ног, а также повели выгнать собаку”».

· Пророк Мухаммед говорил: «В Судный день великому мучению будут подвергнуты художники», «Дом, в котором имеются портреты, – не войдут туда ангелы»; «В день Последнего суда ждет страшная кара: изображенные сойдут с картин, потребуют, чтобы им дали душу, и, если художник не выполнит это требование, он будет гореть в вечном пламени».

В Коране нет прямого запрета на изображение живых существ, но это не одобряется, порицается Ибн Аббасом и др., т. к. не имеет смысла состязаться в творчестве с Создателем.

Изображение животных могут быть восприняты как изображения идолов, что осуждается.

Изображение живых существ порицается и потому, что художник не может дать им душу.

 

19. 3. Как вы считаете, какие религиозные запреты обусловили художественные особенности искусства арабо-мусульманского мира? Приведите примеры, подтверждающие вашу точку зрения (нарисуйте или вклейте изображение в рамку).

Распространена миниатюра и орнамент, высокое искусство каллиграфии (связь слова с Создателем).

 

 

4. Мусульманские философы утверждали: «Письмо – половина знания», что обусловило в мусульманской средневековой культуре Востока важность владения «красотой письма». Каллиграфия (от греч. – красивый почерк) – искусство красивого письма – стала показателем интеллектуальности, образованности и духовного совершенства личности. Стили арабского письма были канонизированы: 1. «насх» (переписка) – горизонтальный строгий подчерк; 2. «мухакак» (правильный) – по правилам арабской вязи; 3. «сульс» (одна треть) – прямолинейные и криволинейные компоненты в соотношении 1:3; 4. «тауки» (указ) – самый убористый подчерк; 5. «рики» (скорописный) – размашистый быстрый в исполнении; 6. «райхани» (базиликовый) – очень изысканный.

Рассмотрите изображения образцов арабского письма и попробуйте определить их виды, соответственно пронумеровав иллюстрации.

 

 

 
 

 

 

 
мухаккак 1 насх 6.райхани

 

 
 

 


____рики_____ ______ 3_сульс ____ __4 тауки_____

 

5. Искусство средневекового Востока невозможно представить без орнамента. Орнамент (от лат. ornamentum – украшение) – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный.

Рассмотрите в Интернете изображения различных восточных орнаментов (https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BF%D0%BD%D1%82%20%D0%B2%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D1%85%20%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B0&parent-reqid=1485166403339647-766577911093195177807713-man1-3580).

Попробуйте придумать и нарисовать орнаменты разного типа, которые могли бы украсить арабские книги или стать частью фресок.

 

 

Геометрический орнамент Растительный орнамент

 

 

Зооморфный орнамент Антропоморфный орнамент

 

6. В исламском мире искусство орнамента было доведено до совершенства. Возникает особая техника создания орнамента – «арабеска». Арабеска (ит. arabesco, фр. arabesque – арабский) – европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего, в основном, из геометрических, каллиграфических и растительных элементов и созданного на основе точного математического расчета. Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора.

Попробуйте себя в качестве художника, которому предстоит создать орнамент в технике «арабеска» на стандартной кафельной плитке. Эта работа войдет в ваше портфолио, которое вы представите как часть зачета. Ниже приведены примеры подлинного орнамента в технике арабески и орнамент, выполненный в качестве творческого задания студентами ВШНИ.

 

7. Архитекторы средневекового Востока создали удивительные по красоте культовые сооружения – мечети, разработав систему эстетических требований к мусульманским храмам. В соответствии с ними возводились мечети в странах Европы. Есть соборная мечеть и в Петербурге – ее еще называют «Голубая мечеть». Закладка здания состоялась на Петроградской стороне в 1910 г. в день 25-летнего юбилея правления Эмира Бухарского. Рассмотрите иллюстрации внешнего облика и интерьеров постройки.

20.

             
   
 
 
   
 
     
 

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

 

 


Какие характерные конструктивные и стилевые особенности мечети вы заметили? Какое впечатление произвела на вас постройка? Ответ поясните.

В центре большой купол — олицетворение неба и взымающиеся ввысь минареты. Нежный голубой цвет подчеркивает религиозность постройки. Расписанное внутреннее убранство мечети гармонично сочетается с внешним обликом.

8. В культовой архитектуре, которая всегда выражает идеи и понятия, присущие определенному типу религиозного миропонимания, ислам выработал систему эстетических категорий, призванных подчеркнуть величие этой религии. Большое значение имеют понятия-символы: джамал – совершенная, божественная красота, воплощается в куполе мечети (если таковой имелся); джалал – божественное величие, возвышенное начало бытия, которое олицетворялось в минаретах; сыфат – божественное имя, божественное слово – выражали надписи на стенах мечети и в нише внутри помещения, предназначенной для молитвы имама. Как вы думаете, почему именно с этими архитектурными элементами ислам связывал олицетворение понятий-символов? Ответ аргументируйте.

Центр мечети — постройка с большим куполом как символ Создателя, тонкие высокие башни-минареты подчеркиваю значимость совершенной красоты и указывают на стремление человека к небу и Создателю. Слово очень важно в культуре исламе, т. к. Коран — это собрание откровений. Логично, что мечеть нужно украшать только словами Корана, подчеркивая его значимость. Но, человек — творение всегда стремящееся к прекрасному, поэтому слова пишутся вязью.

9. Наряду с культовыми сооружениями арабы строили здания светского назначения. Особой красотой отличались архитектурные дворцовые комплексы, возведенные для правителей Арабского халифата в Сирийской пустыне, Иордании, Ираке, сильно поврежденные и плохо сохранившиеся в настоящее время. Прекрасным образцом мавританского стиля в архитектуре является дворцовый комплекс Альгамбра (г. Гранада, Южная Испания), возведенный по приказу мусульманских правителей, завоевавших Испанию и сделавших Гранаду столицей (сохранившиеся дворцы относятся преимущественно к XIV веку). Рассмотрите изображения (стр. 139) и попробуйте сформулировать характерные конструктивные и стилевые особенности Альгамбры.

34.

                     
     
 
   
 
 
   
   
 

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

 


10. Во второй половине XIX в архитектуре Европы получил распространение мавританский стиль, использовавший стилистику и декор построек периода Арабского халифата. В Санкт-Петербурге для представителей богатого и знатного рода князей Юсуповых был возведен дворец, в котором переплелись разные архитектурные стили (наб. р. Мойки, 94). Рассмотрите интерьер Мавританской гостиной дворца – дань увлечения востоком. Попробуйте определить характерные детали этого стиля, назвать элементы декора, которые роднят его с постройками Альгамбры.

57.

       
   
 

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

 


11. В древнеримской и византийской архитектуре важным элементом декора были мозаичные украшения. Использовали мозаики в культовых и светских постройках и архитекторы средневекового Востока. Рассмотрите изображения мозаик и попробуйте определить, какие из них римские (1), византийские (2) и восточные (3), отметив иллюстрацию соответствующей цифрой. Поясните, какие особенности помогли вам это определить.

           
   
 
 
   
 

 

66.

67.

68.

69.

70.

71.

72.

73.

74.


С петухами — римская, римская символика (петух, стол с ветвью и пр.), византийская с библейским сюжетом — Моисей снимает обувь перед горящим терновым кустом, остальные геометрического орнамента без изображения животных и людей — арабские.

12. Средневековая арабская поэзия дала миру выдающихся поэтов. Особое место среди них принадлежит персидскому философу, математику, астроному и поэту Омару Хайяму (1048-1123). На протяжении всей жизни он писал стихи и афоризмы (рубаи), в которых высказывал свои сокровенные мысли о жизни, о человеке, его знании. Прочтите их. Нашли ли вы в его строках созвучные масли? Какое «послание» оставил нам Омар Хайям?

 

Когда уходите на пять минут Не забывайте оставлять тепло в ладонях В ладонях тех, которые вас ждут, В ладонях тех, которые вас помнят. Не забывайте заглянуть в глаза, С улыбкой робкой и покорною надеждой. Они в пути заменят образа Святых, даже неведомых вам прежде. Когда уходите на пять минут Не закрывайте за собою двери- Оставьте это тем, которые поймут, Которые сумеют в вас поверить. Когда уходите на пять минут, Не опоздайте вовремя вернуться, Чтобы ладони тех, которые вас ждут, За это время не успели разомкнуться. Кто понял жизнь, тот больше не спешит, Смакует каждый миг и наблюдает, Как спит ребенок, молится старик, Как дождь идет и как снежинки тают. В обыкновенном видит красоту, В запутанном простейшее решенье, Он знает, как осуществить мечту, Он любит жизнь и верит в воскресенье, Он понял то, что счастье не в деньгах, И их количество от горя не спасет, Но кто живет с синицею в руках, Свою жар-птицу точно не найдет Кто понял жизнь, тот понял суть вещей, Что совершенней жизни только смерть, Что знать, не удивляясь, пострашней, Чем что-нибудь не знать и не уметь.  
Вот снова день исчез, как ветра легкий стон, Из нашей жизни, друг, навеки выпал он. Но я, покуда жив, тревожиться не стану О дне, что отошел, и дне, что не рожден.   Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало, Два важных правила запомни для начала: Ты лучше голодай, чем что попало есть, И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

75.

76. 13. В художественной культуре стран Арабского Востока особой утонченностью и изысканностью отличалась керамика. Рассмотрите изображения сосудов и попробуйте определить, что у них общего и в чем художественные различия?

77.

             
   
 
 
   
 

78.

79.

80.

81.

82.

83.

84.

85.

86.

87.

88.

89.

90.

91.

92.

93.

94.

95.

96.

97.

98.

99.


100. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

101. 14. Важное место в средневековой художественной культуре Востока принадлежит искусству Китая и Индии. Средневековый Китай называли «страной роскоши», чему в немалой степени способствовало производство шелка и фарфора. Рассмотрите изображение фарфоровых сосудов.

102.

                         
     
 
 
   
 
   
     
 
 

103.

104.

105.

106.

107.

108.

109.

110.

111.

112.

113.

114.

115.

116.

117.

118.

119.

120.

121.

122.

123.

124.

125.

126.

127.


128. Определите их основные художественно-стилистические особенности. Сравните с фарфором, произведенным в странах Арабского халифата: в чем отличия? Средневековые китайские керамисты иногда использовали в своих произведениях формы, цветовые и художественные открытия мастеров других стран и эпох. Отметьте изображения, в которых, по вашему мнению, есть подобный «диалог культур». Напишите рядом, что именно и из какой культуры заимствовано.

129. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

130.

131. 15. Распространение буддизма способствовало появлению в Китае своеобразных культовых сооружений – пагод (конструкции сакрального назначения в форме ступенчатых башен). Самой знаменитой является Большая пагода диких гусей (652-704 гг.) в г. Сиань (основание 25 кв. м, высота 60 м). Название связано с легендой: в одном древнем государстве был храм, возле которого летал дикий гусь, отбившийся от стаи. Он упал замертво перед храмом. Буддисты решили, что этот гусь – перевоплощение Будды и решили построить пагоду в его честь.

132. Рассмотрите изображение пагоды. Какого впечатления добился архитектор? Какие средства использовал для этого?

133. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

134.

135. 16. Один из самых необычных архитектурных памятников Китая – мечеть Ниуцзие (996 г.), которая объединила в себе два стиля. Рассмотрите иллюстрации и попробуйте определить эти стили. Аргументируйте свое мнение.

136.

       
   
 

137.

138.

139.

140.

141.

142.

143.


144. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

145.

146. 17. В XVII веке в Европу приходит мода на китайское искусство. Формируется стиль «шануазри» (китайщина) – использование мотивов и стилистических приемов средневекового китайского искусства в живописи, декоративно-прикладном искусстве, костюме, оформлении садово-парковых ансамблей. В Санкт-Петербурге по приказу Екатерины II в Александровском парке Царского Села была построена деревня в китайском стиле на основе китайской гравюры из ее личной коллекции. Рассмотрите иллюстрации построек и мостиков в китайской деревне и попытайтесь определить, что, на ваш взгляд, соответствует традициям китайской культуры, а что является данью моде, «китайщиной». Свое мнение аргументируйте.

147.

                     
   
 
 
   
     
 
 
   
 

148.

149.

150.

151.

152.

153.

154.

155.

156.

157.

158.

159.

160.

161.

162.

163.

164.

165.

166.

167.

168.

169.

170.

171.

172.

173.

174.

175.

176.

177.

178.

179.


180. 18. В средневековом Китае появляется новый вид искусства – живопись на свитке – созданный исключительно для рассматривания и созерцания. Художники использовали технику «размытой туши», когда друг на друга накладывается несколько слоев туши различных тонов. Главная тема – поэзия природы, «поэзия без слов», которая подсказывает больше, чем показывает, создает таинственную атмосферу, в которой зритель ощущает скрытый смысл и стремится его разгадать.

181. Рассмотрите иллюстрации нескольких произведений и попытайтесь проникнуть в замысел художника. Проанализируйте художественные средства, которыми он этого достигает. Какие необычные для европейцев приемы вы заметили? Ответ поясните.

182.

                 
   
 
 
   
 
 
 
   

183.

184.

185.

186.

187.

188.

189.

190.

191.

192.

193.

194.

195.

196.

197.

198.

199.

200.

201.

202.

 

 

203.

 

 


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

19. Рассмотрите изображения индийского храма Кайласанатха, названного по имени священной гималайской вершины. Храм – от огромного цоколя с фигурами львов и слонов в натуральную величину до верхушек башен – высечен из цельной скалы. Какое впечатление производит на вас это сооружение? Какие художественные особенности отличают архитектурный памятник? Ответ аргументируйте.

           
 
 
     
 

 

 

204.

205.

206.

207.

208.

209.

210.

211.

212.

213.

214.

 

215.

216.

217.

218.

219.

220.

 

221.


20. Индийские мастера использовали самые разные материалы для создания изделий декоративно-прикладного искусства: дерево (1); листья (2); кора дерева (3); трава (4); кожа (5); металл (6); ткань (7); бумага (8). Рассмотрите иллюстрации и попробуйте определить материал, из которого выполнены изделия, соответственно пронумеровав изображения.

 

222.

       
   

223.

224.

225.

226.

227.

228.

229.

230.

231.

232.

233.

234.

235.

236.

237.

238.


239.

           
 
   
 
   
 

 

240.

241.

242.

243.

244.

245.

246.

247.

248.

249.

250.

251.

252.

253.

254.

255.

256.

257.

258.

259.


260. Сосуд в левом верхнем углу металл, инкрустация драгоценными камнями. Ниже, в середине левого столбца — вышивка, ниже — деревянная скульптура. Правый столбец — вверху роспись по коже, в середине

261.

262.

263.

264.

265.

266.

267.

268.

269.

270.

271.

272.

273.

274.

275.

276.

277.

278.

279.

280.


Словарь терминов

Аджанта Буддистский храмово-монастырский пещерный комплекс в Индии в штате Махараштра. Представляет собой утес в виде подковы с 29 пещерами, которые подразделяются на два основных типа – чайтья и вихара. Пещеры украшают настенные росписи – иллюстрации к буддийским легендам и мифам. Храмы высекались в скалах в течение нескольких столетий (II в. до н.э. – V в. н.э.), но наиболее интенсивное строительство велось в V в. при Харишене, правителе центральной Индии. Этим же периодом датируются наиболее совершенные образцы скульптур и росписей Аджанты. В 1983 году храмовый комплекс «Аджанта» был объявлен памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Айван Сводчатое помещение с трех сторон обнесенное стеной и открытое с четвертой стороны (в исламской архитектуре). Айваном могут называться: большой сводчатый зал, открывающийся во внутренний дворик и служивший приемным залом во дворцах или культовых сооружениях; терраса с плоским покрытием, поддерживаемым колоннами или столбами, в среднеазиатских жилищах, мечетях и других сооружениях.
Апсары От санскр. «многоводные» – в индуистской мифологии – полубогини, духи облаков или воды. Традиционные персонажи индийских рельефов, живописи; изображались в виде прекрасных женщин, танцовщиц, одетых в богатые одежды и носящих драгоценности.
Арабеска От итал. arabesco – арабский – европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего из геометрических и растительных элементов. Арабеска может включать элементы графики арабского шрифта. Особое распространение арабески получили в эпоху Возрождения; позднее арабесками стали называть причудливый орнамент только из растительных форм, составляющих сложные переплетения.
Багдадская школа миниатюры Школа иракской миниатюры периода Абассидов XII – XIII вв., развивающая особенности византийского восточно-христианского искусства, иранской и китайской художественной традиции. Миниатюра багдадской школы отличается импульсивностью, отрывистостью линий, отсутствием соблюдения принципов линейной перспективы в воспроизведении действительности. Колорит мягкий, гармоничный, разбеленный.
Буддизм Религиозно-философское учение о духовном пробуждении, возникшее около VI века до н.э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни. Термин «буддизм» был введен европейцами в XIX в.; его определяли как религию, философию, этическое учение, культурную традицию. Согласно буддизму, причиной страдания людей являются они сами, их привязанность к жизни, материальным ценностям, вера в неизменную душу, являющаяся попыткой создать иллюзию, противостоящую всеобщей изменчивости. Прекратить страдания (вступить в нирвану) и достигнуть пробуждения, можно путем разрушения привязанностей и иллюзий устойчивости с помощью практики самоограничения и медитации
Веды От санскр. «знание», «учение» – сборник древних священных писаний индуизма на санскрите; мантры, содержащиеся в Ведах, используются в различных религиозных ритуалах. На протяжении многих веков Веды передавались устно в стихотворной форме, позднее были записаны. Комментарии к Ведам – Упанишады. Существует четыре Веды: Ригведа – «Веда гимнов»; Яджурведа – «Веда жертвенных формул»; Самаведа – «Веда песнопений»; Атхарваведа – «Веда заклинаний».
Вихара Термин, в настоящее время применяющийся для обозначения буддийских монастырей традиции Тхеравада, а также древних монастырей Индии. В пещерах Аджанты – квадратные в плане залы, окруженные с трех сторон кельями или святилищами со


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: