Основная литература:
1. Бориэль Головко. Деловые издания: информационный менеджмент массовой коммуникации. – СПб., 2005.
2. Вараб’ёў, В.П., Дубовік, С.В. Журналістыка ад «А» да «Я». – Мн., 2002.
3. Воробьёв, В.П. Система СМИ Беларуси. – Мн., 2002.
4. Ворошилов, В.В. Журналистика. – СПб., 2000.
5. Ворошилов, В.В. Современная пресс-служба. – СПб., 2005.
6. Градюшко, А.А. Сетевая пресса в системе СМИ: Учебно-методич. компл. – Мн., 2005.
7. Гуревич, С.М. Газета вчера, сегодня, завтра. – М., 2004.
8. Дубовік, С.В. СМІ постсацыялістычнай Беларусі: пошук новай рацыянальнасці. – Мн., 2003.
9. Дубовик, В.И. Региональная пресса Белоруссии: Учебно-методич. пособие. – Мн., 2001.
10. Законодательство Республики Беларусь о средствах массовой информации / Составитель Н.Н. Довнар. – Мн., 1998.
11. Ким, М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. – СПб., 2004.
12. Ким, М.Н. Современные жанры журналистики. – СПб., 2004.
13. Корконосенко, С.Г., Ворошилов, В.В. Право и этика СМИ: Учеб. пособие. – СПб., 1999.
14. Корконосенко, С.Г. Основы журналистики. – М., 2006.
15. Кузнецов, Г.В., Цвик, В.Л., Юровский, А.Я. Телевизионная журналистика. – М., 1998.
16. Лазутина, Г.В. Жанры журналистского творчества: учебное пособие для вузов / Г.В. Лазутина, С.С. Распопова. – М.: Аспект-Пресс, 2011. – 320 с.
17. Основы творческой деятельности журналиста / Редактор-сост. Корконосенко С.Г. – СПб., 2000.
18. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2003.
19. Прохоров, Е.П. Журналистика и демократия. – М., 2001.
20. Радиожурналистика / Под ред. А.А. Шереля. – М., 2002.
21. Социология журналистики / Под ред. С.Г. Корконосенко. – М., 2004.
22. Средства массовой информации постсоветской России / Под ред. Я.Н. Засурского. – М., 2002.
23. Стрельцов, Б.В. Основы публицистики. Жанры. – Мн., 2002.
|
24. Телерадиоэфир: история и современность / Под ред. Я.Н. Засурского. – М., 2005.
25. Тертычный, А.А. Жанры периодической печати. – М., 2000.
26. Типология периодической печати / Под ред. Я.Н. Засурского. – М., 1995.
27. Фихтелиус, Эрик. Десять заповедей журналистики. Пер. со шведского В. Меджнун. – Стокгольм, 1999.
Дополнительная литература:
1. Аграновский, В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. – М., 1999.
2. Ананич, Л.С., Воробьёв, В.П. Информационное пространство Беларуси. – Мн., 2003.
3. Ворошилов, В.В. Журналистика и рынок: проблемы маркетинга и менеджмента средств массовой информации. – СПб., 1997.
4. Гуревич, С.М. Номер газеты. – М., 2002.
5. Гуревич, С.М. Номер газеты. – М., 2002.
6. Дзялошинский, И.М. Журналист в посттоталитарную эпоху. – М., 1996.
7. Дубовік, В.І. Раёнка: чаму вучыць яе гісторыя, тэорыя і практыка // «Беларуская думка». – 2001. – № 12.
8. Дубовік, С.В. Сацыяльны патэнцыял беларускай перыёдыкі. – Мн., 2000.
9. Лазутина, Г.В. Профессиональная этика журналиста. – М., 1999.
10. Лысакова, И.П. Пресса перестройки. – СПб., 1993.
11. Орлова, Т.Д. Теория и методика журналистского творчества. – Мн., 2005.
12. Парыгин, Б.Д. Анатомия общения. – СПб., 1991.
13. Планирование работы в редакции / Под ред. С.М. Гуревича. – М., 1979.
14. Работа с письмами в редакции / Под ред. С.М. Гуревича. – М., 1991.
15. Русакевич, В.В., Ананич, Л.С., Воробьёв, В.П. Газета + радио. В помощь редакторам региональных СМИ. – Мн., 2004.
16. Сидоров, В.А. Прогноз в журналистике: Учебн. пособие. – СПб., 2001.
17. Симанчук, И. Рассуждения об обязанностях журналистов или 7 заповедей Ломоносова // «Журналист». – 2001. – № 6.
|
18. Средства массовой информации в современном мире. Материалы конференции. – СПб., СпбГУ, 2002.
19. Стральцоў, Б.В. Публіцыстыка. Жанры. Майстэрства. – Мн., 1977.
20. Стральцоў, Б.В. Метад і жанр. Асновы творчага майстэрства журналіста. – Мн., 2002.
21. Тертычный, А.А. Расследовательская журналистика. – М., 2002.
22. Тертычный, А.А. Аналитическая журналистика. – М., 1998.
23. Ткачев, П.И. Границы жанра. – Мн., 1977.
24. Уилмен, Дж. Журналистское расследование: современные методы и техника. Пер. с английского. – М., 1998.
25. Федотов, М.А. Правовые основы журналистики. – М., 2002.
26. Шампань, П. Делать мнение: новая политическая игра. Пер. с французского. – М., 1997.
27. Шомели, Ж., Уисман, Д. Связи с общественностью. – СПб., 2003.
Содержание дисциплины
Журналистика как сфера массово-информационной деятельности. Причины и предпосылки возникновения журналистики (изобретение печатного станка, бумаги, создание почты, рост образовательного уровня населения). Массово-информационная природа журналистики. Информативность. Декодируемость. Релевантность.
Журналистика как фактор социального управления. Консервативная, реакционная, прогрессивная позиция. Дезинформация. Единое мировое информационное пространство. Информационная безопасность.
Функции журналистики. Понятие функции применительно к журналистике. Общая характеристика функций: идеологические, культурно-образовательные, рекламно-справочные, рекреативные функции. Непосредственно-организаторская деятельность журналистики. Функции журналистики как система, их взаимодействие.
Журналистика как социальный институт. Журналистика и информационный порядок в демократическом, гуманистически ориентированном обществе. Государственная политика в области СМИ. СМИ как «четвертая власть». Достижение информационной безопасности. Политическая культура журналиста. Политический анализ.
|
Исторические типы журналистики (феодально-монархическая, религиозно-клерикальная, буржуазная, социалистическая).СМИ в переходный период развития обществ.
Свобода печати и журналистской деятельности. Свобода, необходимость, ответственность. Экономические условия и факторы свободы СМИ. Юридическая сторона свободы журналистики.
Социальная позиция журналиста. Формирование социальной позиции. Социально-мировоззренческая, общественно-политическая позиция.
Трансформация принципа «партийности печати». Журналист и государство. Журналист и аудитория. Проблема принципиальности журналиста.
Принципы журналистской деятельности. Правдивость и объективность, народность, патриотизм, интернационализм, демократизм, массовость.
Журналистика как система средств массовой информации. Пресса. Специфика центральной и региональной печати. Районные и многотиражные газеты. Общественно-политические журналы. Информационные агентства.
Электронные средства массовой информации. Специфика радио и телевидения. Интернет как новое коммуникационное поле СМИ. Журналистские ресурсы интернета. Взаимодействие средств массовой информации.
Журналист как субъект деятельности СМИ. Профессиональные качества журналиста. Гражданская ответственность журналиста. Журналистская этика. Правовое положение журналиста. Авторское право в журналистике. Профессиональные организации журналистов.
Редакция как форма организации журналистского труда. Главный редактор. Редколлегия. Секретариат. Литературные отделы. Обозреватель, корреспондент. Планирование журналистской деятельности и фактор оперативности. Планерки и летучки. Обратная связь с читателями.
Экономика редакции. Рекламная и коммерческая деятельность. Технические службы. Выпуск газеты.
Управление редакционным коллективом. Система управления редакцией. Моделирование. Планирование. Стимулирование работников редакции. Контроль и проверка исполнения.
Социологические исследования в журналистике. Основные методы социологического изучения журналистики: наблюдение, опрос, анализ, эксперимент. Изучение газетной почты и деятельности внештатных корреспондентов. Анкетирование.
Деловая пресса. Особенности бизнес-журналистики. Четыре типа деловых изданий. Принцип отбора фактов. Структура материала. Основные жанры деловой прессы: новость, оперативный комментарий, аналитическая статья.
Гласность и ее обеспечение в журналистике. Гласность и свобода печати. Информационное обеспечение гласности. Социальные эффекты информационной деятельности. Плюрализм – одна из сторон гласности. Обеспечение гарантии гласности.
Региональная пресса. Районная газета как образец региональной печати. Главные причины приоритета районки. Межрайонные издания.
Закон «О средствах массовой информации». Основные положения о СМИ. Основание и организация деятельности СМИ. Распространение массовой информации. Отношения СМИ с гражданами, государственными органами и организациями.
Информационные агентства в системе СМИ Беларуси. Объективные предпосылки создания специальных служб, призванных осуществлять сбор и обработку оперативной информации, и масштабное снабжение ею органов прессы – информационных агентств. Агентства на белорусском информационном рынке (БелТА, БелаПАН и др.).
Инфраструктура журналистики. Необходимые условия существования журналистики как системы СМИ и как специального института.
Пресс-службы, пресс-центры. «Службы связи с общественностью» (PR-агентства). Киностудии, звукозаписывающие фирмы, библиотеки, архивы, кинофонды. Предприятия полиграфии. Почта и связь.
Правовые и этические нормы работы журналиста. Политическая культура журналиста. Кодекс чести журналиста. Общественные журналистские объединения. Закон Республики Беларусь о СМИ.
СМИ в Беларуси в период становления демократии. Особенности функционирования национальной системы СМИ. Эволюция политической субъектности журналистики. Электоральная модель журналистики. Проблематика белорусской прессы начала нового информационного века. Аналитический характер современной белорусской прессы.
Современная массово-информационная деятельность СМИ. Основные направления реализации государственной информационной политики. Журналист в экстремальной ситуации. Журналистское расследование. Психологическая культура коммуникативного взаимодействия в профессиональной деятельности современного журналиста.
Общественное мнение и СМИ. Опросы общественного мнения: цель и результаты. Формирование посредством СМИ общественного мнения. Проблемы социологических опросов. Пути усиления политической роли общественного влияния и СМИ как инструментов подлинной демократии.